Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Украина. Эволюция пивной отрасли: от дойной коровы к рождественской индюшке

или Спасет ли новый Налоговый кодекс нацию от алкогольной деградации?

Новый Налоговый кодекс, принятый на прошлой неделе, стал объектом баталий множественных отраслевых лоббистов с правительством. Нефтедобытчикам, аграриям, табачникам и некоторым другим индустриям удалось хотя бы частично отстоять свои позиции. Чего не скажешь о пивоваренной отрасли, которую в 2016-м ждет двукратное повышение акциза до 2,48 гривны за литр напитка, как и предполагалось в ранних проектах налоговой реформы Министерства финансов.

При таком скачке даже предыдущее увеличение акциза на 42,5% весной 2014-го кажется пивоварам не настолько большим шоком. Особенно после падения их рынка почти на 25% в первой половине нынешнего года. О том, почему пивовары так разочарованы налоговыми новшествами, и как они отразятся на общих объемах производства, Forbes рассказал генеральный директор Carlsberg Ukraine Евгений Шевченко.

Как в классике советского кинематографа: «Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…» А у нас другая традиция – под Новый год принимать новые ставки акцизного сбора. Именно в период, когда жизненно необходимо принять бюджет, по факту имея серьезный дефицит, под нужды страны подгоняется расчет, который не только закроет бюджетные дыры, но и спасет нацию от алкогольной деградации.

Интересно, что в течение года, когда пивовары предлагают Минфину и Минздраву совместно разработать взвешенные алкогольную и акцизную политики, наподобие тех, что успешно внедрены в большинстве стран мира, спасать нацию становится менее актуально.
Не стал исключением и этот год – разве что кроме того факта, что на этот раз пиво из традиционной «дойной коровы» превратилось в «рождественскую индюшку», как ярко подметило Министерство финансов. И зарезали эту «индюшку» весьма символично – в католический сочельник.

Парламент смог


В ночь перед Рождеством парламент все успел: и изменения в Налоговый кодекс проголосовать, и бюджет, основанный на обновленном кодексе, принять.

С августа пивоваренная отрасль жила в режиме калейдоскопа – каждую неделю в результате переговоров, расчетов, дискуссий и публичных дебатов менялись условия налогообложения отрасли акцизным сбором в 2016 году. Участие принимали и Минфин, и фискальная служба, и парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики.

К сожалению, все наши усилия оказались тщетными. После предложения Минфина повысить акцизные ставки на пиво в два раза и на крепкий алкоголь на 50% политики сначала, якобы, пришли к пониманию, что ставки на разные виды алкоголя нужно поднимать синхронно. Иначе разрушится существующая структура потребления, которая и так не в пользу «менее алкогольных» напитков. Однако в ночь накануне голосования парламентарии вернулись к исходной версии.

Почему так вышло? По официальной версии – потому что крепкий алкоголь уйдет в тень, а пиво – нет, так как теневого рынка пива не существует. Пиво просто сократит объемы производства, а это, по мнению Министерства финансов, неплохо с точки зрения здоровья нации. Только вот никто не учел, что закрытие одного из бюджетообразующих предприятий к меньшему потреблению алкоголя не приведет, ведь эластичность рынка алкогольных продуктов очень высока. Главным же последствием станет сокращение поступлений в центральный и местные бюджеты основных налогов, которые платят компании.

Равно как никто не подумал о том, что линейные расчеты Министерства финансов на бумаге, которую покажут для отчетности МВФ, никогда не материализуются в реальные поступления в бюджет. Отрасль уже лет десять пытается это доказать эмпирическим путем, но правительство неумолимо повышает ставки, просто умножая объемы пива, произведенные в предшествующем году, на новые ставки, и закладывая полученную сумму в доходную часть бюджета. В итоге сокращаются объемы производства, а поступления в бюджет увеличиваются несущественно – и то, исключительно за счет резкого повышения ставок.

Данный механизм увеличения бюджетных поступлений исчерпал себя, в том числе и ввиду наличия на рынке многочисленных негативных микро- и макроэкономических проблем, таких как рекордно низкая покупательная способность населения, проблемы с экспортом в РФ и страны Таможенного союза и т.д. То есть, в перспективе 5-10 лет, поступления будут уменьшаться, вне зависимости от процента увеличения ставок.

Акцизная арифметика

В результате налоговых изменений иностранные и национальные инвесторы останутся крайне разочарованными. Возможны закрытие «лишних» пивоваренных заводов (наши три производственные площадки загружены менее чем на 60% каждый, при этом объемы производства продолжают сокращаться) и увольнения людей.

Остается неприятный осадок, что пивоваренную отрасль снова принесли в жертву. В последний момент «спасли» аграриев, крепкий алкоголь, производителей табачной отрасли, а пиво отдали как компенсатор.

Второй негативный эффект – это продолжающееся падение отрасли. По нашим предварительным расчетам, повышение акциза на 100% приведет к падению объемов рынка на порядка 25%. Таким образом, реальные акцизные поступления в бюджет могут увеличиться не более чем на 40-50%.




В то же время в результате сокращения производства прогнозируется серьезное сокращение поступлений от основных налогов – НДС, налога на прибыль, ЕСВ, НДФЛ – как в пивоваренной индустрии, так и во многочисленных смежных отраслях. В дополнение к этому, содержание государством сокращенных работников всех этих отраслей может не только нивелировать ожидаемые дополнительные поступления от акциза, но и привести в итоге к отрицательному результату. То есть даже в краткосрочной перспективе государство не «сделает» бюджет на поступлениях от акцизного сбора с пива.

Решение Кабмином и Радой принято, и приговор вынесен. Нам остается надеяться на то, что их целью не было искоренение пивоварения в Украине (хотя, судя по налоговой реформе 2014 года, когда регулирование пива было приравнено к регулированию крепкого алкоголя, подобные тенденции прослеживаются).

Тем не менее, мы все же рассчитываем на то, что парламент примет проголосованный в первом чтении законопроект №2971-д о дерегуляции пивной отрасли. Раз уж несправедливому и спонтанному фискальному давлению противостоять пока не получается, это устранит хотя бы регуляторные препятствия ведения бизнеса, а также даст возможность существовать малому и среднему пивоварению. Напомним, что, кроме всего прочего, вопрос лицензий на производство стоимостью в полмиллиона гривен для малых пивоваров до сих пор так и не решен.


forbes.net.ua
 

28.12.2015