Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
На прилавках белорусских магазинов обязательно должны быть плодовые и фруктово-­ягодные вина

Соответствующие изменения внесены в постановление Министерства торговли от 8.05.2014 № 20. Расширение ассортиментного перечня товаров, которые должны присутствовать в объектах торговли, за счет плодовых и фруктово-ягодных вин стало следствием совещания у президента по вопросам производства и оборота алкогольной продукции.

Два раза по три раза.
Собственно говоря, торговые сети начали продавать плодовые вина еще в июле, сразу после специального совещания в Минторге. На нем обсуждалось, «как по-новому продать такую продукцию, выстроить взаимодействие производителя и торговли». Не дожидаясь нормативного акта, чуткие к новым веяниям сети взялись за продажу белорусского «Модернового наслаждения», «Экспромта», «Бархатной ночи» и др.

Результаты не заставили себя ждать. Как рассказали на Толочинском винодельческом заводе, сразу после совещания в Минторге сети взяли у них большую партию вина: раньше брали по чуть-чуть, а сейчас сразу 750 декалитров и должны взять еще столько же.

Многие производители считают такое развитие событий справедливым. Как отметила представитель одного из отечественных винодельческих предприятий, должен же у потребителя быть выбор: покупать французское за 400 тыс. или наше за 25 тыс. руб.!

Нельзя зарубить на корню наше виноделие из-за импортного вина — это еще один тезис, которым производители оправдывают протекционистские меры.

Пить стали меньше? Алкогольная отрасль попала в поле зрения правительства и президента, поскольку в ней, как и в других отраслях, зафиксировано падение продаж. Согласно статистическим данным, за полгода продано 1,7 млн декалитров виноградных вин — чуть меньше, чем в прошлом году. Объемы розничной продажи плодовых вин уменьшились — с 4,9 млн до 3,9 млн декалитров. Кроме того, реализация водки снизилась с 4,9 млн до 4,2 млн декалитров, пива — на 1 млн декалитров. Продано меньше коньяка и шампанского.

С начала года объемы реализации плодовых вин уменьшились в два раза, рассказывают на Толочинском винзаводе. Падение спроса специалисты объясняют общим снижением уровня жизни. Для категории с достатком ниже среднего, а именно она, как говорят на заводе, является основным потребителем плодово-ягодных вин, этот продукт становится слишком дорогим. Любители «Утренней росы» перешли на более дешевые напитки, чем плодовое вино.

Дело в акцизе.
Такую ситуацию в отрасли в какой-то мере создало государство своей акцизной политикой. По словам представителей винодельческих заводов, высокий акциз — самая большая проблема, снижающая эффективность выпуска данной алкогольной продукции. Например, на крепкий алкоголь акциз по итогам года увеличится всего на 6 %, а на плодовые вина — на 16,5 % с 1 января и еще на 16,9 % с июля. Это самое значительное по сравнению с другими категориями напитков повышение акцизной ставки. Из-за высокого акциза, рассказали на толочинском заводе, производство плодовых вин сегодня убыточное: боясь еще большего снижения спроса, производитель не может включить его в цену и оплачивает из собственного кармана.

Нормативных актов об изменении акцизной политики пока не было. Это значит, что предприятиям по-прежнему придется перекрывать убытки за счет других направлений производства (если они есть), как это делает Толочинский винзавод. У предприятия есть свой сад, яблоки из которого идут не только на промпереработку, но и на продажу. Кроме того, завод круглый год продает картофель и выпускает картофельный крахмал. Эти и другие направления деятельности предприятия позволяют сохранить производство плодовых вин и их высокое качество. Мы берем только натуральное и самое лучшее сырье, сказал представитель завода. На ароматизаторах не работаем, никаких красителей не добавляем. Обидно, когда в народе говорят: чернила.

Судя по акцизной политике государства, в ближайшее время ситуация не изменится. В нынешних условиях заводам остается либо сокращать производство, либо удешевлять себестоимость вина, а значит, пострадает качество. Зато с реализацией не должно быть никаких проблем: торговле придется выполнить требования главы государства. Дело за потребителем, у которого теперь есть выбор.

Как у соседей.
Польские производители вин тоже говорят о том, что у потребителя должен быть выбор. Глава Польской ассоциации виноделия Эльжбета Павловска рассказала, что в 70-х годах в производстве плодового вина приоритет отдавался «более алкоголизированным напиткам». Тогда в вино добавляли спирт, причем не лучшего качества. Начиная с 90-х в ответ «на изменившиеся требования потребителя» производители начали улучшать качество плодовых вин. С 2012 года в Польше действует закон о производстве вина, который четко определяет, что и в каком объеме должно присутствовать в конкретной категории вина.

Сегодня в Польше выпускают около 150 млн л плодового вина, что в три раза меньше, чем в начале 90-х годов. По мнению местных производителей, доля этого вида спиртных напитков будет постепенно сокращаться, потому что потребитель отдает предпочтение виноградному вину или переходит на новые продукты — сидр и перри.

Эльжбета Павловска рассказала, что сегодня польские производители пытаются добиться разрешения на рекламу сидра, поскольку реклама любых алкогольных напитков, кроме пива, в Польше запрещена. Правда, местные производители опасаются, что если разрешение на рекламу этого набирающего популярность вида продукции будет получено, то на польский рынок выйдут и крупные европейские поставщики. По словам главы Польской ассоциации виноделия, в составе сидра, выпускаемого в других странах ЕС, объем яблочного сока составляет едва ли 15 %, тогда как в польском сидре, согласно закону, его должно быть как минимум 60 %. Разрешение на рекламу может привести к тому, что западные концерны, обладающие большими по сравнению с польскими компаниями рекламными бюджетами, захватят рынок. Поэтому, по словам Эльжбеты Павловской, «пока мы надеемся, что потребитель сам сделает выбор и определит ситуацию на рынке».

В Беларуси главным, по сути, тоже является потребитель. По большому счету, покупателя никто не заставляет приобретать товар, который ему не нравится, даже если он выставлен на полку по требованию правительства. В то же время подобный протекционизм расхолаживает производителя: зачем выпускать качественную продукцию и придумывать новые ее виды, если продажи гарантированы, а расчеты по поставкам поручено контролировать КГБ.



belmarket.by
 

14.09.2015