Суббота, 27 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
В Темрюкском районе Краснодарского края открыли памятник профессору Леониду Малтабару

Много лет Леонид Маркович посвятил Кубанскому сельхозинституту (сейчас аграрный университет), где служил профессором кафедры виноградарства с 1973 года и до последних дней жизни

Именно Малтабару обязан край тем, что в период антиалкогольной кампании второй половины 1980-х в нашем регионе виноградники не были раскорчеваны: ученый убедил тогдашнее руководство края в том, что на наших землях нужно выращивать виноград, а не картошку, — если не технические (винные) сорта, то хотя бы столовые.
В поселке Сенной увековечили память заслуженного деятеля науки РСФСР, выдающегося виноградаря, доктора сельскохозяйственных наук, профессора Малтабара. Много лет Леонид Маркович посвятил Кубанскому сельхозинституту (сейчас аграрный университет), где служил профессором кафедры виноградарства с 1973 года и до последних дней своей долгой и удивительной жизни.
Причем он был далеко не кабинетным ученым: эксперименты на кубанских виноградниках по внедрению новых сортов, разработке новых и совершенствованию существующих технологий выращивания винограда и посадочного материала — вот что было его стихией.
А пригласил доктора сельскохозяйственных наук Малтабара на Кубань тогдашний новый руководитель края Сергей Федорович Медунов. Из Молдавии, где профессор Малтабар успел к тому времени поработать и ученым республиканского НИИ садоводства, виноградарства и виноделия, и первым замом министра сельского хозяйства. Но Кубань была для Малтабара местом, где прошла его студенческая юность. В далеком 1947 году он закончил Краснодарский институт пищевой промышленности — причем обучался по специальности «виноградарь-винодел». «Что тут странного?» — спросите вы. А то, что впоследствии в советской школе эту специальность почему-то разделили на две и виноградарей готовили сельхозинституты, а виноделов — политехи. Первые сажали виноград, но плохо себе представляли, для чего, а вторые делали вино из готового сырья, но не могли повлиять на его выбор. Многие сейчас считают, что в таком разделении следует искать причины слабого развития отечественного виноделия…
Но давайте вернемся к Леониду Марковичу. Интересно, что его первой научной темой была борьба с филлоксерой химическими методами. Но он скоро понял бесперспективность данного направления: этого вредителя виноградных корней можно победить, только прививая виноград на филлоксероустойчивые подвои, — и Малтабар занялся именно этими исследованиями.
Научно-практическая деятельность профессора была связана с виноградниками Тамани. Именно Малтабару обязан край тем, что в период антиалкогольной кампании второй половины 1980-х в нашем регионе виноградники не были раскорчеваны: ученый убедил тогдашнее руководство края в том, что на наших землях нужно выращивать виноград, а не картошку, — если не технические (винные) сорта, то хотя бы столовые.
И вот в 1991 году учеными КубГАУ был выращен посадочный материал сравнительно устойчивых к филлоксере столовых и технических сортов винограда. Он был передан «Фанагории», где на площади 32 га был создан виноградник-маточник. Первые саженцы в нем были выращены в 1995 году и использованы для закладки новых и омоложения существующих виноградников. Заметьте, это все сразу после антиалкогольной кампании и глубокого экономического кризиса.
Но местные сорта, пусть даже филлоксероустойчивые, вряд ли позволили бы дать действительно конкурентоспособные вина. Встал вопрос о посадке виноградников классическими сортами винограда. И вот в 1997 году при участии Леонида Малтабара из Франции на Кубань привозят безвирусный чистосортный посадочный материал. На «Фанагории» тогда высаживают не только «мерло», «каберне-совиньон», но и коньячные «уньи-блан» и «коломбар», спирты из которого до сих пор зреют в тамошних подвалах (сам виноград, к сожалению, погиб во время сильных морозов в начале 2000-х).
А вот как описывал свою встречу в 2012 году с профессором Малтабаром винный консультант «Фанагории» австралиец Джон Ворончак: «Я провел отличный вечер в обществе двух гениев — с профессором Малтабаром (ему 87 лет!), самым выдающимся и влиятельным в странах бывшего СССР специалистом-виноградарем, вырастившим не одно поколение ученых, и его коллегой из Австралии Ричардом Смартом (ему 67). Во время ужина эти два мудреца рассказывали мне поучительные истории из своей жизни, говорили о своем отношении к возделыванию винограда».
Действительно, Леонид Маркович до конца своих дней (он умер в 2014 г.) оставался необычайно энергичным человеком: был заядлым рыболовом и эмоциональным болельщиком российской футбольной сборной (и чуть менее эмоциональным — краснодарской «Кубани»).
Из бесчисленного количества случаев из жизни многие ученики Леонида Марковича вспоминают такой. В начале 1945 года, когда был еще студентом, его вместе с несколькими однокурсниками направили в Крым на винодельческую практику. Это было время, когда туда были посланы тысячи людей для подготовки знаменитой Ялтинской конференции. Леониду пришлось тоже поработать в Ливадии, где он занялся виноделием: во дворец свезли все лучшие образцы советских вин и коньяков. Конечно, заранее никто не знал, кому это все предназначалось, пока в один день не прибыл начальник охраны Сталина, который обошел вместе со студентами подвалы, все тщательно осмотрел, заставляя при этом ребят пить из каждого бута и бочки. В конечном итоге он остался доволен обходом и, посмотрев на усталые исхудавшие лица студентов и зашитые проволокой старые ботинки Малтабара, распорядился усилить им питание, выдать обувь, одежду, белые халаты для работы. Как известно, встреча глав СССР, США и Великобритании прошла на самом высоком уровне, и даже ходили слухи, что Черчилль хотел после выхода на пенсию купить Ливадийский дворец…
Леонид Маркович Малтабар оставил после себя много учеников и лозу, помнящую его руки… Добавим только, что родился он в семье мариупольских греков в селе Большой Янисоль Донецкой области и часто вспоминал о своей малой родине.


kuban.mk.ru
 

25.11.2015