Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Беларусь. Противоречивое отношение к себе самому

У жителей нашей страны отношения с алкоголем, мягко говоря, противоречивые. Да, Минздрав давно опроверг выводы ВОЗ, пытавшейся навесить на белорусов клеймо «самой пьющей нации»: мол, в среднем на каждого жителя приходится около 17,5 литра спиртного в год. Медики на фактах доказали: международные эксперты располагали устаревшими данными, за 2008 — 2010 годы, а в последнее время население пьет меньше, истинная цифра — чуть больше 10,4 литра алкоголя в год на душу. Но ведь все равно много! И мы по–прежнему входим в двадцатку самых «употребляющих» стран. Как снизить показатель?

Есть довольно действенные способы. Жесткие меры введены в отношении пьяных за рулем — и это, по информации сотрудников Госавтоинспекции, дало отличные результаты: число аварий по вине нетрезвых водителей снизилось на 22 процента, смертельные ДТП — на 40 с лишним процентов. Запрет на продажу спиртного в определенное время суток, который у нас то вводится, то отменяется, тоже косвенно улучшал статистику. В МВД подсчитали: в периоды «временных лимитов» в состоянии алкогольного опьянения совершается меньше преступлений. Но сейчас, к сожалению, каждое четвертое убийство, кража или изнасилование — это результат помутнения разума под градусом.

В общем, воз–то вроде движется, но медленно и с частыми остановками. В подтверждение этому — цифры, приведенные судмедэкспертами. По их оценкам, за год только в Минской области от отравления алкоголем умерли более 250 человек, а по стране — более полутора тысяч! И показатель на таком уровне регистрируется вот уже несколько лет. Главный государственный судмедэксперт по Минской области Сергей Парфенов уверен: тут дело даже не в качестве алкоголя — суррогат и конфискат употребляют все реже. Скорее в количестве выпитого: когда разливают бутылку по стаканам, о промилле не думают. А вскрытие потом показывает: человек осушил две бутылки водки! Выдержит такое только очень крепкий организм. А если человек сроду не потреблял спиртного в таком количестве? Если парень пробует водку впервые? Толерантности к алкоголю нет, как рассчитать дозу — непонятно. А тут еще приятели подзадоривают: давай, выпей, сможешь еще? Сто, двести, триста... Азарт приходит во время игры. Только вот концовка у таких «соревнований» частенько самая печальная. Еще не забылась история в Пинске, когда трое учащихся колледжа решили отметить день рождения тремя бутылками водки. В результате 15–летний парень, примерный сын, надежда родителей, погиб, его приятель попал в реанимацию. Не пострадал только третий: возможно, его организм к таким дозам был привычен...

Если нет денег — в ход идут самые дешевые вина, а порой и лекарства. В аптеки же то и дело тянутся вереницы пропойц. Берут настойку боярышника, эхинацеи, пустырника, женьшеня — какая «приправа» будет у спирта, роли не играет. Садят печень, сердце, а итог?..

Оказаться на грани жизни и смерти после лишних ста граммов может любой — и студент престижного вуза, и отец семейства, и бездомный. К сожалению, чаще всего от отравления алкоголем погибают у нас люди трудоспособного возраста. Когда родственники приезжают в морг, повисает мучительная пауза. Ясное дело, не стало близкого человека, в семье горе. Но как же обидно, что брат, муж или чей–то сын ушли из жизни так глупо! По собственной слабости, легкомыслию, из–за неумения сказать «стоп!».

Медики оценивают ущерб от потребления населением алкоголя в 6 процентов ВВП. Что сопоставимо с бюджетами Минздрава и Министерства труда и соцзащиты. Поэтому борьбу с «зеленым змием» и дальше будут усиливать. Впереди еще долгий путь, где придется искать компромиссы с интересами производителей и торговли. Как бы то ни было, до 1 января Совету Министров дано поручение выработать единые меры по сокращению употребления алкогольной продукции. Какими они будут? Возможно, будут учтены самые неожиданные предложения, среди которых, например, такое: 0,1% выручки от продаж спиртного направлять на борьбу с дурной привычкой. Сумма получилась бы внушительная. Тогда как МВД давно предлагает продавать алкоголь только в специализированных местах, а также повысить возраст, с которого можно купить спиртное, до 21 года. Скажете: слишком? Здесь уместно вспомнить предыдущие инициативы, которые с трудом, но все–таки пробили себе дорогу. Допустим, экспертов всегда возмущала практика выставлять ящики со всевозможным горячительным на самых видных местах торговых точек, чуть ли не у касс, и на акциях, причем без обязательных напоминаний о вреде чрезмерного потребления алкоголя. Пришло время — и сначала повсеместно появились такие предупреждения, а теперь крупные сети стали расчищать свои залы: алкоголь у многих — только на полках.

Хочется верить, что подобные меры в совокупности и помогут нам покинуть ряды злополучной двадцатки. Но знаете, запреты запретами, а в воздухе повисает вопрос: хотим ли мы этого сами? Готовы ли за себя отвечать?


sb.by
 

09.12.2015