Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Армения. Винограда много, денег — мало...

Вчера начался закуп винограда. По официальным данным, в закрома удастся уложить не менее 290 тыс. тонн. Для сравнения: в прошлом году было 260 тыс., а в 2013-м и вовсе 240 тыс. тонн. Как сказал глава Союза армянских виноделов Аваг Арутюнян, если в минувшем году из-за непогоды была потеряна треть столовых сортов, то в этом природа оказалась более чем благосклонна — нет потерь ни столовых сортов, ни технических.

Последних, по предварительным прогнозам, будет собрано 190-195 тыс. тонн. Но будет ли весь этот тоннаж закуплен винными и коньячными предприятиями — как известно, экспортные показатели спиртного в направлении России (основного рынка сбыта) пока не радуют.

Из-за обесценивания рубля цены на “градусы” сократились почти вдвое. Причем, по словам Арутюняна, коснулось это всех разновидностей алкоголя. Даже армянский коньяк, пребывающий в разряде напитков с именем, приходится реализовывать дешевле — уценка коньяков в России составляет 35-40%. В итоге в экспорте сложилась весьма любопытная ситуация: по объему вывозимой продукции показатели пошли в гору — прирост за первое полугодие 2015-го составил 15-18%. Зато в стоимостном выражении в сравнении с первым полугодием 2014-го произошел спад. Причем на 30%. Конечно, это отразилось на финансовой состоятельности закупщиков винограда. Даже на ЕКЗ в этом году строго лимитировали объемы закупаемого винограда, и если в прошлом году объемы увеличили — вместо 35 тыс. тонн было приобретено 37 тыс. тонн — то в этом сезоне официально заявили о намерении приобрести лишь 35 тысяч. За 1 кг винограда на ЕКЗ в минувшем году давали выше, нежели в 2013-м — на 5-10 драмов. В итоге для Айгаванского и Армавирского филиалов была установлена расценка в 150 драмов за кг, а для Тавушского региона — 140 драмов. Но в этом году поднять закупочные цены не случилось: все те же 150 драмов для двух вышеозначенных филиалов, и 140 др. для тавушского винограда. По оценке Арутюняна, тем не менее это должно скорее радовать, нежели удручать. Ведь на рынке в целом цена на 1 кг винограда ныне хоть и установлена в размере 150 драмов, однако он не исключает уценки. Так что даже ценовая стабильность, демонстрируемая ЕКЗ или другим предприятием, в этом сезоне должна лишь радовать.

По словам Арутюняна, важно и то, что весь виноград — до килограмма — будет скуплен. И это при том что из 190-195 тыс. тонн средств у предприятий хватит лишь на 145 тыс. тонн. Остальные — в лучшем случае 30 тыс. тонн, а в худшем — 45 тыс. тонн, — окажутся вне финансовых возможностей производителей спиртного. Собеседник пояснил, что несмотря ни на что, этот тоннаж непременно будет закуплен. Однако, если в прошлом году расплатиться с большей частью фермеров производителям удалось до Нового года, то деньги за сбор этого года удастся выплатить лишь к маю 2016-го. “Как ожидается, именно к весне винно-коньячная сфера в России преодолеет кризис, — пояснил Арутюнян. — И тогда уже несколько большая выручка отечественных производителей вина и коньяка позволит им отправиться в банк за кредитом. В принципе, это можно сделать и сейчас. Но с определенной долей риска. Весной же гарантий на своевременную уплату по кредиту окажется уже гораздо больше”. Нельзя ли каким-то образом поправить дела за счет внутреннего рынка? Арутюнян поясняет, что и наш потребитель неплатежеспособен, и сбавил спрос на подобную продукцию. В стоимостном выражении спад в сравнении с первым полугодием 2014-го составил почти треть.

Меж тем в последние годы, в частности сфера виноделия, развивается с заметным ускорением, увеличивается площадь виноградников. Много говорилось о намерении ежегодно прибавлять их на 100 га. Однако в этом сезоне под лозы отвели лишь 150-200 га. Помешал не столько спад спроса на конечную продукцию, сколько распространение злополучной филлоксеры. Безжалостная болезнь сильно навредила начавшейся было претворяться в жизнь Программе развития виноделия. К слову, согласно ожиданиям, при урожайности аналогичной нынешней, экспортные поставки вина в Россию можно было бы увеличить до 10 млн бутылок в год уже к 2018-му. Пока же ежегодно туда ввозится порядка 2 млн бутылок. Максимальный же наш потенциал не превышает 5-7 млн в год.

Тем не менее Аваг Арутюнян настроен оптимистически: качество урожая просто великолепное. Стало быть вина и коньяки, настоявшиеся на сборе 2015 года, должны оказаться качественными. И если прогноз по выравниванию ситуации в РФ весной сбудется, то возможно, что наша продукция составит серьезную конкуренцию именитым экспортерам на рынке России. И тогда улучшение финансового состояния вино- и коньякоделов Армении, возможно, позволит им в будущем сезоне поднять закупочные цены и расплачиваться с фермерами без задержек. Впрочем, на ЕКЗ обещают платить виноградарям по счетам в течение 3-4 дней с момента сдачи урожая. Но сотрудничают с ЕКЗ, понятно, не все фермеры. Остальным либо надо набраться терпения, либо поставить излишки технических сортов на внутренний рынок. Ну а уж сколько удастся в таком случае выручить, покажет время. К слову, столовые сорта в этом сезоне, по мнению Арутюняна, должны подешеветь. Причина все та же: высокий урожай.


nv.am
 

08.09.2015