Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Корреспонденты и эксперты «Нового Города» разбирались в том, какие меры по борьбе с алкоголизацией населения действительно эффективны

На минувшей неделе инициативная группа сургутян направила открытое письмо губернатору Югры Наталье Комаровой, в котором активисты требуют ужесточить условия продажи алкогольной продукции: с 1 января 2016 года вывести продажу алкоголя в регионе за переделы жилых районов — например, на промзону.

Авторы проекта – представители ОО «Рабочая молодежь Сибири» — считают, что эта идея, укрепившись на законодательном уровне, приведет «к улучшению демографической ситуации, увеличению продолжительности жизни населения, сокращению уровня смертности, снижению уровня преступности и правонарушений в области общественного порядка и безопасности, формированию стимулов к здоровому образу жизни».

Однако предыдущий «запретительный» опыт в сфере реализации алкоголя показывает: ни о каком «сокращении преступности» и «улучшении демографической ситуации» речи не идет. Например, продвинутая ОО «РМС» идея о запрете на продажу алкоголя после 20.00 в Югре довольно быстро показала свою несостоятельность.

По итогам 2013 года, когда вступили в силу ограничительные меры по продаже спиртного в магазинах, рост преступлений увеличился как минимум на 18 процентов.

Число лиц, совершивших «пьяные» правонарушения, выросло на 22 процента, почти каждое пятое преступление в округе совершено в алкогольном опьянении. Об этом в своем отчете перед депутатами думы Югры сообщил на тот момент главный прокурор округа Александр Кондратьев.

Очевидно, что окружная власть пошла на поводу у активных общественников, соблазнившись столь сладким, простым и крайне популярным в современной России способом – запретить.
Однако проблематика, связанная с алкоголем, крайне сложна, и одними репрессивными методами ее победить нельзя, а вот загнать вглубь и обострить – очень просто (это показывают итоги запрета на продажу спиртного после 20 часов).

Для государства ключевой задачей, связанной с противодействием злоупотребления алкоголя, является сохранение человеческого материала – здоровья и жизни. Ситуацию в Югре по этому поводу для «НГ» охарактеризовал врач-кардиолог высшей категории, главный внештатный специалист департамента здравоохранения ХМАО-Югры по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению Прохор Павлов, который убежден, что в России употребление спиртных напитков вышло из-под контроля: свыше 40 процентов мужчин страдает алкоголизмом.

«Вклад алкоголя в преждевременную смертность населения страны составляет почти 12 процентов! По данным Минздрава России, ежегодно от алкоголя умирает 350 тысяч мужчин и 135 тысяч женщин, – рассказывает Павлов. – Употребление алкоголя связано с более чем 60 заболеваниями. Только ряд небольших нерандомизированных исследований показал, что употребление алкоголя (преимущественно красного сухого вина) людьми среднего возраста может снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний за счет изменения липидного профиля. Однако речь идет преимущественно о здоровых людях без факторов риска сердечнососудистых заболеваний.

Установлена способность алкоголя повышать уровень «хорошего» холестерина. Тем не менее негативное влияние алкоголя в дозах, превышающих допустимые дневные (75 г чистого алкоголя для мужчин и 50 г для женщин), доказано и изучено очень хорошо. Алкоголь имеет прямое токсическое влияние на сердечную мышцу, головной мозг, печень и почки».

То есть даже качественный алкоголь неумолимо отпечатывается на здоровье и жизни человека не лучшим образом. Что в таком случае можно сказать о суррогате и паленом пойле, традиционно появляющихся в ответ на любые запреты? Об этой стороне вопроса инициаторы любых ужесточений в сфере реализации спиртного не задумываются, а ведь отравление и смерть наступают чаще всего именно после употребления дешевого и некачественного алкоголя подозрительно происхождения.

Результат токсикологического мониторинга острых отравлений спиртосодержащей продукцией окружного Роспотребнадзора говорит о том, то только за шесть месяцев 2015 года в ХМАО зарегистрировано 836 случаев острых отравлений химической этиологии. Треть из них составляют острые отравления спиртосодержащей продукцией (238 случаев), что на 9,7 процента выше аналогичного периода 2014 года. От отравлений алкоголем в Югре погиб 71 человек, в том числе один 15-летний подросток, который умер, употребив некий неустановленный алкогольный напиток. «На долю отравлений суррогатами алкоголя (спиртосодержащими жидкостями) приходится 8,4 процента отравлений, а основной причиной отравлений спиртосодержащей продукцией в первом полугодии 2015 года, как и в предыдущие годы, явилась передозировка при употреблении этилового спирта, этанола (87,4 процента)», – говорится в официальном отчете окружного Роспотребнадзора.

О чем говорит этот результат? Если ограничения введены, а ситуация ухудшается, может, проблема не в недостаточности ограничений, а в их смысле? Тем более всем известен горький исторический опыт, который, кажется, многие неосознанно желают повторить.

«Многие современные общественные инициативы, в том числе молодежные, перебарщивают, откровенно говоря, – делится с «НГ» своим мнением заведующий кафедрой истории России СурГУ, кандидат исторических наук, доцент Денис Кирилюк. – Должен быть разумный подход к решению проблемы. Ход истории показывает, что в чистом виде сухой закон (по крайней мере в нашей стране) не имеет того результата, который ждут его авторы. Усиливается теневая экономика, многие предприятия начинают работать нечестно, продавая алкоголь под видом другой продукции или из-под полы. Это подталкивает людей, которые могли бы работать по закону, к криминальному мышлению. Торговцы теряют большие доходы, это заметно даже сейчас из-за ограничения времени продажи алкоголя. И сейчас хотят нанести новый удар. «А давайте вы выйдете все за город!» Но повлияет ли это на сокращение потребления алкоголя? Конечно, нет, найдут обходные схемы – чем сильнее уровень запрета, тем более сладок этот плод. Проблема алкоголизма не решится».

Возмущен предложением сургутских трезвенников и известный в стране директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. Едва корреспондент «НГ» дозвонился федеральному эксперту, как он сам обозначил вопрос: «Да-да, наслышан про Сургут. Просто общественным организациям надо на чем-то пиариться. Это своеобразный социальный лифт для молодежи».

Мировой опыт, по мнению Дробиза, должен уже научить нас делать выводы: «Какие бы ограничения не вводили, вплоть до сухого закона, в каждом обществе, каждой стране 75 процентов здорового населения является носителями различных пороков: алкоголь, табак, наркотики. 20 процентов ведут здоровый образ жизни, причем по большей части связанный с возрастом, состоянием здоровья. Убежденных трезвенников процентов пять. Поэтому что бы страны ни делали, большая половина взрослого населения в странах с европейской культурой в мире употребляла, употребляет и будет употреблять алкоголь. Это данность.

Развитие человека и его отношение к жизни никак не связаны с ограничениями и запретами. Единственный правильный запрет в России – на ночную продажу. И тот связан не с потреблением, а с хулиганством. По сути люди просто закупаются заранее, так что процент потребления в реальности не снижается».

То есть хотим мы того или нет, алкоголь употреблять будут. Поэтому его употребление нужно приводить к разумным подходам и ограничениям.

По словам главврача сургутского ПНД Андрея Новикова, в государственной концепции грамотно и четко расставлены приоритеты: «Есть меры ограничительного характера: по местам продажи, по времени, по возрасту. Если их правильно исполнять и отрабатывать, то они достаточно эффективны». Также в разговоре с корреспондентом «НГ» медик отметил: «Уже был опыт и не только в нашем государстве по поводу тотальных запретов – не могу сказать, что он был положительным. И нововведения приведут к тому, что люди будут закупаться массово алкоголем или покупать продукцию у спекулянтов. В любом случае это не решит проблему, а лишь подогреет нездоровый ажиотаж. Алкоголь легально разрешен государством, но оно устанавливает правила, в соответствии с которыми алкоголь продается и употребляется. На мой взгляд, если добиться соблюдения этих правил, то всем будет хорошо».

Согласен с главой психодиспансера и историк Денис Кирилюк, который считает, что если правоохранительные органы и общество будут контролировать исполнение действующих антиалкогольных законов, то этого вполне достаточно, чтобы создать культуру употребления алкоголя.

«На Западе с алкоголизмом предпочитают бороться, повышая качество алкоголя, – обращает внимание на зарубежный опыт Вадим Дробиз. – Там, например, никто не пьет настойку боярышника или жидкость для снятия лака. Алкоголь дешевый относительно минимальных средних зарплат, он в разы доступнее для населения. И это плюс для здоровья – нет никакого суррогата.

Второй момент: в Сургуте-то холодно, думаю, и зимой на улице не выпьешь. А на Западе пошли другим путем: почти половина алкоголя потребляется в барах, кафе и ресторанах. У нас эта цифра равняется только трем процентам, потому что накрутки на напитки в общепитах достигают 500 процентов! В результате россияне безмерно пьют дома, на работе, у подъезда, на детских площадках, на природе.

И третий плюс: структура потребления. На Западе пьют больше вина, потому что качество жизни лучше, а у нас – преимущественно крепкий алкоголь».

Еще один вариант решения большой национальной проблемы, который лежит на поверхности, – формирование традиции здорового образа жизни, развитие спорта и физической культуры.Доцент Денис Кирилюк уверен, что реальный путь выхода из алкоситуации – искать всевозможные пути пропаганды здорового образа жизни, а не запрета нездорового. «Если сургутянину в выходной день хватает денег только на алкоголь, он выпьет. Если ему будет доступен другой дешевый отдых, он подумает, выпить или нет. У человека должна быть альтернатива, а у нас ее часто нет, особенно у молодежи.
Когда в кармане 50 рублей, проще купить пиво, ведь билет в кино стоит в десять раз дороже. Зачем тратить большие деньги, если есть доступное удовольствие? Вот главная проблема нашего общества и государства: дороговизна отдыха и досуга как такового», – резюмирует преподаватель.

В этом случае показателен личный пример Прохора Павлова, который в разговоре с «НГ» не скрывает, что в студенческие годы имели место быть вечеринки, где молодые люди потребляли алкоголь. Но он сделал свой выбор: врач не первый год принимает участие в марафонах как любитель, а это значит, что у него просто нет времени и желания выпивать вечерами перед телевизором. В его приоритетах – собственное здоровье и интересное времяпрепровождение, для которого, кстати сказать, не нужно много денег – достаточно желания, а оно порождается заманчивыми примерами из жизни.

Вспомните, сколько югорских инвалидов, сидящих всю сознательную жизнь в четырех стенах, воспарили духом и стали искать способы самореализации после первой победы Алексея Ашапатова на Паралимпийских играх в Пекине.

Получается, что если и говорить про разумную «антиалкогольную кампанию» (которая, по сути, должна быть долгосрочной и хорошо продуманной стратегией), то нужно учесть множество факторов.

Во-первых, экономически стимулировать производство и реализацию недорогого и качественного алкоголя как правильную альтернативу дешевому и чудовищно разрушительному пойлу. Во многих странах с развитой культурой пития (Чехия, Германия, Ирландия, Бельгия, Голландия) то же пиво даже с учетом девальвации рубля стоит намного дешевле, чем в России, и при этом оно в разы качественнее. В то же время бутылка неплохого французского вина, стоящая у себя на родине три-четыре евро, после прохождения российской таможни и прочих официальных процедур удорожается в три-четыре раза и становится просто недоступной для большинства потребителей.

Во-вторых, нужно менять структуру потребления алкоголя все той же экономической стимуляцией создания небольших, но цивилизованных точек общепита с качественной и недорогой продукцией. В Сургуте, кстати, есть собственный пивзавод, который в обозримом прошлом создавал легендарную на уровне страны продукцию. Почему бы городской власти не активизироваться и не вывести на местный рынок собственную свежую и качественную продукцию (которой, кстати, едва ли кто-то будет травиться), что принесет пользу и потребителям, и дистрибьюторам, и производителям, и бюджету?

В-третьих, нужно исполнять существующие законы. ОО «РМС» действительно можно поддержать в их акциях по выявлению точек, незаконно продающих спиртное (в том числе несовершеннолетним).

И, в-четвертых, активно продвигать среди сургутян альтернативные виды досуга. Тут должны подключаться спорт, культура, образование, молодежная политика.

Очевидно, что алкоголь сам по себе вреден для человека и для общества. Но, к сожалению, это, как и другие вредные привычки в современной российской и европейской культуре, практически неискоренимо, поэтому власть должна решать проблему не запретами, а разумными ограничениями вкупе с богатыми альтернативами. В решении этой сложной проблемы даже самые благие, но непродуманные намерения приведут к описанным в классике печальным последствиям.

Справка «НГ»:

По сравнению с первой половиной 2014 года в 2015-м году в два раза возросло количество отравлений алкоголем среди несовершеннолетних: с 23 человек (10,7 процента) до 56 человек (23,6 процента).

Бывший президент СССР Михаил Горбачев признал, что борьба с алкоголем в 80-х годах прошлого века велась с ошибками. Тогда выросли цены на алкоголь, продажа была сильно ограничена, виноградники вырубались. Это повлекло увеличение употребления самогона и суррогатов, нанесло удар по бюджету. «Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы», — сказал Горбачев в интервью «Комсомольской правде».


siapress.ru
 

24.09.2015