Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Российское вино: правда или миф?

В вопросе разобралась Саша Сутормина, ресторанный обозреватель журнала SNC, обладательница диплома винной школы Wine & Spirit Education Trust.

Законодатели грозятся ограничить ввоз иностранного алкоголя, цены на кьянти, просекко и бордо неуклонно ползут вверх из-за скачков курса, дистрибьюторы рвут волосы и посыпают головы пеплом, мы – клиенты – в легкой растерянности.

Самое время посмотреть в сторону российских вин, и самим тут не разобраться. Мы поговорили с людьми, которым можно доверить свои вкусовые рецепторы, свой вечер и свою печень, – винными экспертами, руководителями винных хозяйств и сомелье известных московских ресторанов. Выяснилось, что среди российского появились (сюрприз!) достойные образцы.

Игорь Сердюк, заместитель директора винного хозяйства Alma Valley, винный критик

Первые российские вина, сделанные по-новому и заслуживающие внимания, появились около десяти лет назад. Надо было бороться за возвращение потребительского доверия, потерянного российскими винами в восьмидесятые и девяностые годы. Сегодня российские вина снова берут медали на международных конкурсах и в честной борьбе за магазинные полки выигрывают конкуренцию с импортом.

Я очень рад, что серьезные игроки розничного бизнеса, такие, как, например, Metro, «Магнит», «Азбука вкуса» и другие, проявляют серьезный интерес к российскому вину и становятся нашими союзниками.

Слухи о том, что российские вина «переоценены», преувеличены. Большинство производителей балансируют на грани рентабельности или – увы – убыточны. А за высокой ценой скрываются и налоги, и инфляция, и коррупция. Виноделие как бизнес – особенно виноделие российское – не приносит быстрых дивидендов. Если начинать проект с нуля, то с момента покупки участка земли под виноградник до первых продаж вина может пройти около десяти лет, а окупаться проект начнет (и то – в случае успеха!) еще лет через пять.

Любимые российские вина:

– «Абрау-Дюрсо Империал Розе» 2010 / «Абрау-Дюрсо Империал Vintage» 2010 – хотите розе, вот вам розе; хотите белый игристый брют – берите Vintage.

– «Лефкадия Резерв» 2012 / «Ликурия Резерв» 2012. Первое – структурнее и объемнее, второе – свежее и легче.

– Alma Valley Ice Wine Sauvignon Blanc Reserve 2014 (уникальное по своей технологии и показателям природно-сладкое «ледяное вино») / Alma Valley Cabernet Sauvignon Reserve 2013 (великолепное красное сухое).

– Интересные качественные вина есть и у многих других винных хозяйств. «Усадьба Дивноморское», «Винодельня Ведерниковъ», «Гай-Кодзор», Villa Victoria, Chateau le Grand Vostock, Uppa Valley (вина Павла Швеца), вина «Мысхако», вина «Усадьба Маркотх», «Солнечная долина», Esse, «Массандра» и «Новый Свет». Увидите – пробуйте.

Дмитрий Ковалев, главный редактор сайта «Наше Вино» www.nashevino.ru

Вообще, конечно, грустно: как только у России начинаются проблемы с Западом, народ внезапно начинает ценить наши вина. Так было, например, в период Наполеоновских войн и, естественно, в СССР. Кончаются проблемы – начинается эпоха шабли или просекко. Надеюсь, что в этот раз будет не так: курс рубля рано или поздно стабилизируется, и, если качество вин не будет конкурентоспособным, от них в который раз отвернутся. А кроме цены есть к чему присмотреться.

Российское виноделие переживает самый серьезный за последние сто лет всплеск. Сегодня российское вино входит в моду, в собственные винодельни инвестируют, например, Роман Абрамович и Вагит Алекперов, а также структуры, близкие к ВТБ и Газпромбанку.

Первым серьезным проектом «новой волны», совместившим французский опыт с отечественным, был «Шато Ле Гран Восток» на Кубани, основанный в 2003 году. Поищите в интернете имена Бориса Титова, Николая Пинчука, Михаила Николаева, Алексея Толстого, Валерия Тройчука, Эдуарда Александрова, Павла Швеца, Олега Репина, Игоря Самсонова, Ильи Волошина. Каждый из них – интересная личность, кто-то возвращает славу отечественным игристым, кто-то умело выдерживает французские сорта.

Надо иметь в виду, что винные гиганты могут одновременно делать вина как низкого, так и высокого качества. Речь идет прежде всего о трио «Абрау Дюрсо», «Фанагория» и «Кубань-Вино» (Chateau Tamagne). На цену влияет прежде всего виноград, из которого делают алкоголь: дешевые линейки – импортный дешевый балк, линейки дороже – виноград, выращенный у нас.
Каждый месяц вот уже четыре года подряд на рынок выходит новая винодельня, это настоящий бум! Винодельни строят даже под Воронежем и Самарой.

Новое явление – гаражные (фермерские) вина. Люди пишут на этикетках свои имя и фамилию, как это принято в мире. У них 5-10 гектаров, маленький ресторанчик и клиентская база. Нынешняя винная реформа должна дать гаражистам возможности для развития.

Как отличить хорошее от плохого? Обратите внимание на надпись на контрэтикетке: сочетание «Вино географического наименования» и «Вино защищенного географического указания» по новым стандартам говорит о том, что виноград выращен там же, где произведено вино. Пока так, в будущем ждем не только четкого законодательства, но и сознательности виноделов, которым нужно садиться за стол и договариваться, как правильно продвигать и позиционировать свои вина. Пока к этому ближе всего подошли севастопольцы усилиями Павла Швеца – знаменитого московского сомелье, построившего там винодельню Uppa.

Во всем мире так: вина регионов продвигают совместно, создают однотипные бутылки и этикетки, как в той же Бургундии, узнаваемые логотипы, как черный петушок на бутылках Chianti Classico. Я уже не говорю о том, что все российские вина надо бы позиционировать под общим узнаваемым лейблом. Например, у австрийцев это национальный флаг на бутылочной капсуле, у чилийцев – надпись Chile на пробках.

Сейчас вполне реально найти приличное вино за 300 рублей. Их сметают с полок, поэтому остановимся на цене 500 рублей для Москвы, Питера и прочих невинодельческих регионов. Но вам все чаще будут попадаться российские вина от 1000 и выше. Именно такие позиции вызывают порой нарекания за соотношение качества и цены. Наши виноделы могут завышать цену и потому, что пытаются «понравиться» той части аудитории, которая не пьет вин дешевле 1000-1500 рублей. Самое на сегодняшний день дорогое российское вино «Фантом» «Винодельни Ведерниковъ», созданное в сотрудничестве с винным критиком Артуром Саркисяном, стоит 3500 рублей.

К концу года мы сделаем на сайте nashevino.ru двадцатку лучших вин. Ограничусь четверкой: это каберне-совиньон Олега Репина из Севастополя, рислинг Дмитрия Гусева из Волгоградской области, мерло Алексея Толстого из Геленджика, купажи Константина Дзитоева из Владикавказа. Конечно, мне везет общаться с ними лично, но вино Толстого «Усадьба Маркотх Кюве № 1 Резерв» уже можно найти в Москве, вина Репина – и в Лондоне в лучшем винном магазине Hedonist (владельцем которого является Евгений Чичваркин. – Прим. ред.), а вина Гусева и Дзитоева вот-вот появятся в открытой продаже.

Часто задают вопрос, зачем все-таки пить российское? Во-первых, наши вина – совсем не бледные копии западных, у них есть свое лицо. Так, французские сорта проявляют себя на наших почвах необычно, и каберне-совиньон, например, похож то ли на чилийский, то ли на зрелый итальянский, рислинг становится полнее, саперави – ярче грузинского.
Во-вторых, у нас есть десятки виноградных сортов, которые сохранили народы Дагестана, Крыма, донские и терские казаки. Сегодня уже входят в моду красностоп, цимлянский черный, кокур.
А в-третьих, во всем мире принято запивать местным вином местную кухню, и здесь простор широчайший. Возьмите тихоокеанские устрицы под кубанские совиньоны – мы пробовали, отлично!

Антон Панасенко, независимый винный консультант, лучший сомелье России 2003 года

Российское вино я открыл для себя в 2010 году, попробовав вслепую сначала «Руссан» от хозяйства «Гай-Кодзор», а потом «Шардоне Гранд Резерв» от «Мысхако».

Эти вина радикально отличались в лучшую сторону от тех российских вин, которые я пробовал до того момента. Такого же мнения были и мои коллеги-иностранцы: сомелье – чемпионы мировых конкурсов и бургундские виноторговцы, которым я давал попробовать образцы «вслепую», во-первых, давали им отличные оценки, а во-вторых, крайне удивлялись, что вина российские. Бургундцы так и вовсе увезли с собой ящик домой.

Мой список «лучшего и любимого» выглядит так:
• «Мысхако» (линейка «Гранд Резерв») http://www.myskhako.ru/
• «Гай-Кодзор» (особенно «Вионье» и пино-нуар) http://www.gai-kodzor.ru
• Вина Павла Швеца http://www.uppawine.com/
• «Вилла Виктория» (особенно пино-нуар) http://villa-victoria.ru/
• Линейка Cru Lermont от «Фанагории» (особенно алиготе) http://www.fanagoria.ru/wine/17/190/
• Мерло от Бюрнье http://domaines-burnier.com/
• Вина «Лефкадии» http://www.lefkadia.ru/
• «Усадьба Дивноморское» http://usadbadivnomorskoe.ru/
Стоит обратить внимание на http://www.grandvostok.ru/ и на http://alma-valley.ru/

Покупая бутылку российского вина, главное – быть уверенным, что это именно российское вино, а не балк (виноматериалы нестабильного качества, прежде всего – импортируемые), например, из Алжира, просто в России розлитый.
Самые дешевые вина – именно такие, в силу климата и ряда других особенностей (например, стоимости труда) есть много стран, где выращивать виноград намного проще и дешевле. Но, к счастью, принятые в этом году законодательные изменения могут вывести законодательство о вине в России на качественно новый уровень.

Роман Смирнов, Anatoly Komm for Raff House, шеф-сомелье, управляющий

Сегодня сохранилась примерно треть виноградников, засаженных в советские времена в Ростовской области, в Краснодарском и в Ставропольском краях, в Крыму.

Спрос на российское вино растет, но в связи с этим страдает качество. Многие наши производители вынуждены закупать виноматериалы за рубежом, но не всегда этот материал достойного качества.

Хорошее вино отличить от плохого можно только методом проб и ошибок. Советую просто ориентироваться на конкретные хозяйства, которые себя уже хорошо зарекомендовали: Chateau Tamagne, Chateau le Grand Vostoсk, «Абрау-Дюрсо», вина «Лефкадии», вина Павла Швеца (Uppa Winery, в прошлом наш столичный сомелье, который занялся виноделием в Крыму около семи лет назад).

Выбирая вина для карты Anatoly Komm for Raff House, мы прежде всего обращаем внимание на качество вина. Из двадцати продегустированных российских образцов мы смогли отобрать всего четыре. Но мы верим и продолжаем поиски.

Как правило, российские вина в ресторане заказывают иностранцы. У нас особую славу и даже прозвище «русский сотерн» заслужило крымское десертное вино, иностранцы ему очень удивляются.

Соотечественники относятся к российскому вину с опаской, многие предпочитают брать зарубежные вина в их классическом сочетании с высокой гастрономией. Российские берут продвинутые и любознательные.

Влада Лесниченко, AQ Kitchen, арт-директор, автор винной карты (ранее – директор винотек Grand Cru)

Российское вино находится в эпицентре споров и слухов, так что пиар осуществляется без участия каких-либо специалистов. Мы много сделали для продвижения российских вин именно среди наших гостей – конечных потребителей. Чуть раньше – в винотеках Grand Cru, теперь в AQ Kitchen мы демонстрируем российское вино в сочетании с интернациональной кухней – симбиоз средиземноморского и русского.

Приведу в пример недавний случай: молодая компания попросила красного к ужину в AQ, не слишком насыщенного, но и не очень тонкого. Мы предложили пино-нуар «Раевское». Вы бы видели ужас на лицах гостей: что вы, как можно российское?! Отвечаем: не понравится – вернем деньги. Выпили три бутылки, деньги возвращать не пришлось.

Пробуйте все: начните с виноделов «первой волны» – «Гай-Кодзор», «Лефкадия», «Винодельня Ведерниковъ». Понравится – следуйте за гаражными виноделами, за вчерашними сомелье, за энологами больших виноделен, создающими собственные вина. Следуйте за Артуром Саркисяном с его гидом «Российские вина». Следуйте за ресторанными картами и гибкими винотеками, которые могут менять свои коллекции, подстраиваясь под тренды. Нижняя Волга, Дон, Кубань, Крым – пора изучать страну по винной географии.

Я очень люблю вина Олега Репина – в первую очередь пино-нуар и рислинг. Классное, мастерски созданное вино, которое понравится даже винным снобам. Удачные шардоне винных хозяйств «Раевское» и «Фанагория». Sikorsky Riesling, который все еще сложно достать, запал мне в душу. Хороши и вина Alma Valley – «Шардоне Резерв», мерло и другие.

Бутылку российского вина – как и вина импортного – в магазине лучше покупать по цене от 350, а лучше от 500 рублей. К сожалению, мы пока не на уровне Франции с ее «бутылка за два евро»: цена складывается не только из затрат на текущий урожай, а из общих затрат на строительство или обновление винодельни. И если в отношении импортного вина логистика и таможня увеличивают цену для потребителя, то с российскими винами роль «утяжелителя» выполняют стартовые инвестиции в винное хозяйство.


trendspace.ru
 

08.09.2015