Среда, 8 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Без крымской бутылки мир не разберётся

Массандра выигрывает медали в Гонконге и рвётся на стол народный

Мы в знаменитых массандровских подвалах — святая святых отечественного виноделия. Здесь, в нишах, лежат старинные, покрытые толстым слоем пыли бутылки, которым, почти в буквальном смысле этого выражения, нет цены. Самое старое вино в коллекции — «Херес де ла Фронтера» урожая 1775 года, которое в свое время привез из Испании граф Михаил Воронцов. Подумать только: ещё до рождения Пушкина было далеко, а это вино уже существовало.

В 2001 году бутылка этого вина была продана на аукционе «Сотбис» за 50 тысяч фунтов стерлингов. Сейчас в коллекции «Массандры» осталось четыре бутылки уникального хереса, три из которых «обречены» на вечное хранение в музейном фонде. Но дело, конечно, не в деньгах, а в традициях, которые уходят в глубину веков. Часы на башне главного здания отсчитывают историю винзавода с далекого 1894 года. На Исторической площади стоят памятники основателю российского виноделия князю Льву Голицыну и его блистательному ученику Александру Егорову. Сегодня их дело продолжает главный винодел «Массандры» Любовь Тарчинская. Она — одна из немногих в мире, кто пробовал тот самый легендарный «Херес де ла Фронтера» урожая 1775 года. «Это живое вино, хотя ему уже больше двухсот лет», — рассказывает винодел.

Начиная с 1891 года в массандровской коллекции — только вина собственного производства. Всего она насчитывает около миллиона бутылок и является крупнейшей в мире, за что и занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Так что там, в этой знаменитой книжке, без бутылки российского вина, что называется, не разберёшься.

Дважды в своей истории уникальная коллекция оказывалась под угрозой уничтожения. Первый раз, в годы хаоса Гражданской войны, крымские виноделы замуровали вход в подвалы, чтобы мародеры не разграбили национальное достояние страны. А в годы Великой Отечественной самая ценная часть коллекции была морем эвакуирована на материк, откуда вернулась уже после окончания войны.

«Наше самое знаменитое вино — «Мускат белый красного камня». Самое титулованное вино в мире, аналогов которому не существует, — говорит Любовь Тарчинская. — Оно производится исключительно из винограда, произрастающего на небольшом участке земли в районе села Краснокаменка в Большой Ялте. Создатель вина — Александр Егоров. На различных международных конкурсах «Мускат белый красного камня» получил 4 гран-при, 22 золотые и одну серебряную медаль».

Всего же «Массандра» выпускает более 80 марок вина на любой вкус — такого ассортимента продукции нет ни у одного другого российского винодельческого предприятия.

Вино как национальное достояние

«Массандра» — достояние всей России, — говорит генеральный директор объединения Янина Павленко. — Не случайно после воссоединения Крыма с Россией предприятие было передано в Управление делами Президента».

В свое время князь Голицын мечтал о том, чтобы российское вино могло успешно конкурировать с известными французскими и итальянскими винами. В сущности, предпринятое Львом Сергеевичем строительство винзаводов в Новом Свете, Абрау-Дюрсо и Массандре было ничем иным, как программой импортозамещения по-голицынски. И сегодня российское вино не уступает лучшим мировым образцам. Доказательство — многочисленные награды на международных конкурсах, полученные, в том числе, и в этом году, несмотря на то, что крымским виноделам приходится работать в условиях, когда международное сообщество не признает российского статуса полуострова.

В ноябре «Массандра» вместе с другими крымскими винодельческими предприятиями приняла участие в винной выставке в Гонконге Hong Kong International Wine & Spirit Fair. При этом все четыре образца вин, выставленных на конкурс, получили награды. «Мускат белый Ливадия» завоевал серебро, а «Херес Массандра», «Портвейн красный южнобережный» и «Бастардо Массандра» — бронзу.

Как отметил известный французский винный критик Паскаль Дюранд, который, кстати говоря, в своё время посещал Крым и Севастополь вместе со своим (а с некоторых пор — и нашим тоже) знаменитым соотечественником Жераром Депардье, вкус и букет крымских вин созвучны предпочтениям жителей Юго-Восточной Азии. И в полном соответствии с этим замечанием «Массандра» сегодня успешно продаёт свою продукцию на китайском рынке.

Впрочем, не забывают крымские виноделы и о старушке Европе. В ноябре наши вина успешно участвовали в фестивале в итальянском Мерано, а уже в этом месяце «Массандру» посетил итальянский винодел Антонио Меролла, в планах которого долговременное сотрудничество с предприятием. Ну а чуть раньше, в сентябре, мир буквально взорвал приезд в «Массандру» Сильвио Берлускони и Владимира Путина. Для Путина, кстати говоря, это было второе посещение предприятия. Впервые он побывал здесь еще в 2003 году. На память о том первом визите в подвалах «Массандры» хранится подаренная российским президентом бутылка… водки «Русский стандарт» — наша страна знаменита на весь мир еще и этим напитком.

Лучше один раз попробовать, чем десять раз услышать

В то же время было бы неправильно утверждать, что у крымского виноделия нет проблем. По словам Павленко, износ основных фондов «Массандры» доходит до 90 процентов. Предприятие нуждается в глобальном техническом перевооружении. Еще одна важнейшая задача — посадка новых виноградников. «Просить деньги — проще всего, — говорит директор. — Но я прекрасно понимаю, что на сегодняшний день у государства много других важных забот. Поэтому мы, прежде всего, рассчитываем на собственные силы. Всего одна цифра. В этом году мы разольём 15 миллионов бутылок вина — в два раза больше, чем в прошлом».

«Особая благодарность — депутатам Государственной Думы, они всегда идут навстречу крымским виноделам, — говорит Павленко, которая, кроме всего прочего, еще и возглавляет Крымское бюро винограда и вина. — Прежде всего — Глебу Хору и Виктору Звагельскому. Именно их усилиями, в частности, были внесены изменения в федеральный закон №171 «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которые защищают производителей, делающих вина из собственного винограда».

Теперь в России, так же, как и в Европе, появятся «вина защищённых географических указаний» и «вина защищённых наименований места происхождения», к числу которых будут относиться и вина «Массандры». Ну и, конечно, это даст, наконец, возможность называть уникальные массандровские вина, которые по традиции крепятся зерновым спиртом, не «винными напитками», а «винами».

«Человек должен знать, что он покупает крымское вино, а не вино, привезённое из Чили, Аргентины или ЮАР и налитое в бутылочку с надписью «Вино России», — говорит Павленко.

«У нас лучше?» — спрашиваем мы.

«Обижаете! — отвечает директор. — Но я не буду вас ни в чём убеждать! Лучше один раз попробовать, чем десять раз услышать!»

И мы отправляемся на дегустацию в зал, который здесь теперь называют путинским.

В 1928 году Максим Горький, во время одного из приездов на завод, написал: «Пил и восхищался. Уехал отсюда сравнительно трезвым только по недостатку времени». Вот и нам тоже времени немного не хватило…

Кстати

Блэкаут вдохновил коллектив «Массандры» на создание новой экскурсии «Вино и свечи», которая накануне Нового года пришлась особенно по душе посетителям.

Виноделы Крыма и Кубани выпустят ограниченную партию вина «Крымский мост». В проекте принимают участие пять предприятий, среди которых «Фанагория», «Шато Тамань», «Саук-Дере», "Массандра» и «Новый Свет». В честь строительства моста «Массандра» заложила на выдержку 6 тысяч бутылок хереса и столько же муската белого. Планируется, что вино поступит в продажу в 2019 году — после официального запуска движения по мосту через Керченский пролив.
 
Парламентская газета
19.12.2015