Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Битва банки с бутылкой. Почему хотят запретить ПЭТ-тару

Пивная баклажка, подруга алкоголика, может оказаться под запретом: Госдума рассматривает закон об ограничении розлива спиртных напитков в пластмассовую тару. Лоббисты объясняют необходимость принятия закона заботой о здоровье нации, их противники на месте заботы видят голую корысть. В сложных взаимоотношениях стекла, металла, пластика и пива разбиралась корреспондент "Денег".

МАРИЯ ШЕР

Попытки запретить розлив алкоголя в тару из полиэтилентерефталата (ПЭТ) предпринимались неоднократно. Впервые это предложило Росалкогольрегулирование (РАР) в конце 2011 года — служба доказывала, что именно ПЭТ виноват в повальном алкоголизме, и призывала запретить этот вид упаковки на территории Таможенного союза. Чуть позже упаковку действительно запретили в Казахстане, а в Белоруссии (там в пластик разливается более 80% пива) и России (не менее 50%) инициатива не прошла.

В 2013 году была предпринята новая попытка, уже от имени группы депутатов-единороссов. Раиса Кармазина и Михаил Тарасенко внесли на обсуждение законопроект, который постепенное снижает максимальный объем ПЭТ-тары для пива, (полтора литра, потом — литр и до полулитра). Исходным аргументом против ПЭТ была его токсичность. "Согласно исследованиям ученых Института биохимической физики РАН, из ПЭТ-тары в пиво выделяется дибутилфталат — яд, вызывающий токсический гепатит, наносящий вред эндокринной и нервной системе человека и являющийся одной из причин онкологических заболеваний",— убежден поддержавший инициативу губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, по совместительству — председатель всероссийской ассоциации "Здоровые города, районы и поселки". Впрочем, годом позже российские производители ПЭТ — Алко-Нафта, ПОЛИЭФ, Сибур-ПЭТФ и "Сенеж" представили результаты исследований, проведенных в немецком Институте химической технологии общества Фраунгофера: тамошние ученые дибутилфталата в бутылках не нашли. Главным доводом в поддержку ПЭТ-ограничений вновь стала "алкоголизация населения". Законопроект между тем принят в первом чтении, и сейчас противоборствующие стороны активно готовятся ко второму и третьему.

Лепта главного нарколога

"Из-за ПЭТ люди спиваются,— открыл нам глаза на происходящее главный нарколог России Евгений Брюн.— Кухонный экономист сидит и думает: вот есть пиво в большой емкости, оно дешевле, я буду потреблять его, я же уже пристрастился! Бизнесы так и будут свою стратегию продаж устраивать. Это аморально, и поэтому нужно вмешательство парламента и государства. Мы на правильном пути. Моя лепта в этом тоже есть. Думаю, в эту думскую сессию запрет уже примут, и пить станут меньше".

Если и есть в этом деле лепта главного нарколога, она все же не столь существенна. То, что своим появлением законопроект обязан не заботе о здоровье граждан, а лоббизму бизнес-структур, открыто признает даже премьер-министр Дмитрий Медведев. "Часть бизнеса там за одно пытается ратовать, часть — за другое",— прокомментировал он обсуждение законопроекта на июльском совещании по нефтехимии.

Производители пива в качестве заказчиков кампании против ПЭТ называют своих старейших и заклятых врагов — водочное лобби. Они напоминают, что РАР, инициировавшая кампанию, почти полностью состоит из представителей именно этой индустрии. Потери отрасли в случае запрета действительно будут существенными. Пиво в баклажках стоит в среднем на 20-30% дешевле, чем в другой упаковке, и этот сегмент занимает большую часть рынка (от 50% до 60%); запрет ПЭТ обернется удорожанием напитка и, как опасаются его производители, сокращением спроса. "Наша отрасль и так упала за последние годы на треть,— жалуется вице-президент "Балтики" Алексей Кедрин.— Закрылось 15 заводов, в том числе два наших. И это не только потому, что у потребителя меньше денег. Пиво подорожало — увеличили акцизы в шесть раз. Грамм спирта в пиве уже сейчас стоит дороже, чем в водке, а если пиво снова подорожает, предпочтение водке отдадут еще больше россиян".

Стеклянный интерес...


Ответственность за лоббизм чуть было не взял на себя Союз предприятий стекольной промышленности ("Стеклосоюз"). В протоколе одного из недавних заседаний организации, размещенном на ее сайте, среди мер для продвижения стеклотары упоминается "внесение изменений в законодательство об ограничении использования ПЭТ-тары". Документом заинтересовалась ФАС, которая усмотрела в действиях стекольщиков нарушение законодательства и вынесла им официальное предупреждение. "Правила игры должны быть одинаковыми для всех участников рынка, и нельзя ограничивать один вид бизнеса, давая преимущества другому",— считает Андрей Ерин, член экспертного совета ФАС по развитию конкуренции на рынке производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

"В России работает больше десятка крупных заводов, которые производят 10-12 млрд бутылок в год. В случае запрета больших объемов ПЭТ они смогут обеспечить пивоваров недостающей тарой, производственные мощности на это есть уже сейчас, у нашей компании точно",— обнадеживает Дмитрий Чудинов, экономист компании "Раско", одного из крупных производителей стеклотары. По словам Чудинова, ограничение ПЭТ выгодно для "Раско": "Сейчас закупочная цена обычной бутылки примерно 4 рубля, в случае запрета ПЭТ мы сможем продавать ее на 1-2 рубля дороже, а крупные бутылки — на 5-6".

...или алюминиевый

Явных доказательств участия алюминщиков в антипластиковом лобби нет, но участники рынка единодушны: без алюминщиков дело не обошлось. Уже сама биография депутатов, выдвинувших законопроект, свидетельствует в пользу этой версии. Единоросс Михаил Тарасенко долгое время возглавлял Горно-металлургический профсоюз России, а его коллеги Раиса Кармазина и Дмитрий Носов, также выступающие за ПЭТ-ограничение, представляют в Госдуме интересы Красноярского края, производящего треть российского алюминия.

Сейчас в алюминий разливается, по разным оценкам, от 16% до 20% пива, а если запрет вступит в силу, алюминщикам достанется более 50% рынка. На фоне падающих цен на алюминий — достойный куш.

В компании Can-Pack, производящей 35% алюминиевых банок в России, считают, что нет для пива тары лучше металлической, и если запретить пластик, потребители и пивовары наконец в этом убедятся. Во-первых, если производителю захочется изменить дизайн упаковки, с банкой это можно сделать всего за два-три часа, а вот чтобы поставить на линию стеклянные бутылки новой формы, потребуется два-три месяца. Во-вторых, стекло после выдувания надо выстаивать чуть ли не сутки, чтобы оно приобрело температуру окружающей среды, иначе может потрескаться. В-третьих, бутылка очевидно проигрывает алюминиевой таре в весе. Иными словами, в случае запрета ПЭТ в Can-Pack ждут притока клиентов — у стекла много недостатков, а "Тетрапак" тары для пива еще не придумал. Сегодня Can-Pack выпускает 5,5 млн банок в сутки. "Наших мощностей хватит, чтобы закрыть потребность в таре, даже если пивовары увеличат производство на 50%",— сообщают в компании.

ПЭТ-зависимость

"Я вообще не знаю, что делать,— горюет Александр, владелец маленького магазина разливного пива.— Мы можем разливать только в пластик, потому что краники под горлышко идеально подходят, крышку закрутить легко. О переходе на стекло или тем более алюминиевые банки не может быть и речи — чем мы их клиентам закупоривать будем, молотком, что ли?" Лидерам отрасли еще удастся удержаться на плаву, а для малых предпринимателей, таких, как Александр, ПЭТ-ограничение означает фактический уход с рынка.

Но как бы ни жаловались пивовары на грядущие потери от запрета ПЭТ, больше всего пострадают, конечно, компании-производители ПЭТ-упаковки. По их словам, ограничение использования этого вида тары означает ее фактический запрет в пивной отрасли, ведь в пластике продаются преимущественно крупные объемы пива, а полулитровые ПЭТ-бутылки спросом у граждан не пользуются. "Ограничение ПЭТ-тары для алкогольной продукции приведет к сокращению рынка этой упаковки на 22%. Снизится загрузка мощностей со всеми вытекающими последствиями — закрытием заводов, в том числе, недавно построенных высокотехнологичных производств, сокращением персонала",— рассказывают в ассоциации производителей ПЭТ. "На сегодня объем рынка пластиковой тары — 600 тыс. тонн в год. Если примут запрет, мы будем терять примерно 100 тыс. тонн продукции ежегодно. Кроме того, пострадают люди, сотрудники наших предприятий. Сейчас у нас четыре завода по производству гранулята (сырье для изготовления бутылок.— "Деньги") и 70-80 заводов-производителей самой тары. На них работает почти 8 тыс. человек, а если ПЭТ запретят, сократить придется почти 20% работников",— поясняет Николай Жир, директор АРПЭТ.

По словам производителей безалкогольных напитков, запрет ПЭТ коснется и тех, кто пива не пьет. "Если пластик запретят пивоварам, сократится количество производителей этой тары, и ПЭТ как таковой подорожает,— говорит президент союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров.— Для наших напитков одна из важнейших статей расхода — логистика, так как речь идет о перевозке больших объемов, которые много весят. Поэтому мы выбираем ПЭТ-тару, самый легкий вид упаковки, 70-80% напитков разливается в нее. Если использовать другие емкости — из стекла или алюминия, платить придется гораздо больше". То есть в рознице безалкогольная продукция, вероятно, подорожает тоже.

Пластмассовое перемирие

Впрочем, некоторые эксперты считают, что многолетняя война с ПЭТ-тарой подходит к концу. Причина тому — негласный договор, который под давлением Минздрава и РАР заключили с властями пивовары. Четверка крупнейших производителей — Carlsberg, Heineken, Efes и InBev, контролирующие почти 80% российского пивного рынка,— добровольно отказалась использовать пластиковую тару объемом более 1,5 л с июля 2016. Не поддержала такое самоограничение только компания "Очаково", у которой большая часть пива разливается как раз в емкости больше 1,5 л. Тем не менее компромисс был достигнут, и дальше все успокоится, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз: "Никакого запрета не будет. В правительстве прекрасно осознают, что это просто конкурентная борьба. Пиво в полуторалитровых бутылках останется, если оно не будет выделяться на полке на фоне Pepsi или другой газировки. Поэтому договорились о максимально разрешенном объеме, который всех устроит".
 
Коммерсантъ-Деньги
14.09.2015