Среда, 24 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Шампань: три сорта достояния республики

Летом 2015 года виноградники Шампани были внесены в списки всемирного наследия ЮНЕСКО, — как раз перед сбором урожая, главным событием года для французских виноградарей. Их виноград признан отныне достоянием человечества, но это в первую очередь их собственное достояние, богатство, гордость и предмет постоянных забот. Посмотреть, как его собирают, мы отправились во французский департамент Эн (Aisne), в маленькие семейные хозяйства. И выяснили, что в этом году урожай, хоть и не обещает быть обильным, но зато даст отличное, редкого качества шампанское.

Еще утро, но на берегах Марны, в виноградниках, уже оживленно: копошатся люди, снуют грузовички и трактора с подъемными кранами на борту. Только что собранный виноград немедленно везут выжимать, и уже по дороге из ящиков сочится свежий сок. Вдоль дорог полиция выставила знаки дорожного движения «осторожно — сбор винограда», они появляются только раз в год. Спадут оживление и суета, грузовики остепенятся, знаки уберут на склад до следующего года. Каждой осенью в течение двух недель здесь рано встают, поздно ложатся, празднуют и, главное, работают. Идут «ванданжи» — сбор винограда. Начинается самый важный, новый крестьянский год — вот и первый месяц давно забытого революционного календаря, опиравшегося на сельскохозяйственные работы, назывался вандемьер, в честь этих двух недель.

Но еще до их наступления виноградари каждый день по нескольку раз взглядывают в небо: а вдруг дождь соберется. Пойдут проливные дожди во время «ванданжей», и под угрозой окажутся результаты труда целого года. Но в этом году виноделам Шампани везет — утром на холмах самого северного виноградника Франции собирается туман, а за ним приходит солнце. Дождя нет, настроение приподнятое. Ожидаешь нервного напряжения, но нет, энергия в эти дни легкая, как теплый воздух. Может, и сборщикам от этого легче подниматься постепенно на холм. Оттуда, с края виноградника, к нам спускается его хозяин. У него даже есть время с нами поговорить.

Эрик Левек: "Меня зовут Эрик Левек, я представляю шампанское Lévêque-Dehan. Я винодел из Барзи-сюр-Марн (Barzy-sur-Marne), расположенного на юге департамента Эн, это между Шато-Тьерри и Эперне. Мы возделываем виноград на шести гектарах в разных коммунах долины Марна и, помимо прочего, в Труаси.

В Шампани выращивают три сорта винограда, каждый отличается вкусовыми оттенками. Это, во-первых, пино-менье — сорт, наиболее распространенный в нашем регионе. В долине Марны его около 70%, это черный виноград с бесцветным соком — кстати, здесь у всех сортов винограда сок не имеет цвета. У пино-менье во вкусе — округлость и фруктовые нотки.

15% всего винограда — пино-нуар, знаменитый бургундский и эльзасский сорт. Этот виноград тоже черный, с ярко выраженным вкусом и характером. И, наконец, 15% винограда — белый, сорта шардоне. Он, в первую очередь, знаменит благодаря Шабли и, в целом, Бургундии. У него главные свойства — легкость, тонкий вкус и элегантность.

Если мы говорим о розовом шампанском, то Шампань — единственный винодельческий регион, где розовое вино производят методом ассамбляжа. В других регионах — Бургундии, Бордо, Эльзасе, Кот-дю-Рон — именно кожица винограда придает красный цвет вину. Если процесс мацерации будет продолжаться короткое время, то получится розовое вино, если дольше, то красное. А мы в Шампани смешиваем белое вино с 15% красного вина из сорта кото-шампенуа.

Lévêque-Dehan выпускает в продажу 30 тысяч бутылок в год. Но помимо этого мы занимаемся винным туризмом и участвуем в нескольких гастрономических салонах по всей Франции. Недавно получили статус „Vignobles & Découvertes“, это дает нам право принимать у себя туристов, а для них этот знак — гарантия, что они найдут, то что им нужно. Экскурсии у нас длятся полтора часа. Мы объясняем разные терруары Шампани и типы почв. У нас около дома растут виноградные лозы, с помощью которых мы наглядно объясняем разницу сортов и процесс выращивания винограда. Кроме этого у нас есть музей старинных виноградарских инструментов и древние погреба — вино мы там больше не держим, они существуют в туристических целях. Заканчивается экскурсия, как правило, дегустацией."

Трактор с первыми ящиками винограда отправляется к прессу, который принадлежит кооперативу виноградарей. В это время Эрик объясняет нам, как организован сбор.

ЭЛ: «У нас работает 10–12 сборщиков, двое из них освобождают полные корзины, а один ставит ящики на трактор. Каждый год утверждается количество винограда, которое каждое из хозяйств может собрать с гектара, и мы не имеем права его превысить. В этом году это 10 тысяч кг. В Шампани есть инстанция, которая решает, сколько винограда должно быть срезано каждый год — это зависит от конъюнктуры, то есть от спроса, а не от урожая.

В год в Шампани производят около 315 тысяч бутылок. Существуют очень четкие предписания — ни одна гроздь не должна оставаться на лозе, а то, что осталось после сбора, когда квоты выполнены, все равно, нужно собрать или срезать. Во время сбора мы работаем с 8 часов до полудня. Часов в девять у нас небольшой перерыв на завтрак. А потом до 17.30, и в воскресенье — выходной».

Начало сбора называется хорошо знакомым словом «бан». Оно, кстати, обозначает именно то действие, к которому все привыкли — запрещение. Все виноградари начинают сбор практически в один день, раньше назначенного срока бан не позволяет.

ЭЛ:
«Для каждого сорта винограда и местности — своя дата начала сбора. Поскольку, как я уже говорил, в Шампани выращивают три сорта винограда, то в каждой деревне существует три разные даты. Мы ждем, когда виноград достигнет зрелости, когда содержание сахара дойдет до определенного уровня, создастся определенный баланс кислоты и при этом будет хорошее санитарное состояние винограда, — то есть он будет без плесени. В этот момент мы и определяем дату сбора. В Шампани погода меняется очень быстро, сбор заканчивается через 20–25 дней после начала».

Эрик Левек разговаривает с нами в первый день сбора урожая. После утреннего тумана выглянуло солнце, и дождя, похоже, не будет. Но впереди еще две недели, и к прогнозам он подходит осторожно.

ЭЛ: «Мы не можем заранее сказать, будет ли год удачным. История показывает, что когда в году погода была не совсем обычная, то мы не можем рассчитывать на отличные результаты. Необычный — это либо засуха, либо, наоборот, — холод, град. Что делает год удачным для виноделия, так это, во-первых, высокое качество винограда. В момент дегустации мы смотрим, есть ли у вина потенциал для выдержки: сахар, зрелость, санитарное состояние, кислота — на самом деле, много критериев, поэтому пока что предугадать очень трудно».

Сбор винограда в Шампани разрешен только вручную. Это связано с самим способом винификации, который отличается от других винных регионов.

ЭЛ: «При сборе урожая запрещается применять машинный способ. Он, конечно, очень эффективный, но машина для сбора винограда — это молотилка, которая ударяет по виноградному кусту, чтобы грозди упали, и затем отправляет их на пресс. Проблема в том, что при ударе кожица винограда лопается и сок контактирует с кожицей. Если учесть, что у нас два сорта черного винограда и один белого, то для приготовления красного вина в этом нет никакой проблемы, потому что именно кожица придает вину красный цвет. Но нам важно, чтобы сок винограда оставался бесцветным, поэтому мы должны доставить виноград неповрежденным на пресс. В других винодельческих регионах — Бургундии, Бордо — для производства красного вина в этом нет никакой проблемы, для производства белого вина тем более. Но у нас два сорта черного винограда — пино-нуар и пино-менье, и они требуют бережного отношения вплоть до момента выжима».

Из маленького семейного хозяйства Lévêque-Dehan мы едем в дом шампанских вин Pannier. Это уже совсем другие объемы производства, здесь все свое: пресс, погреба для выдержки, есть даже пиар-отдел. Вместе с его главой, Элизабет Коржье, мы идем по винодельческим цехам. Их открытые в небо окна и деревянные стропила напоминают скорее выставочный зал, чем производство. Но и при этих объемах хозяевам удалось сохранить ремесленный и семейный характер производства.

Элизабет Коржье: «Изначально это было семейное дело, основанное в 1898 Луи Эженом Панье. Семья родом из Изи, маленькой деревни неподалеку от Эперне. Они переехали в Шато-Тьери и купили здесь каменный средневековый карьер, который оказался отличным помещением для выдержки вина. Шампанское Pannier выпускает около 600 тысяч бутылок в год. Половина из них экспортируется — нашим самым крупным рынком сбыта является Великобритания. Виноград для нашего шампанского поставляется со всей Шампани. Например, мы обмениваем пино-нуар, который произрастает в долине Марна, на пино-нуар с возвышенностей Реймса и на шардоне из зоны апеллясьона Кот де Блан. Засчет этого у нашего шампанского большая палитра вкусов».

Самое удивительное в доме Pannier — это его погреба. При реставрации здесь нашли изображение лучника, и с тех пор этот персонаж охраняет бутылки и следит за ежедневно поворачивающими их на четверть оборота рабочими. Придет время, горлышко, в котором собрался осадок, заморозят и выбьют естественную пробку. На ее место поставят ту, что нам знакома — с «намордником». Так французы называют сдерживавшую проволоку. Производственные здания Pannier выстроены на холме, поэтому, как ни глубоки погреба, в них не надо спускаться, они начинаются на граундном уровне.

ЭК: «Погреба в 12–15 веке были выдолблены в известняке, возраст которого датируется эпохой Лютетского яруса — от 50 до 300 миллионов лет до нашей эры. В 300 метрах отсюда расположены виноградники, они растут на меловых почвах. А здесь подпочва другая, хоть и близка по своим характеристикам к меловым. Это известняк, вся эта область была покрыта в эпоху Лютетского яруса внутренним морем, и здесь образовался солидный слой известняка. Здесь были каменоломни, в одном из таких карьеров и расположены наши погреба, а сам город Шато-Тьери тоже был построен в средние века из камня, преимущественно добываемого в этих карьерах — город, церкви, крепостные стены и крепость Графа Тьери, чьим именем и был назван город в 12 веке.

Мы выпускаем 12 разных видов шампанского, всех их объединяет стиль дома Pannier. Его можно описать как свежесть, фруктовые ноты, округлость и вкус. Нет ничего вкуснее обеда, сопровождаемого шампанским — мы сами организуем в наших погребах множество таких обедов».

В погребах дома Pannier действительно можно устроить ужин. А еще одно семейное хозяйство неподалеку, Fleury-Gilles, проводит для своих гостей дегустации. В частности, для тех, кто еще не слишком хорошо умеет разбираться в шампанском. Как говорит хозяйка, Доминик Флери, виноградник семейный, а значит, здесь все можно объяснить наглядно.

Доминик Флери
: «Наше производство осталось ремесленным и семейным. Семейным, потому что уже в 1942 наш предок Пьер-Луи Флёри был виноградарем здесь, в Трелу-сюр-Марн. Производство передавалось из поколения в поколение, и сегодня мы с мужем (Жаном-Франсуа) тоже работаем вместе с детьми — Кристин и Бертраном. А ремесленным — потому что весь процесс изготовления вплоть до продажи наше вино проходит здесь, в хозяйстве.

Мы независимые производители, под виноградниками Fleury-Gilles занято около 8 гектаров, и мы выращиваем на них пино-нуар, пино-менье и шардоне. А еще мы проводим экскурсии, и поскольку вино полностью производится на нашем предприятии, то можем все показать и все объяснить.

С этого года я начала развивать энологическое направление, то есть мы предлагаем всем желающим поучаствовать в серии мастер-классов, которую мы назвали „вокруг шампанского“. Каждый мастер-класс длится 2 часа, темы различные — есть, например, мастер-классы по дегустации, их цель — чтобы наши гости хорошо провели время и получили более полное представление о шампанском.

Есть мастер-классы „Ключи к дегустации“, где мы учим, как правильно пробовать шампанское. А есть „Секреты шампанского метода“, здесь мы внимание уделяем самому феномену управления брожением — от Дом-Периньона до наших дней, а еще влиянию температуры шампанского на игристость. Есть и другой мастер-класс, „Блюда и шампанское“, потому что шампанское может сопровождать любое блюдо, нужно только правильно подобрать сочетание.

И наконец, мы проводим мастер-класс „Сыры и шампанское“. К этому выбору надо подойти с тщательностью. Например, с выдержанным шампанским я подаю сыр конте, который в свою очередь выдержан в течение 2х лет. С полусухим шампанским — сыр с зеленой плесенью. К розовому шампанскому — наш местный сыр маруаль. Рокфор подойдет, скорее, к полусухому. Обычно люди сначала готовят, а потом спускаются в погреб, чтобы выбрать вино к уже приготовленному блюду. С шампанским надо поступать с точностью до наоборот — сначала выбрать его, а уже потом готовить что-то специально под него».

Доминик Флери даже для собственной внучки подобрала игру, цель которой — познакомиться с шампанским. Ребенок не пробует вина, но пытается различать запахи. А с этим не так уж легко справиться и взрослому, и это тоже часть мастер-класса: запах узнать легко, но подобрать точное название — «груша», «персик», «лимон» оказывается сложно. Что уж говорить о винах, где целый букет ароматов.

«В наших хозяйствах встречаются такие жемчужины, куда там большим брендам!», — доверительно говорит нам ресторатор, у которого мы останавливаемся попробовать местную кухню — конечно, под шампанское. В погребах, действительно, рядом с бутылками с известными именами стоят уступающие им только в цене бутылки с местных виноградников.

Дорога Шампанских вин начинается почти под самым Парижем. Она проходит через королевский город Реймс и через долину Марны, через знаменитые виноградники и маленькие семейные хозяйства, каждое из которых хранит свои рецепты. Все вместе и называется словом «наследие», смысл которого понимаешь, когда тридцать тысяч гектаров шампанского умножаешь на оттенки вкуса и человеческие умения.


ru.rfi.fr
 

27.10.2015