Среда, 8 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Молдова. Куда делся виноград, который раньше продавали в Россию?

Когда в недалёком прошлом одно из первых лиц государства заявило, что, дескать, молдаване должны пить своё вино сами, все восприняли сей спич как некий конфуз, толкование которого относится к сфере медицины. Но даже «специалисты», посвятившие свою жизнь виноделию и занимавшие ответственные должности, выдавали на гора такие перлы…

15 декабря 2012 года председатель союза виноделов Георгий Арпентин сказал: «Российский рынок больше не представляет основного интереса для молдавских виноделов… Россия зря пытается восстановить всё и дать возможность экспортировать большему числу компаний. В Европе молдавское вино продаётся по более выгодным ценам, чем в России». К чему это привело – показывает статистика: все наглядно видно, с одной стороны, из показателей объёмов производства, с другой - экспорта в натуральном и денежном выражении после первого российского эмбарго 2005 года.

Данные 2012 года опровергают утверждения Арпентина о том, что в Европе молдавское вино продаётся якобы дороже. Средняя стоимость литра нашего игристого вина в ЕС тогда составила 2,45 доллара, а в Россию – 2,51 доллара. Тихих вин - 1,28 и 1,24 доллара. Вино вину рознь не только по качественным параметрам, но и по тому, отгружалось оно в бутылках или наливом. А если учесть, что в Европу мы отправляем продукцию бутилированную и покачественнее, а наливом - в основном на восточный рынок, то создаётся убеждение в том, что Арпентина посадили в кресло председателя союза виноделов по тому же пресловутому алгоритму, что и фармацевта - вначале на должность министра транспорта, а затем - обороны.

Тем не менее, характерной особенностью прошедшего десятилетия является то, что из Молдовы, как отгружались игристые вина в государства Евросоюза в мизерных объёмах, так и продолжают поставляться, даже с существенным снижением. Безусловно, произошёл более чем трёхкратный рост экспорта тихих виноградных вин. Но от какой планки? Эти подросшие объёмы не идут ни в какое сравнение с потерями на российском рынке.

Однако это лишь общие показатели, говорящие о том, что в стране обвально сократилось производство и экспортный потенциал в некогда ключевой отрасли. Куда трагичнее цифры, отражающие экономическое состояние предприятий.

Начнем с площадей под виноградниками в плодоносящем возрасте. В 2005 году их было 140 тысяч гектаров, в том числе столовых сортов – 20 тысяч, а в 2014 – соответственно 134 тысячи и 18 тысяч га. С этих площадей в прошлом году собрали 594 тысячи тонн, в том числе столового винограда – 94 тысячи. Экспортировано в свежем виде 50,4 тысячи тонн. Из этого объёма в ЕС отгружено 11,9 тысяч тонн, а в ТС – 37,4 тысячи, из которых 28,9 тысяч тонн в Россию.

Площади под виноградниками за прошедшее десятилетие уменьшились незначительно, урожайность также существенно не изменилась. Куда же делся виноград, из которого делалось вино, прежде поставлявшееся в Россию?

Налицо перепроизводство технических сортов со всеми вытекающими последствиями для вложившихся в эту капиталоёмкую отрасль. Но следует учитывать и то, что в прежние годы под видом молдавского вина на российский рынок зачастую поставлялась продукция, кардинально разбавленная (язык не поворачивается назвать это «купажированием») испанскими и другими низкокачественными зарубежными виноматериалами, стоимость которых была существенно ниже. Только официально в Молдову было импортировано в 2005 году 2 миллиона декалитров виноградного вина при средней его стоимости за литр 0,39 доллара при тогдашней средней цене нашего экспорта 0,95 доллара.

Однако даже исключив эту неприглядную компоненту реэкспорта, производители технических сортов, как и виноделы, ныне обречены на огромные финансовые потери. В 2013 году 141 винодельческое предприятие реализовало продукции почти на 3 миллиарда лей, но это генерировало убытков на 42,1 миллиона лей. В 2014-м предприятий, специализирующихся на виноделии, уже осталось только 128, продажи сократились до 2,4 миллиарда, убытки увеличились до 131,4 миллиона лей. Задолженности достигли 4,7 миллиарда лей. Чтобы с ними рассчитаться, необходимо направить на их погашение двухлетнюю выручку от реализации продукции - и при этом не платить зарплату работникам, не рассчитываться за виноград и т.д..

Все складские запасы готовой продукции и других материальных ценностей, а также суммарная дебиторская задолженность перед винодельческими предприятиями составили около 3,7 миллиарда лей. В итоге даже если реализовать всё, что есть винохранилищах и на складах до последней запчасти и при этом полностью вытрясти из должников их обязательства перед виноделами - и тогда получим минус один миллиард лей.

Серьёзные финансовые проблемы нарастают и в других подотраслях производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Но озабочена ли этим власть? К сожалению, её реальные действия говорят об обратном. Так, правительство Кирилла Габурича, витая в облаках европейского вектора развития, впервые исключило Россию из списка государств – стратегических партнёров Молдовы, а кабинет Валериу Стрельца закрепил эту синтагму.

Подобный демарш российские политики отметили нелицеприятными декларациями и конкретными действиями. В частности, с 1 сентября 2014 года для молдавской продукции введены импортные пошлины по правилам ВТО. Для виноградных вин это ставки 15-20 процентов от декларируемой стоимости товара. И они распространяются на все государства ЕвразЭС. В результате мы имеем прямые потери у экспортёров, которые уже проявились в ценах отгрузки, начиная с прошлого года.

Так не пора ли спуститься на землю и от голословных деклараций о необходимости восстановления торгово-экономического сотрудничества с Россией перейти к прагматичным действиям по растаскиванию завалов, которые были наворочены?

Михаил ПОЙСИК, доктор экономики

Национальный институт экономических исследований АНМ





vedomosti.md
 

11.09.2015