Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Постановление Верховного Суда РФ от 26.10.2015 N 308-АД15-10354 по делу N А15-2356/2013

Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ за оборот (хранение) алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как истек срок давности привлечения общества к ответственности; арестованная спиртосодержащая продукция изъята из оборота и передана административному органу для решения вопроса о ее переработке или уничтожении в установленном порядке, поскольку указанная продукция находится в незаконном обороте.


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2015 г. N 308-АД15-10354


Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на "постановление" Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.09.2014, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.11.2014, "постановление" Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015, "постановление" Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2015 по делу N А15-2356/2013 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - административный орган, управление) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сгив" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной "частью 4 статьи 14.17" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.10.2013, оставленным без изменения "постановлением" Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013, в привлечении общества к административной ответственности отказано; изъятая по протоколу ареста товаров и иных вещей от 18.07.2013 N 07-12/605-2 алкогольная продукция (коньячный спирт в количестве 39 566 дал) возвращена обществу.
"Постановлением" Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.09.2014 решение суда первой инстанции и "постановление" апелляционного суда в части отказа в привлечении общества к административной ответственности по "части 4 статьи 14.17" КоАП РФ оставлены без изменения; в остальной части судебные акты отменены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.11.2014, оставленным без изменения "постановлением" Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 и "постановлением" Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2015, арестованная согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 18.07.2013 N 07-13/605-2 спиртосодержащая продукция (коньячные дистилляты) в количестве 39 566 дал изъята из оборота и передана административному органу для решения вопроса о ее переработке или уничтожении в установленном порядке.
В протесте, принесенном в Верховный Суд Российской Федерации, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеровым С.Г. ставится вопрос об отмене "постановления" суда округа о направлении дела на новое рассмотрение в части и принятых по результатам повторного рассмотрения дела судебных актов об изъятии алкогольной продукции из незаконного оборота.
Изучив протест, приложенные к нему документы и материалы дела N А15-2356/2013, судья считает, что правовых оснований для его удовлетворения не имеется.
Судами установлено, что обществу выдана лицензия на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячного дистиллята) до 31.10.2012.
Административный орган при рассмотрении представленных обществом декларации об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и деклараций об объемах использования этилового спирта за IV квартал 2012 года выявлены остатки коньячного спирта в объеме 39 628,75 дал, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по признакам нарушения "части 4 статьи 14.17" КоАП РФ (хранение алкогольной продукции в отсутствие действующей лицензии).
В результате проведенных управлением мероприятий в рамках административного расследования дистилляты в объеме 39 566 дал, находившиеся на хранении у общества, арестованы (протокол от 18.07.2013 N 07-12/605-2) и переданы на ответственное хранение директору общества.
Выявленные нарушения явились основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 18.07.2015 N 07-13/605-3, ответственность за которое предусмотрена "частью 4 статьи 14.17" КоАП РФ, и направления материалов проверки в арбитражный суд для решения вопроса о привлечения общества к административной ответственности.
Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что общество в отсутствие действующей лицензии в нарушение положений Федерального "закона" от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) осуществляет оборот (хранение) алкогольной продукции, и пришли к выводу о наличии оснований для признания общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена "частью 4 статьи 14.17" КоАП РФ. Вместе с тем несмотря на наличие состава вменяемого обществу административного правонарушения, суды на основании "статьи 4.5" КоАП РФ отказали в удовлетворении требования управления о привлечении общества по "части 4 статьи 14.17" КоАП РФ, поскольку срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
Отказав в привлечении общества к ответственности, суд возвратил алкогольную продукцию обществу.
Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Возражения прокурора о том, что суд округа, установив отсутствие доводов и оснований, предусмотренных "частью 4 статьи 288" АПК РФ, обязан был вернуть кассационную жалобу управления, как поданную на судебный акт, не подлежащий обжалованию в порядке кассационного производства, отклоняются.
"Частью 4.1 статьи 206" АПК РФ предусмотрена совокупность условий, при которых дело не подлежит рассмотрению в кассационной инстанции: вид наказания (только предупреждение и штраф) и размер назначенного судом штрафа.
В данном случае "санкция части 4 статьи 14.17" КоАП РФ (в редакции на момент обнаружения правонарушения) предусматривала наказание в виде конфискации изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а следовательно, дело подлежало рассмотрению в кассационном порядке.
Отменяя судебные акты в части возвращения арестованной алкогольной продукции обществу и направляя дело в отмененной части на новое рассмотрение, суд округа посчитал, что судами неправильно применены нормы материального права, а именно положения "Закона" N 171-ФЗ.
В соответствии с "пунктом 1 статьи 11" Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Виды деятельности, на осуществление которых выдаются лицензии, предусмотрены "пунктом 2 статьи 18" Закона N 171-ФЗ.
Согласно "пункту 16 статьи 2" Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается в том числе хранение.
Действие лицензии общества прекращено 31.10.2012, а спиртосодержащая продукция (коньячные дистилляты) обнаружены у общества 18.07.2013.
При новом рассмотрении дела судами на основании материалов дела установлено, что арестованная спиртосодержащая продукция в нарушение положений "Закона" N 171-ФЗ хранилась у общества, не имеющего соответствующей лицензии, что образует объективную сторону правонарушения (оборот в виде хранения алкогольной продукции без соответствующей лицензии), ответственность за которое предусмотрена "частью 4 статьи 14.17" КоАП РФ.
"Пунктом 2 статьи 25" Закона N 171-ФЗ установлено, что изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям "статьи 29.10" КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Согласно разъяснениям, изложенным в "пункте 15.1" Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает "статья 25" Закона N 171-ФЗ), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
При этом независимо от привлечения общества к административной ответственности не освобождает суды от обязанности решить судьбу изъятой административным органом продукции, если она изъята из оборота или находится в незаконном обороте.
Поскольку, как установили судебные инстанции, в силу "пункта 5 статьи 20" Закона N 171-ФЗ арестованная согласно протоколу от 18.07.2013 N 07-13/605-2 спиртосодержащая продукция (коньячные дистилляты) в количестве 39 566 дал с 01.01.2013 находится в незаконном обороте (хранение в отсутствие лицензии), судебные акты в части изъятия этой продукции являются правильными.
При таких обстоятельствах возражениями, изложенными в протесте, не опровергаются выводы судебных инстанций и не подтверждается неправильное применение ими норм материального права.
В соответствии с "частью 4.1 статьи 30.13" КоАП РФ вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении, решения, принятые ими по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений), пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными названным "Кодексом".
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь "статьями 30.13" и "30.17" Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, судья

постановил:

"постановление" Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.09.2014, решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.11.2014, "постановление" Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015, "постановление" Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2015 по делу N А15-2356/2013 оставить без изменения, а протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. - без удовлетворения.



Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Г.Г.КИРЕЙКОВА
 

09.11.2015