Среда, 8 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Региональный менеджер по Восточной Европе компании Hopsteiner Эльвира Бартле: «Пивоварам пора прекращать игры в кошки-мышки с поставщиками и не ждать, что рынок подстроится под них»

О перспективах рынка хмеля нового урожая и о роли менталитета в выборе закупочных стратегий рассуждает Эльвира Бартле, региональный менеджер по Восточной Европе компании Hopsteiner.

— Хотя и в Америке, и в Германии, которые производят около 70% хмеля на мировом рынке, урожай уже собран, окончательных данных о содержанию альфа-кислоты в каждом сорте еще нет. Прошедшее лето в Европе было засушливым и рекордно жарким за последние сто лет, и о возможных проблемах с урожаем мы предупреждали заказчиков еще в период вегетации хмеля.

— Такая ситуация на рынке хмеля складывается не впервые — прецеденты катастрофически низкого урожая были в 2003-м и в 2007 году. И уже после 2003 года союз производителей хмеля и торговые компании выработали опции для фьючерсных контрактов на ароматные сорта хмеля, заключенных в пересчете на содержание альфа-кислоты. Согласно этим опциям, если отклонение альфа-кислоты от среднестатистической за последние 10 лет превышает 15%, торговые предприятия могут пересчитать цену за хмель. В нынешнем году эта опция третий раз подряд вступит в силу, но если в 2014-м, например, она касалась только одного сорта, то в этом будет применена, по всей вероятности, ко всем ароматным сортам, включая Перле (Perle). Наши заказчики получат от нас соответствующие уведомления и будут иметь возможность выбора — согласиться на новые условия поставки, выкупить лишь часть законтрактованного сырья по новой цене либо вообще отказаться от контракта. Мы будем вести переговоры с каждым своим партнером отдельно, и от того, как и насколько быстро они отреагируют, и будет зависеть количество хмеля, которое останется для свободного рынка. Сегодня основная часть российских независимых пивоваренных заводов, не входящих в транснациональные концерны, закупает хмель на свободном рынке, который формируется по остаточному принципу после исполнения обязательств по фьючерсам. А учитывая, что почти 90% пива выпускается именно транснациональными компаниями, делающих закупки по фьючерсам, исполнение которых является приоритетом для поставщиков, нетрудно посчитать, что остается для спот-рынка.

— Чтобы не сеять панику, еще раз подчеркну — хмель на свободном рынке будет, другое дело, что пивоваренные предприятия, которые игнорировали работу по фьючерсам, окажутся в сложном положении, поскольку предлагаемый ассортимент будет крайне скуден. Говорить о том, насколько увеличатся цены, пока преждевременно. Наши немецкие партнеры не делают поспешных шагов: данные о том, в каком объеме собран урожай и каковы средние показатели альфа-кислоты по каждому сорту, будут только к середине октября. А более активные движения по формированию рыночной цены начинаются еще позднее, в ноябре, после Нюрнбергской выставки пивоварения, которая традиционно является локомотивом рынка.

— Более 20 лет я работаю с российскими пивоваренными компаниями, и все это время призываю их изменить свою закупочную стратегию, отказавшись от игры в рулетку со свободным рынком. Учитывая, что затраты на хмель не так велики в общем объеме расходов, я настоятельно советую — как бы ни был мал ваш пивзавод, застрахуйтесь, сделайте контракты хотя бы на 50% от вашей потребности, а остальное докупайте. Не ждите, пока грянет гром — он гремит последние два года, которые наблюдается дефицит по ароматным сортам хмеля. Но российские пивовары не спешат делать выводы, к сожалению.

— Мы понимаем сложность российского пивоваренного рынка, его излишнюю зарегулированность, нестабильность рубля, не дающую возможности правильно и вдолгую калькулировать свои затраты и вынуждающую рисковать в попытках сэкономить, а также другие факторы, которые отнюдь не облегчают жизнь пивоварам. В Западной Европе, особенно в Германии, — совсем другой подход: европейцы более прагматичны и предпочитают застраховать свои риски, но быть уверенными в том, что получат все необходимое. Этой черты в российском менталитете так и не появилось. Зато рудименты советского сознания влияют на бизнес-поведение сильнее, чем хотелось бы. И в ситуациях, подобных нынешней, когда трудно придется всем — и производителям хмеля, и поставщикам, и пивоварам, — наши российские партнеры зачастую просто не могут адекватно оценить происходящее и понять, что хмеля нет «от слова совсем», что его нет ни на прилавке, ни «под прилавком» и ни для кого. Многие почему-то все равно полагают — ну мы-то постоянные клиенты, для нас-то всегда найдется. И напротив, в ситуации, когда хмеля в достатке, мы, как правило, имеем тенденцию к разрыву фьючерсных контрактов, что создает нам большие сложности в плане выполнения обязательств перед производителями хмеля. Поэтому еще раз хочу обратиться к нашим клиентам в России — взвешивайте последствия своих стратегий, оценивайте риски и продумывайте способы выходы из патовых ситуаций.

— При этом в поисках альтернативных решений по закупкам важно понимать, что в Америке, например, нам тоже взять нечего. Американцы придерживаются еще более жестких закупочных стратегий — только предоплата, только строго оговоренные сроки поставок. И вряд ли такой рынок найдет общий язык с беспечностью российских пивоваров, которые хотят купить хмель в августе, когда старый урожай давно распродан, а нового еще нет. В Чехии и Словении в этом году урожай тоже низкий, немногим получше дела у поляков. Китай работает в основном на внутренний рынок, к тому же качество китайского хмеля не вполне соответствует стандартам Западной Европы, да и взаимозаменяемость китайских сортов с европейскими — тоже большой вопрос. Новая Зеландия, Австралия также не падают на чашу весов ввиду небольших объемов выращиваемого хмеля.

— Мы надеемся, что у крупных пивзаводов есть какие-то запасы, использовав которые, они высвободят определенный объем сырья для спот-рынка. Очевидно, что в ход пойдет и урожай прошлых лет, если у кого-то он еще остался. И кстати, опыт 2007 года, когда склады почти всех поставщиков были опустошены подчистую, когда влет уходил даже хмель урожая 2003 года, показал — этого не надо бояться: если хмель хранится правильно, на охлаждаемых складах, его качество со временем не страдает. Мы активно мониторили эту тему, и не было ни одного серьезного пивоваренного завода, который бы пожаловался, что пиво с таким хмелем стало хуже. Отчасти дефицит ароматных сортов можно будет покрыть купажированием, заменой рецептур, то есть более гибким подходом в вопросах производства. Правда, пивовары очень консервативны и к подобным переменам относятся с большой осторожностью, если не сказать — с предубеждением. Однако совокупность обстоятельств в нынешней ситуации подводит нас к важному выводу — пивоварам придется прекращать игры в кошки-мышки с поставщиками, учиться быть гибкими и не ждать, что рынок подстроится под них, а подстраиваться самим.
 
Profibeer.ru
06.10.2015