Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Дмитрий Русаков: «Самая проблемная часть внедрения ЕГАИС – это оптовое звено»

Дмитрий Русаков: – В программе, наверное, было написано, что я поделюсь информацией по адаптации ЕГАИС к инфраструктуре, но на самом деле мне кажется, что этот вопрос не очень сильно всех волнует. Инфраструктура у всех абсолютно разная, и мне кажется, что это не самый важный момент сейчас. Я очень коротко коснусь того, что мы сделали с компанией «ЦентрИнформ», с поставщиками алкоголя, с компаниями «Дикси» и «Магнит» за последние три года. Год назад к нам присоединились остальные крупные ритейлеры, которые входят в группу АКОРТ, и мы плодотворно поработали для того, чтобы самолет с бассейном, банями и всем остальным вообще смог подняться в воздух.

— Есть много вопросов о том, получится ли. Но надежда на это есть. В 2012 мы начали пилотное общение с РАР относительно того, что собой представляет ЕГАИС, зачем он нужен. Нашли в этом потенциал, в том числе возможность отсекания сектора рынка, который занимает от 30% до 60% оборота алкоголя. Глава Росалкогольрегулирования в последнем интервью заявил, что, если я правильно помню, около 22%. Фактически мы все это время тестировали ЕГАИС в рознице. Можно сказать, что нам более или менее удалось. Львиная доля касс, уже отправляющих данные в ЕГАИС – это те 5-8 участников, крупных ритейлеров, которые последние полтора года оснащают свои кассы. Фактически мы оснастили большое количество касс еще в прошлом году, а в этом уже планомерно раскатываем. Не ошибусь, если скажу, что все крупные сети построили свои планы таким образом, чтобы к концу этого года каждая касса была оснащена специальным сканером.

– Есть такая чудесная штука — «облачко» ЕГАИС, в котором все работают. Есть чудесный модуль ЕГАИС, который работает уже шесть лет. Мы очень активно интересуемся у производителей о том, что же происходит в их ЕГАИС производстве и какой нам с ними обмениваться информацией. Также большой модуль с шестью участниками с пятью пунктами фиксации оборота. Мы понимаем, что поставщиков в цепочке, которую мы активно рассматриваем, может быть несколько. После производителя дистрибьютор, потом оптовик, потом два оптовика, которые кому-то отправили, а потом это приехало в торговые сети или в магазин. Схема на самом деле не прозрачная, как и весь российский бизнес. И самый последний, самый простой момент – это ЕГАИС в рознице. Есть потребитель, который с дрожащими ручонками хочет купить бутылочку алкоголя, и мы ее должны попытаться ему продать в новых реалиях. На нас недавно накатилась вся эта волнующая тема по вопросам, которые я сегодня слышал. Что же делать с оптом? Ответа нет и у нас, поверьте.

– Мы долго думали, кто же главный бенефициар всего процесса с ЕГАИС. Росалкогольрегулирование как регулятор? Нет. Алкогольный производитель? Нет. Главный человек – потребитель. Мы все здесь работаем, чтобы человек в какой-то из торговых точек купил эту продукцию. Производитель работаем, чтобы она дошла до торговой точки. Появляется некая сущность – бутылка алкоголя с маркой. Мы провели большое количество тестов различных сканеров. Разные сети используют разные модели сканеров, но есть три основные. Но все сканеры приблизительно одинаково читают эту марку. И российский рынок для производителей сканеров сейчас является чуть ли не основным, потому что нигде в мире такого пока нет. Есть терминал с интегрированным ПО ЕГАИС, у нас тоже он в больших сетях, он более проблематичен, потому что часто бывает, что не одна касса в магазине, а до восьмидесяти. Карты мы сейчас тоже активно покупаем и обращаем внимание на то, что надо торопиться их выписывать. Центров, которые могут выписывать эти «джакарты», сейчас не так много. И как вы понимаете, сети к ним ломанулись первыми и встали в очередь. Выпускаться эти карты могут ежедневно в ограниченном количестве. Поэтому кто первый пришел, кто ранее получил «джакарты», помните, что они вам еще пригодятся. Итак, карта все дело подписывает, терминал печатает чек с QR-кодом. Мы с Росалкогольрегулированием сейчас активно обсуждаем интересную проблему – изменение QR-кода, чтобы он был немного меньше. Далее все чудесным образом сваливается потребителю. ЕГАИС для розницы в данный момент работает в асинхронном режиме. Это означает, что, несмотря на слова Чуяна, пока никакой онлайн фиксации нет. Сейчас фиксация идет фиксация офлайн. И из этого следуют наши возможности и потенциальные проблемы.

– Открытых вопросов сейчас по сути два. О качестве акцизных марок сказал представитель «ЦентрИнформа». Действительно, у нас в сетях год-полтора года назад, когда мы все это дело вводили, 60-70% алкогольных марок не читалось. Для того, чтобы избежать всего этого, мы поставили на входе контроль качества акцизных марок. И если в зале есть производители, то они наверняка обижены на торговые сети, потому что мы очень большое количество алкоголя отправляли обратно. Когда у нас не читается одна бутылка из тысячной партии, эту партию мы целиком разворачиваем. К сожалению, производители тоже правильные люди, и они рассудили, что если сети ввели контроль, то сами будут отправлять непринятую продукцию в традиционную розницу, то есть всем присутствующим здесь. Поэтому когда более мелкие сети подключались к этому процессу, количество несканируемых марок в магазине могло достигать 90%. Условно говоря, если «Магнит», «Дикси» и Х5 ввели контроль полтора года назад и начали отсекать, то после этого еще присоединились люди, начали устанавливать сканеры в магазинах, и оказалось, что 90% продукции в них не читается. И им пришлось ждать, пока весь товар уйдет потребителям.

– Вторая большая проблема, которую здесь необходимо отметить, – система мониторинга транспортного модуля. Пока по регламенту он работает 72 часа, но информация о том, как он работает, отправил ли он все документы в Росалкогольрегулирование, все ли они дошли, отсутствует. Сейчас такая процедура до конца не разработана, поэтому может случиться, что у вас какой-то чек не ушел, а вы о нем пока не знаете, но продажи через 72 часа заблокировались. Это очень большая проблема и для сетей, и для вас. И сейчас мы активно работаем с «ЦентрИнформ» для того, чтобы систему мониторинга стандартизировать и воткнуть ее в самый универсальный транспортный модуль, чтобы он делал на эту тему отчет. Кроме этих двух вопросов, по поводу ЕГАИС в рознице все довольно просто.

– По поводу опта. Никто из участников рынка на самом деле не знает, как работает опт, потому что в нем происходит множество движений, которые не учитываются подзаконными актами, и очень часто многое происходит по понятиям. Мы пытались разобраться в этой схеме, и сейчас буду разбираться в ней вместе с вами. Есть несколько участников, для упрощения возьмем три: производитель, промежуточный этап, например, оптовик и магазинчики. Когда производитель регистрирует продукцию в ЕГАИС, у нас рождаются справки «А». У производителя две производственные партии – он произвел продукцию «А» в один день и в другой. У него она зафиксирована два раза. Когда в первый день мы делаем им заказ, например, в 500 бутылок, он отгружают продукцию на наш склад по справке ТТН-1, А1, Б1. Мы принимаем ее на склад, может быть, даже через работающий ЕГАИС. На следующий день делаем еще один заказ, и оказывается, что у него из первой партии больше нет никакого товара, и он оформляет это дело так: кладет в одну ТТН две разные справки «А» и «Б». Вроде бы все красиво и логично, и у нас рождает такое понятие, как партия в привязке с этими документами. Проблема начинается в момент, когда розничный оператор должен все распихать по маленьких заказам. Например, из магазинов поступает 20 заказов по 50 единиц в каждом. Что должно происходить? И почему самая большая проблема внедрения ЕГАИС – это оптовое звено? Дело в том, что при отгрузке всей продукции мы должны четко зафиксировать в ЕГАИС по какой конкретно справке «А» и «Б» к нам пришла эта продукция. Трагедия в том, что сделать это нереально, потому что на коробке, логистической единице, в настоящий момент нет никакого обозначения – к какой справке «А» и «Б» она принадлежит. Если, как в анекдоте, кладовщик чихнул, то есть кто-то на одинаковую продукцию перепутал два документа, то честность всего учета партии мгновенно исчезает. Соответственно все это при отправке должно фиксироваться в ЕГАИС, рождается множество новых документов. Процедура очень сложная, мы ее сейчас разбираем очень детально в специальной рабочей группе, в которую входит множество экспертов, производителей, дистрибьюторов, импортеров, ритейлеры. Могу сказать, что в настоящий момент мы уже договорились на 90%. И к концу первого квартала почти все российские производители алкоголя, которые, по крайней мере, работают с организованной розницей, торговыми сетями, будут использовать уникальный код коробки. На каждую коробку будет наноситься специальный код, к которому будет привязан специальный электронный документооборот, может быть, через систему EDI или универсальный транспортный модуль. Сейчас мы работаем с «ЦентрИнформ» и Росалкогольрегулированием для того, чтобы у нас физический оборот товара наконец-то совпал с документальным на бумаге, в ЕГАИС, в бухгалтерии и по системе декларирования. Мы все знаем, что в настоящий момент все эти четыре системы различны и не пересекаются между собой.

– Самая главная проблема – это доступность системы ЕГАИС. Мы очень рады тому, что в ближайшую неделю произойдет переход на продуктивный контур, поскольку если сейчас ЕГАИС не доступен хотя бы 15 минут, то у меня ночью тормозится отгрузка всего товара во все свои магазины. Так как я не могу позволить себе возить хлеб отдельно от алкоголя, а ЕГАИС не выдает фиксацию, я торможу отгрузку, и бабушка, когда придет утром в магазин, рискует не купить хлебушек, бананчики и все остальное. Мы с регулятором активно думаем над проблемой доступности ЕГАИС.

– И вторая важная проблема, которой я коснулся, – это организация учета партии. Потому что без кодирования каждой логистической единицы никому пока не удалось организовать честный учет партии. И даже крупным международным ритейлерам с большим интернациональным опытом.



vin-souz.ru
 

14.12.2015