Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Быть или не быть орловской водке

16 ноября 2015 года в интернете появился сюжет, приоткрывающий завесу таинственности над визитом В. В. Потомского к председателю российского правительства Д. А. Медведеву. Теперь понятно, зачем орловскому губернатору, прежде всего, понадобилась эта встреча.

Во всяком случае, «расследование», подготовленное журналистами из проекта «Градус-контроль», позволяет делать этот смелый вывод. На встрече обеими сторонами обсуждались разные вопросы, но только один — алкогольный — удостоился пристального внимания «градус-контролёров». Возможно, это неизбежное след­ствие профессиональной специализации авторского коллектива передачи. Однако огромный массив подготовленной и представленной зрителям информации только по одной теме вкупе с какой-то особенной въедливостью аналитиков свидетельствуют, что нерв интриги находится здесь — в водке. Не в напитке самом по себе, каким бы сладким он ни был, а в попытке В. В. Потомского возродить в Орловской области водочное производство. Бизнес этот традиционно и, надо полагать, небезосновательно, связывают с людьми серьёзными, положительными и пользующимся влиянием в обществе. Поэтому любой передел водочного рынка воспринимается в этой среде без удовольствия, что чревато разного рода конфликтами и возмущениями.

Поэтому В. В. Потомский, обладая, как всякий политик, даром предвидения, и встретился с председателем правительства — в целях мирных и созидательных. Кто посмеет возразить председателю? Это умный ход.
Однако очередной выпуск интернет-передачи «Градус-кон­троль», целиком посвященный Орловской области и лично В. В. Потомскому, позволяет сделать вывод, что история с намерением орловского губернатора поддержать определенный сегмент местной экономики, заручившись для этого поддержкой Д. А. Медведева, далека от завершения и, можно сказать, ещё даже не начиналась.

Стилистика передачи вызывает некоторые вопросы, и доказательная база, поддерживающая те или иные умозаключения авторов, на наш взгляд, местами прихрамывает, однако есть и откровенно сильные или просто любопытные моменты, представляющие явный общественный интерес. Поэтому мы решили представить вашему вниманию текстовку данной передачи, чтобы каждый, не торопясь, самостоятельно сделал выводы, пришел к тому или иному умозаключению.

Совершенно очевидно, что водочная тема, поднятая орловским губернатором, вызвала конфликт. Посмотрим, чем он закончится. Поглядим, как он будет развиваться.

Заметим, что мы, в «Красной строке», с подозрением, вызванным опытом, относимся к проявлениям заботы об орловцах, возникающим внезапно и немотивированно из-за пределов Орловской области, поэтому некоторые пассажи передачи заставили нас улыбнуться. Однако, следует признать, что если бы вопрос ставился так: развитие местного приборостроения, оживление сельского хозяйства, возрождение былой славы «орловских рысаков», выведенных, как известно, в Воронежской области, чего «кон­тролеры», по всей видимости, не знали, — или реанимация орловской водки, мы бы, скорее всего, выбрали приборостроение. Но вопрос так не ставится.

Вопрос в том, удастся ли В. В. Потомскому на этот раз осуществить задуманное или новый проект ждёт печальная судьба иных начинаний.

* * *
«Здравствуйте! Наш проект «Градус-контроль» в продолжение серии репортажей о положении на алкогольном рынке в различных регионах страны сегодня представляет итоги очередного журналистского расследования на примере Орловской области.

Поводом для подготовки репортажа послужил ряд статей, опубликованных в средствах массовой информации по итогам встречи губернатора Орловской области Вадима Потомского с председателем правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым. На этой встрече 2 ноября текущего года обсуждались разные вопросы, в том числе связанные с ситуацией на алкогольном рынке области.

В интервью «Первому областному каналу» губернатор признался, что попросил у председателя правительства Дмитрия Медведева содействия в запуске спиртзаводов «Этанол» и «Кристалл», которые смогут добавить в областной бюджет порядка 1 млрд. рублей за счёт налоговых отчислений. Причем губернатор Потомский уже второй раз просит Медведева исполнить его желание.

В нашем репортаже мы покажем на примере темы данной встречи губернатора с председателем правительства, как не убить в нашем народе веру в чудо. Хотелось бы отметить, что данная просьба губернатора далеко не первая.

Основная проблема региона — долги бюджета Орловской области. Чтобы сейчас их покрыть, необходимо прибегать к многомиллиардным кредитам. Ранее губернатор уже делал ставки на другие отрасли. Когда год назад губернатор встречался с руководством страны после полугода работы в должности исполняющего обязанности, он уверенно говорил о бурном росте поголовья скота с построением своих перерабатывающих комплексов, чтобы производить своё молоко, сметану, кефир, йогурты, сыры, а также был решительно настроен подымать промышленность.

4 августа 2014 года он рассказывал президенту страны Владимиру Путину о предприятиях 21 века по программному обеспечению, системе ГЛОНАСС, приборостроению, полупроводниковым системам. Просил поддержки и поручений Министерству промышленности и Министерству связи и массовых коммуникаций о создании подпрограмм по специальному кластеру развития полупроводниковых систем.

На практике, по данным Росстата, по итогам 2014 года зафиксировано сокращение поголовья крупного рогатого скота в Орловской области до 119 тыс. голов, в том числе молочного стада на 10 процентов, и примерно на столько же снизилось и производство молока. Видимо, с полупроводниковыми системами что-то не заладилось, и они не дают такую отдачу. Поэтому и было принято решение озвучить эту проблему на встрече с председателем правительства Дмитрием Медведевым. Но с учетом результатов нашего расследования мы вынуждены разочаровать губернатора Потомского.

С соратниками, с которыми губернатор собрался поднимать алкогольную отрасль, а это директор общества с ограниченной ответственностью «Этанол» Родионов, больших и быстрых денег ожидать не приходится, если речь, конечно, идет о бюджете отрасли.

Действительно, давайте ответим на вопрос, не кажется ли вам, где руководство страны, как золотая рыбка из всем нам известной сказки, может утомиться от бесконечных просьб и обещаний губернатора, которые так и не исполняются (так в тексте. — «КС»)?

Действительно, за последнее время, в период с 2011 по 2014 годы на территории Орловской области утратили свои лицензии 7 спиртовых и ликероводочных заводов. На сегодняшний день только два производителя крепких напитков имеют лицензию.

Значит, на самом деле ситуация на алкогольном рынке Орловской области сложная. Тогда у меня следующий вопрос. Во-первых, в чем причина такого положения дел? Кто виноват и за кого просит губернатор? Например, по данным СМИ, он просит Дмитрия Анатольевича повлиять на РАР, чтобы лицензию на производство водки получила такая организация как управляющая компания «Этанол». Так вот давайте разберемся на примере этой организации, прав ли губернатор, ожидая получать после выдачи лицензии от управляющей компании «Этанол» полумиллиардные доходы в бюджет области.

Согласно реестру лицензий 18 марта 2013 года у завода «Этанол» «Росалкогольрегулирование» приостановило действие лицензии на производство спирта из-за отсутствия специального оборудования по переработке спиртовых отходов, что приводило к загрязнению окружающей среды.

Выполнить это требование «Этанол» то ли не смог, ему оказалось дорого, то ли не захотел. Но в июле прошлого года организация разделилась на две части: открытое акционерное общество «Этанол» (производитель спирта) и общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Этанол» (претендует на производ­ство водки). Но, наверное, по случайному совпадению директор нового «Этанола» Николай Фёдорович Родионов — ранее известный как директор спиртзавода «Этанол». К слову сказать, новый «Этанол» претендует на получение лицензии на производство ликероводочной продукции. Надежды губернатора на получение от нового «Этанола» по 500 млн. рублей акцизов в год надо признать смелыми. Во-первых, даже в лучшие годы, когда «Этанол» имел лицензию, предприятие работало, мягко говоря, не на полную мощность.

Но, может, это всё же честное предприятие, не склонное к нарушениям? Чтобы разобраться, мы обратились в один из центров исследования алкогольного рынка. С нами на связи Андрей Подвальный, представитель автономной некоммерческой организации «Алкомониторинг».

Андрей Подвальный по телефону:
«Это не единственное предприятие в области, которое в период своей работы не использовало свои мощности даже наполовину. С научно-практической точки зрения, уровень безубыточности производства спирта составляет минимум 50 процентов загрузки мощностей предприятия. А для водочного производства — 25 процентов. Это общеизвестные факты. При этом прибыль предприятие начинает получать при загрузке своих мощностей не менее чем на 70 процентов. Это связано с комплексом расходов на нормальную текущую деятельность завода. То есть закупка сырья, заработная плата, коммунальные платежи и так далее. На моей практике не встречал спиртовые или водочные производства, которые работали бы себе в убыток. Зато примеров, когда предприятие работает неофициально, достаточно много».

По данным эксперта, на территории Орловской области дей­ствуют ещё два завода: общество с ограниченной ответственностью «Мценский спиртоводочный комбинат «Орловская крепость» и закрытое акционерное общество «Орловский кристалл», которые имеют лицензию на производство водки, однако не используют свою мощность.
Чтобы докопаться до истины, мы получили архивные спутниковые снимки 2013—2014 годов спиртзавода «Этанол» и управляющей компании «Этанол» специализированной организации, занимающейся спутниковым мониторингом. Снимки датированы после 17 марта 2013 года, то есть после приостановки лицензии. А затем мы обратились к опытному специалисту, занимающемуся дешифровкой спутниковых снимков с 1992 года, с просьбой проанализировать полученные снимки.

По заключению эксперта, в 2013-2014 годах на спиртзаводе ООО «Этанол» осуществлялась деятельность, связанная с производством, хранением и поставкой этилового спирта. А вот на предприятии ООО «Управляющая компания «Этанол» осуществлялась деятельность, связанная с производством, хранением и поставкой спиртных напитков. То есть под руковод­ством одного директора — как старой, так и новой организации — ничто не мешало работать без лицензии. С этим пусть разбираются правоохранительные органы. Мы же думаем, что с такой командой сложно будет пополнить бюджет области, на что так рассчитывает губернатор. К слову сказать, Потомский назначен на должность исполняющего обязанности губернатора Орловской области в феврале 2014 года. Неужели губернатор до сих пор в этом не разобрался? И потом — ну, допустим, чудо случится, и организации получат лицензию. И что — бюджет страны действительно будет пополняться на 500 млн. рублей в год с каждого завода? У нас ряд вопросов, без которых разобраться в этом не получится.

Хорошо, организации поменяли руководство, получили лицензии и выпустили водку с полной налоговой нагрузкой, минимальная цена которой будет составлять 185 рублей. Кому она нужна? Скажите, уважаемые зрители, в наше время вы давно видели магазины с пустыми полками для алкоголя? Может, ситуация на рынке алкогольной продукции Орловской области сложилась по-другому? Что же думают эксперты по данному вопросу?

Андрей Подвальный по телефону:
«Официальные розничные продажи алкоголя за 9 месяцев текущего года в области сократились на 17,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Такая тенденция наблюдается не только в Орловской области, но и в ряде других регионов страны».

Мы решили выяснить, как дела обстоят в рознице Орловской области. Наше журналистское расследование, которое мы проводили в начале ноября текущего года, показало, что, к сожалению, область забита дешёвым контрафактом. Так, из порядка 300 магазинов Орловской области, имеющих розничные лицензии, которые мы успели навестить, 166 торгуют нелегалом, то есть в каждом втором. Вся информация была направлена в компетентные органы для принятия соответствующих мер. А ведь есть же продукция федеральных брендов, на которую уплачен акциз. Как же губернатор собирается решить данный вопрос? За счет регионального сепаратизма или у него есть свои, волшебные методы, как в сказке?

Денег, как мы выяснили, в бюджете Орловской области нет, зато есть бюджетные дырки, которые с таким подходом к решению проблем вряд ли когда-то закроются. Но для нашего вопроса важно другое. Мы убедились, что чистить вам, Вадим Владимирович, полки розницы от контра­факта под продукцию орловских заводов ещё очень долго. Тем более что разве контрафакт по бюджету только ударяет? Нет, и по здоровью бьет.

Андрей Подвальный по телефону:
«Что касается алкогольного рынка Орловской области, то, по данным Росстата, в области наблюдается снижение численности населения. Статистика также свидетельствует об увеличении розничных магазинов в регионе».

Ранее мы обращали внимание, что источником нелегального алкоголя являются такие виды продукции как нелегально произведенный и технический спирт. Но существует ещё один источник контрафактного алкоголя, это спирт медицинский, ярким примером которого является ситуация в Орловской области (так в тексте. — «КС»).

Наше расследование показало, что не все предприятия — производители спирта остановились. О чём губернатор, вероятно, не докладывал в правительство, что на его территории усиленно и круглосуточно работают два бывших лицензиата-производителя спирта, которые в настоящее время производят якобы медицинский спирт и поэтому не платят акцизы. Кого мы имеем в виду? Так, два спиртзавода: ООО «Чистые ключи» (утратило лицензию в 2010 году) и Любовшинский спиртзавод. В 2011 году эти заводы объединились, сменили вывеску на «медицинский спирт» и в июне 2012 года — на организацию московскую фирму РФК (так в тексте. — «КС»), получили лицензию Минпромторга на деятельность по производству лекарственных средств, а именно — на производство фармацевтических субстанций, получаемых методом химического синтеза. Заметьте, какое они нашли оригинальное решение своего главного вопроса: как же не платить налоги.

Фактически организации просто поменяли название и чуть снизили крепость производимого спирта — вместо 98 градусов на 95. Результат — лицензия РАР уже не нужна, теперь есть лицензия Минпром­торга, и при этом ещё и бессрочная. Такие организация, производя свою фармацевтическую субстанцию, не представляют отчетности, не устанавливают счётчики и не передают информацию в ЕГАИС, то есть для государства — это тёмное пятно на карте с огромным количеством неизвестных.

А что же регулятор? Изучив открытые данные в сети интернет, мы узнали, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка не раз вступала в судебные тяжбы с этими заводами, которые, к слову, продолжают загрязнять окружающую среду отходами своего производства.

Хотелось бы спросить у губернатора как у эколога, бывшего гендиректором муниципального предприятия «Экология» Ленинградской области: как же вы допускаете такое загрязнение своего региона?
Исходя из производственных мощностей таких заводов, можно рассчитать объемы выпускаемой ими продукции. Так, каждый из них вполне способен произвести более 2,5 млн. декалитров спирта в год. И это медицинский спирт. Куда же он девается в таких объемах?

Андрей Подвальный по телефону:
«Что касается производства спирта по фармакопейным статьям, то спирт используется для изготовления настоек типа боярышника. Стоимость такой продукции составляет примерно 7—10 рублей за 25 миллилитров. Проблема в том, что подобная продукция пользуется огромным спросом у отдельных категорий граждан, так как в сравнении даже с самой дешевой легальной водкой пол-литровая бутылка сорокоградусной настойки стоит почти в два с половиной раза дешевле».

Пролетая мимо, с высоты птичьего полёта, можно увидеть, что все эти заводы непрерывно работают, трубы дымят, а спиртовозы едут. Что же правительство думает по этому поводу? 27 октября этого года в ходе проведения заседания правитель­ственной комиссии под председательством вице-премьера Александра Хлопонина одобрен проект дорожной карты для алкогольной отрасли. Александр Геннадьевич отметил, что потребление спиртосодержащих жидкостей двойного назначения является одной из острых проблем алкогольного рынка, потому что несет угрозу здоровью и жизни граждан, передает Интерфакс. К этой категории он отнес жидкости, сделанные из нелегального спирта, псевдомедицинских и косметических средств. В первую очередь, проблему потребления спиртосодержащих жидкостей нужно решать в регионах, считает чиновник. Поэтому есть надежда, что со временем эти два предприятия либо наконец-то получат лицензии, либо их закроют.

Ещё одной проблемой алкогольного рынка России, в том числе Орловской области, является выработка и торговля самогоном. В последнее время значительно увеличилось количество продаваемых самогонных аппаратов в России в целом и, в частности, в Орловской области. На самых видных местах в магазинах и лавках представлены спиртовые дрожжи и сахар в мешках с удобной расфасовкой. Соблюдая средства доморощенной конспирации, нам удалось купить этот изысканный продукт домашней выработки у местных жителей.

В СССР изготовление и хранение без цели сбыта самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги или других крепких спиртных напитков домашней выработки, изготовление или хранение без целей сбыта аппаратов для их выработки являлось уголовно наказуемым деянием. Сейчас же уголовная ответственность предусматривается только за самогоноварение в целях сбыта. Данное «несущественное» изменение привело к тому, что эта статья стала «мёртвой» и практически не применяется на практике, так как, по мнению правоохранительных органов, это микронарушение очень сложно доказать. И, кстати, зачастую особо поддающиеся на соблазнение зеленого змия не дожидаются окончания процесса и выпивают брагу. Вам это ничего не напоминает?

И губернатор рассчитывает, что люди, предпочитающие такие напитки, станут покупать дорогой акцизный алкоголь? Ясно одно — работы в алкогольной отрасли Орловской области для губернатора непочатый край. И рассчитывать на быстрые деньги в бюджет от неё явно не приходится. А ведь когда-то в советское время Орловская область славилась своим приборостроением, животноводством, вспомните, знаменитые орловские рысаки и Нарышкинская птицефабрика, вышивка орловская и орловскими яблоками на весь Союз (так в тексте. — «КС»). Так, может быть, губернатору, который, повторюсь, имел непосредственный опыт в бизнесе, стоит обратить внимание на других участников рынка и возродить давно утраченные традиции, которыми так славилась Орловская область?

Это был проект «Градус-контроль».»


orelcity.ru
 

27.11.2015