Среда, 24 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Беларусь. Бывает слишком много водки

Манипуляции государства с квотами заставляют частников останавливать свои производства.

Остановка брестского филиала Минского завода виноградных вин не стала неожиданностью для экспертов рынка. «В банке с пауками кто-то неизбежно должен погибнуть», — отозвался на новость председатель Союза юридических лиц Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Алкогольный рынок штормит уже давно. В России цены на «горячительное» упали вместе с местной валютой. Стагнируют и другие рынки стран-соседей. Отечественная алкогольная отрасль, которая в докризисный период заметно приросла мощностями и новыми игроками, столкнулась с проблемой сбыта продукции.

Белорусы стали меньше пить.
Мало того что на основном российском рынке наша алкогольная продукция стала неконкурентоспособной, так еще и соотечественники подводят: стали меньше пить. Из-за этого, кстати, крупные торговые сети имеют немалую задолженность перед производителями алкоголя. По данным Белстата, в январе — сентябре нынешнего года водки (в натуральном выражении) продано на 12 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, ликеров и прочих спиртных напитков — на 15 %. Тенденция в целом положительная для общества, но безрадостная для производителей.

Создание в середине лета алкогольного холдинга должно было урегулировать сложившуюся ситуацию, но не получилось. «Предприятия собрались в холдинг, чтобы упорядочить правила игры, но это их не спасло. Слишком много игроков. Тут уже нужны радикальные, хирургические, меры», — рассуждает Виктор Маргелов. Сокращение квот и стало такой мерой.

При чем тут экспорт.
Руководство алкогольного холдинга сейчас пытается убедить всех, что вовсе не из-за их лобби ныне страдают частники. Мол, сами виноваты, плохо работают с зарубежными партнерами — мало экспортируют. В то же время размер квот привязали к поставкам на экспорт совсем недавно. «Постановлением Совета министров от 13.10.2015 № 893, предписано, что юридические лица, осуществляющие производство водки и ликеро-водочной продукции, для получения квоты должны не только экспортировать алкогольную продукцию, но и поддерживать в 2016—2017 годах уровень экспорта не ниже 15 %, а в 2018-м и последующих — не менее 20 %».

«Документ должен вступить в силу только через три месяца, в январе следующего года, а рублем, получается, нас бьют уже сейчас», — сокрушается совладелец группы компаний GARSIA Сергей Тюшкевич.

Мало того что белорусский алкоголь не особо ждут на внешних рынках, так еще и в собственной стране все труднее становится выпускать равную по себестоимости продукцию. «Как может Минский завод виноградных вин наращивать экспорт водки и ликеро-водочной продукции, если он покупает спирт по 160 тыс. руб. за декалитр, а государственное предприятие берет его по 100 тыс.!» — эмоционально заключает Сергей Тюшкевич.

Не первый и не последний.
Не только филиал Минского завода виноградных вин страдает от перераспределения квот. Сергей Тюшкевич рассказал, что их филиал завода «Юбилейный», который расположен под Гомелем, давно работает в таком режиме: дали квоты — работает, нет — стоит: «До конца года нам дали квот на два дня работы, и в это же время гомельский завод «Радамир» не реализует свою квоту в 300 тыс. декалитров».

По мнению Сергея Тюшкевича, нашему алкогольному рынку не нужны никакие квоты. Здоровая рыночная конкуренция сама бы распорядилась, кому работать, а кому становиться банкротом. Регулировать нужно при помощи акцизов. «Государственные предприятия сегодня не готовы на равных конкурировать с частными структурами, — продолжает свою мысль предприниматель. — Сегодня слабых поддерживают в ущерб сильным, а это неправильно».

Пока же государство использует свой административный ресурс, можно ожидать, что проблемы возникнут и у других негосударственных компаний. Частники обеспокоены, что влияние холдинга будет только усиливаться. Имеют свой голос и могут еще держаться на рынке такие крупные организации, как, например, компания «Завод «Бульбашъ», спиртоводочный завод «Аквадив».

Вопрос не праздный.
Будем ли с алкоголем в новогодние праздники? Директор Минского завода виноградных вин в своем письме-ходатайстве к министру торговли Валентину Чеканову, в частности, пишет: «Имеющиеся на складах нашего предприятия запасы водки и ликеро-водочных изделий будут полностью реализованы уже в ноябре 2015 года, что приведет к дефициту выпускаемой нами продукции в магазинах республики, недовольству торговых организаций и лишению потребителей качественной продукции, тем более в преддверии новогодних и рождественских праздников». Однако начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова заверила: «Все товары на Новый год, не только водка, но и шампанское, вина, в магазинах столицы будут в полном ассортименте».

Хотя Минский завод виноградных вин и является существенным игроком на рынке, однако потребитель вряд ли ощутит на себе его проблемы, считает Сергей Тюшкевич. «Вероятно, белорусы скоро не найдут на полках магазинов водку «Сваяк», «Налiбокi», «Сябры». Вместо этих брендов торговля будет предлагать другие, и тоже от отечественного производителя», — предполагает он.


belmarket.by
 

09.11.2015