Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Армянские вина могут занять серьёзную нишу на мировом рынке

Может ли Армения конкурировать на мировом рынке вина с непререкаемыми авторитетами, с какими проблемами сталкиваются армянские виноделы, и удалось ли им вернуться к вековым традиции, должно ли хорошее вино быть обязательно дорогим? На эти и другие вопрос в интервью агентству «АРКА» ответил глава Союза виноделов Армении Аваг Арутюнян.

АРКА – Господин Арутюнян, какое место занимает армянское вино на международном рынке, сможет ли оно в обозримой перспективе конкурировать, скажем, с французской или итальянской продукцией?

А.Арутюнян - Армянское виноделие прошло долгий путь развития, знало как хорошие, так и трудные времена. В довоенное советское время Армения еще по инерции традиционно делала хорошие столовые сухие и полусухие вина. В послевоенный период, с 60-ых по 80-ые года Армения отошла от традиций и стала выпускать сладкие креплённые десертные вина. Тем самым наша республика прославилась как в Советском Союзе, так и за рубежом как родина хорошего десертного вина.

В годы независимости, в условиях блокады и военного положения, мы потеряли российский рынок, на который приходилось около 90% производимого у нас вина. Надо отметить, что и сам российский рынок сильно изменился. Так, в советские годы российский потребитель пил дешевые сладкие десертные вина (портвейн и тому подобное), и то только производства союзных республик. После распада СССР россияне перешли на сухие вина. В меняющихся условиях Армения также стала перестраиваться, и примерно 10-15 лет назад мы начали выпускать сухие вина в больших объёмах. Однако их качество было не удовлетворительным, наши вина не выдержали конкуренцию с грузинскими, молдавскими, уже не говоря о французских и итальянских.

В 2008 году на фоне мирового финансового кризиса Армения, которая была известна миру как страна производитель коньяка (90% урожая винограда шло на коньячное производство), понесла большие убытки. Так, уже в 2009 года производство коньяка в Армении упало на порядка 38%, а экспорт более чем на 40% . В связи с этим производители коньяка начали переориентироваться на вино, тем самым диверсифицировав свой бизнес. Это первый шаг, сделанный Арменией на пути к производству хорошего вина. Ведь «коньячники», они зажиточные, они могут позволить себе передовые технологии, оборудование, сырье. Также сюда приехали богатые армяне, которые инвестировали в виноделие, они купили или основали здесь современные виноградники. В результате, за последние пять лет винодел в Армении сильно изменился. Сегодня, по крайней мере, 7-8 компаний выпускают вина достаточно высокого класса в ценовом интервале от 10 до 15 долларов за бутылку. Это довольно высокая цена.

АРКА – Это говорит о высоком качестве продукции? Какие перспективы в целом у армянского вина?

А.Арутюнян – Раньше, когда мы производили десертные вина, выдержка имела значение - чем старее, тем лучше. Сегодня сложилась мода на сухое вино, и в основном отдаются предпочтения более свежим, не очень старым по выдержке винам. Таким образом, около 90% вина потребляется с выдержкой до 2-3 лет. Качественное вино сегодня не означает большую выдержку. Это вино, произведённой на основе хороших технологий, сырья, уникальных сортов винограда, местности. Большое значение имеют легенда и имидж. В последнее время ряд армянских компаний смогли всё это обеспечить и сейчас они очень хорошо продают свои вина, как на Западе, так и в России.

Армянское вино имеет перспективное будущее. Бог дал нашему народу все для этого ремесла. В первую очередь, это история, а также легенда, легенда о том, что Армения – родина вина и винограда. Современные исследования это уже доказали. Несколько лет назад группа археологов обнаружила в пещерах неподалеку от армянского села Арени древнейшую из известных виноделен, которому, по мнению специалистов, около 6000 лет. Таким образом, есть идеальная почва для создания имиджа армянского вина. Второй компонент - это климат, склоны, у нас свыше 400 редких сортов винограда, которых нигде в мире нет.

Ещё наш народ, в лице армянского крестьянина, созидателен, он может создать сумасшедшие вещи из ничего. Таким образом, все эти компоненты, в частности, легенда, история, климат, почва, сорта и человек - идеальное сочетание для создания хорошего бренда. Продвижение бренда может взять на себя армянская диаспора, конечно, если вино действительно хорошее. Отмечу, что армянская диаспора боится армянского вина, 20 лет они пили нехорошее вино, они стыдились нашей продукции. Но сейчас эти времена ушли безвозвратно, армянские вина имеют очень высокое качество и все шансы занять серьёзную нишу на мировом рынке.

АРКА – Перечислите основные проблемы сферы виноделия в Армении. Какие шаги нужно предпринять для их решения?

А.Арутюнян - Я выделил пять областей, которые могут стать гарантом продвижения армянского вина, однако в каждом из этих блоков есть свои проблемы. По исторической части нам не хватает средств на рекламу и продвижение. При этом, у нас нет государственного подхода, как преподнести миру местный продукт. По части винограда, в Армении нет чистых виноградников, нет питомников. Кроме того мы имеем серьёзную проблему заражения виноградников филлоксерой, это может привести к катастрофе. Но несмотря на это ситуация пока находится под контролем. По части климата и почвы, у нас есть очень много хороших земель, но они далеки от коммуникаций и туристических маршрутов.

Что касается технологий, то у нас хорошо оснащены только 6-7 заводов, а остальные порядка 60 находятся в плохом состоянии. Государственная политика должна способствовать технологическому переоснащению предприятий, наше население очень мало пьет вино - всего 5,3 литра в год на душу населения, тогда как у грузин эта цифра достигает 49 литров, у россиян - 11,4 литра, французов – 56, итальянцев - 65. Мы стали народом, который в основном пьёт крепкие напитки, в частности водку и это пережиток советского прошлого, а также сильно засевшей у нас российской культуры.

Большая проблема также с финансированием, трудностями с кредитами на фоне российского кризиса, в условиях чего экспорт вина и коньяка упал. Например, в этом году у нас было много урожая, но бизнес и государство не были к этому готовы, большая часть винограда просто пропала. Есть также серьёзные недостатки в правовом поле. Несмотря серьёзность проблем, они все решаемы.

АРКА – Сегодня мы являемся частью рынка ЕАЭС. Сможет ли армянское вино завоевать этот рынок, в частности российский?

А.Арутюнян - По большому счёту, для армянского вина не имеет никого значения, в каком мы союзе находимся - ЕАЭС или ЕС. Например, сегодня сохранены льготы для экспорта армянского вина на рынок ЕС. Евразийский экономический союз не мешает торговать нам на других рынках, поскольку этот союз больше политический. Мы и так присутствовали на рынках ЕАЭС, завоевав все, что сумели. Расширение рынка ЕАЭС зависит только от нас, хотим мы этого или нет. Тут правовое поле в целом не так влияет на ход дальнейших событий.

Здесь другая ситуация. Падение российского рынка привело к тому, что в низких нишах ценового сегмента нам нечего делать. В частности, если раньше мы продавали армянское вино в среднем за 250-300 рублей, и за эту сумму раньше можно было купить почти 10 долларов, то сегодня доллар в России вырос в среднем в два раза, а цены на наш товар мы не можем поднять настолько же, поскольку российский рынок стал неплатежеспособным. Мы подняли цену всего на 10%, и это в условиях продолжающей девальвации рубля. Сегодня на российском рынке нет места для дешевого армянского вина. Россияне сами начали винную программу, они могут себе позволить продавать свои вина за 70-100 рублей, что два раза ниже себестоимости нашего вина.

Таким образом, нам нечего делать на «дешевом» рынке. ЕАЭС привлекателен для тех, кто имеет ресурс для дешевого сегмента. Отмечу, что Армения с одной стороны пострадала из-за экономических трудностей в российской экономике, но с другой стороны это стало нам уроком, чтобы поднять армянское вино на верхнюю ценовую нишу, где курс доллара для нас не имеет никого значения. Но для этого нужны хорошие технологии, сырьё, брендинг и продвижение. В целом Армения ничего не приобрела, когда вошла в ЕАЭС, и ничего не потеряла, не заключив соглашения с ЕС.

АРКА – В рамках ЕАЭС предусматривается гармонизация акцизов на алкогольную продукцию. Как повлияет этот процесс на объемы экспорта армянского вина и коньяка?

А.Арутюнян - Есть акцизы на вино, и есть акцизы на коньяк. Акциз на вино у нас два раза выше, чем в России. Для Армении будет выгодней, если акцизы на вино будут на уровне существующих в Росси ставок. Что касается коньяка, тут наоборот, акцизы на коньяк в России выше, чем в Армении. Если под гармонизацией мы понимаем что-то среднее, то это конечно хорошо. Если же гармонизация будет по российским ставкам, то это не особо выгодно для нас, поскольку более 90% армянского винограда идёт на производство коньяка, который впоследствии экспортируется. Коньяк - это стратегический продукт Армении. В принципе, гармонизация подразумевает что-то среднее и общее, что будет выгодно по всем векторам деятельности

АРКА – Есть ли в Армении потомственные виноделы, занимающиеся, как в Европе, производством вина из поколения в поколение?

А.Арутюнян - Да, вот наша семья также является потомственными виноделами, уже 185 лет. К сожалению потомственных виноделов очень мало. В 20-ые годы, когда Армения вошла в состав СССР, частные давильни национализировали, а в последствие отобрали, коллективизировали и земли. Мы потеряли связь поколений, непрерывность традиций виноделия. После независимости, армяне начали искать свои корни, восстанавливать утраченную нить и воссоздавать традицию армянского виноделия.

АРКА – Сколько стоит самое дорогое армянское вино?

А.Арутюнян - Где-то 80% мирового потребления вина приходится на ценовую категорию до 3 евро, и это не означает, что это плохое вино. Далее следует ценовая ниша до 20 евро, которая зависит от технологий, сортов винограда, места производства. На цены свыше 20 евро влияют другие факторы, в основном это просто бренд, люди стоящие за производством такого вина, престиж. И их не стоит покупать - здесь только имя, реклама и имидж. В Армении таких вин очень мало. Но очень много вин, которые стоят 10-15 долларов. Это очень хорошие вина. Есть два вда вина, которые стоят довольно дорого - за 50 евро и 30 евро.

АРКА – Какое вино вы посоветуете населению Армении?

А.Арутюнян - Я как производитель предпочитаю мое вино. Я посоветую населению Армении не стесняться и покупать армянские вина, особенно те, которые стоят чуточку дороже - 2000-3000 драмов. Конечно, есть и хорошие вина ниже 2000 драмов.


АРКА
 

06.11.2015