Четверг, 18 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Иван Федяков: «Лишив мелких торговых предпринимателей возможности заработка, мы рискуем вытолкнуть их за рамки закона»

Что может грозить малым торговым форматам, если инициатива главного нарколога РФ Евгения Брюна о запрете продажи алкоголя в магазинах, расположенных в жилых домах, получит законодательную поддержку? Об этом портал Profibeer побеседовал с Иваном Федяковым, генеральным директором ИА «INFOLine».

— Ни к чему хорошему для бизнеса такая инициатива не приведет. В большинстве случаев работа продовольственных магазинов относительно небольших форматов дохода исключительно за счет продажи алкогольной продукции. Запрет на реализацию спиртного сделает их существование в принципе нерентабельным и приведет к массовому закрытию таких объектов торговли по всей стране. Этот сценарий, к сожалению, уже знаком мелкой рознице, в частности ларькам и киоскам, которые в свое время были вынуждены закрыться после введения для них определенных требований к площади торгового пространства при продаже алкоголя. И кстати, многие владельцы закрывшихся ларьков и киосков ушли тогда именно в магазины этого формата, на первых этажах жилых помещений. Поэтому, если нынешний виток возвращения к данной теме перерастет в очередной законодательный запрет, это уничтожит бизнес этих предпринимателей уже окончательно.

— Между тем, на мой взгляд, эта мера совершенно избыточна и никак не повлияет на объемы и частоту употребления алкоголя. Торговля, в том числе спиртными напитками, на первых этажах жилых домов распространена во всем мире, и если в российской практике с подобными магазинами иногда и связаны некоторые инциденты, доставляющие неудобства жителям дома, разбираться с такими случаями — дело полиции, имеющей для этого все необходимые полномочия. Я совершенно не вижу здесь повода для массовых петиций на федеральном уровне и думаю, что за попытками столь радикальными мерами прекратить существование этих форматов торговли стоят, скорее всего, другие аспекты социальной напряженности, в том числе и недовольство бездействием региональных органов власти и правопорядка.

— Кроме того, эта инициатива очень серьезно противоречит стратегии развития розницы, декларирующей равенство всех возможных форматов торговли и их балансировку, поскольку с экономической точки зрения рентабельность гипермаркетов всегда по определению выше, чем у магазинов шаговой доступности. Не случайно за рубежом законодатели чаще всего вводят те или иные ограничения на торговлю в гипермаркетах: отсутствие возможности продавать крепкий алкоголь, как в Финляндии и странах Скандинавии, или ограничения по времени работы, как во Франции (к слову сказать, только в России гипермаркеты крупных международных сетей работают 24 часа в сутки). У нас в этом смысле — абсолютно либеральное законодательство, что по большому счету не плохо, поскольку благодаря этому торговля в последнее время бурно развивалась. Но важно понимать, что любые попытки искусственно ограничить в возможностях целый сегмент торговли отзовется не только на участниках рынка, но и на потребителях. Сегодня первые этажи в жилых домах занимают, наряду с несетевой розницей, и крупные сетевые игроки магазинов шаговой доступности, например «Дикси», «Пятерочка» и многие другие. И хотя отсутствие алкоголя в ассортименте, может быть, не вынудит их закрыться, неизбежное в этом случае падение рентабельности будет компенсировано ими существенным ростом цен на другие товарные категории.

— Другой вопрос, что магазины на первых этажах жилых домов действительно требуют к себе пристального внимания. Не секрет, что массовый перевод жилого «первоэтажного» фонда в нежилой под нужды торговли сопровождался в свое время серьезными нарушениями. Жилые здания, построенные еще в советское время, не предполагали таких перепланировок, когда проем окна существенно расширяют и делают из него витрину или дверь, их уровень шумоизоляции, вентиляции не приспособлены для функционирования в формате коммерческой недвижимости. Однако рынок, подогреваемый, во-первых, острейшим дефицитом торговых площадей в принципе, а во-вторых, миграцией бывших владельцев ларьков и киосков, о которой я уже упоминал, на многое закрывал глаза. В итоге к сегодняшнему дню мы имеем критическую массу таких объектов, функционирующих с нарушениями всевозможных норм и регламентов, и с ними, безусловно, нужно разобраться.

— Но это — вопрос поступательных, последовательных мер в среднесрочной перспективе. К сожалению, у нас нет к настоящему моменту никаких норм по обеспеченности строящихся жилых зданий нежилым фондом, хотя технически с точки зрения плотности населения их несложно рассчитать. И если в доме проживает, например, 1000 человек, для этого жилого фонда уже будет целесообразно открытие магазина шаговой доступности и нескольких предприятий сферы услуг. Сейчас такая торгово-сервисная инфраструктура предусматривается на этапе проектирования только в жилье бизнес-класса, а в эконом-сегменте строители все еще пренебрегают социальным комфортом будущих жильцов ради собственной выгоды, штампуя квартиры и дома, в которых нет элементарных условий для жизни.

— Поэтому, повторюсь, принимать решения в отношении мелкоформатной розницы в жилых домах нужно не торопясь, без радикализма. Альтернативы у владельцев этих магазинов нет — только рынок труда. Торговых площадей для них уже не будет: все мало-мальски пригодные для строительства отдельных объектов земли уже использованы, а вхождение в новые жилые комплексы для них маловероятно, поскольку крупные торговые сети очень серьезно мониторят всю строительную активность, бронируя за собой подходящие площади еще на этапе застройки и открываясь уже в момент сдачи жилого объекта. Лишив в антиалкогольном запале мелких торговых предпринимателей возможности заработка, мы рискуем вытолкнуть их за рамки закона — в торговлю из-под полы, через интернет, то есть в совершенно неконтролируемые форматы. Так что, резюмируя сказанное, подчеркну — разбираться нужно с первопричиной проблемы, иначе мы получим очередной пример того, как бездумное «закручивание гаек» приводит к совершенно обратному эффекту.
 
Profibeer.ru
30.12.2015