Суббота, 20 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей



Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ




 
Эстония. От редакции Postimees: победа над алкоголизмом?

Пламенная борьба с горячительными напитками имеет долгую историю. В том числе и на страницах Postimees.

Более 150 лет назад Йохан Вольдемар Яннсен писал в передовице Perno Postimees: „Среди народа Эстонии должно было бы быть меньше пьяниц. Я даже не знаю, что могло бы причинить эстонскому народу больший ущерб и в большей мере препятствовать росту его разуменья и достатка, чем выпивка. Было бы совершенно постыдно, если русский народ по части пренебрежения к водке обойдет эстонский народ!».

Несмотря на продолжающуюся веками борьбу с алкоголизмом и злоупотреблением алкоголем, окончательная победа над всем этим так и не достигнута. С другой стороны, не воплотились в жизнь и звучавшие около века назад во времена Яана Тыниссона из уст поборников трезвости самые страшные предсказания о том, что по причине алкоголя целые народы будут обречены на «сущую» деградацию. Эксперименты по части полного запрета спиртного, например, в США и Финляндии, неожиданным образом дали совершенно обратный результат, чем желали искренние борцы с зеленым змеем – расцвет мафии в США и появление спиртовых королей в наших краях.

Проводившаяся Михаилом Горбачевым со всей строгостью тоталитарного государства СССР политика борьбы с алкоголизмом, судя по объективным показателям, оказалась результативной. Например, в Эстонии объем потребления абсолютного алкоголя понизился в период 1984–1988 г.г. с 11,6 литра до 6,2 литра на человека в год, то есть на 53 процента (см. Айри Вярник «Крупномасштабный водочный эксперимент Горбачева» (РМ 16.01.2013). Однако и эта попытка посредством законодательного запрета обуздать потребление алкоголя не дала долговременного эффекта – с исчезновением радикальных ограничительных мер потребление восстановилось, и в настоящее время находится в Эстонии на том же уровне, что и до Горбачева.

Необходимо искать такие способы ограничивать потребление алкоголя, чтобы наша культура воспринимала их без особых эксцессов и роста теневого рынка спиртного. При этом они должны ощутимо воздействовать на поведение людей.

С помощью запретов изменить потребление алкоголя крайне трудно. Распитие алкогольных напитков в самом широком смысле (как в положительном, так и в отрицательном) – явление, обусловленное культурой. Примеров безотказно работающих государственных решений или блестящих успехов по части стремительного сокращения потребления алкоголя в обществе взять неоткуда.

В Северных Странах мы наблюдаем, как принятая у нас за образец продажа алкоголя лишь в спецмагазинах не всегда приводит к однозначным результатам. Ограничение доступности за счет повышения цены (то есть акциза) сопрягается с опасениями разрастания черного рынка.

Поэтому приходится искать такие ограничительные меры, которые наша культура могла бы воспринять без особых эксцессов и роста теневого рынка спиртного. Намеченные на ближайшие годы ограничения по части рекламы, а так же визуальное отсечение прилавков с алкоголем от остального товара в крупных магазинах может внести здесь свою лепту, однако ожидать окончательной победы от этих запретов по-прежнему не стоит.
 
Postimees
22.10.2015