Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Беларусь. Снижая градус

Августовская Беларусь прекрасна и сюрреалистична: рубль вслед за российским собратом продолжает дешеветь, ВВП ускоряет падение, президент совещается то с силовиками - по безопасности, то с хозяйственниками - по алкоголю.
Интерес главы государства к спиртосодержащей проблематике после недавней инициативы по обновлению антиалкогольно-дисциплинарной директивы N1 выглядит слегка непоследовательно. Но понятная даже трезвеннику и язвеннику логика в выборе темы присутствует: алкоголь - это акцизы, акцизы - это бюджет.

БИТВА ЗА ЧАРКУ


«Акцизная политика, которую предлагало и предлагает правительство, практически угробила отрасль. Акцизы привели к увеличению цены и вкупе с контрафактом к снижению спроса на эту продукцию, а значит потере бюджета», - трезво констатировал Александр Лукашенко. По его данным, особенно от всего этого безобразия пострадали госпредприятия, уступившие порядка 35% рынка частникам. Последних, а также сетевой ритейл, глава государства уличил в недобросовестной конкуренции с государственными ликеро-водочными заводами (ЛВЗ). На торговлю весь негатив и списали: «С госпредприятий за реализацию ликеро-водочных изделий требуют скидки, порой до 40% стоимости… устанавливают непонятные бонусы и премии для торговых сетей за счет производителя».

Ох уж эти госвинокуры, не тронутые циничным маркетингом и тлетворным мерчендайзингом, а потому неспособные донести произведенную чекушку до прилавка, не разбив, не выпив и не сработав в убыток! В имбецильную криворукость ЛВЗ и изощренное коварство частников вкупе с ритейлерами верится, прямо скажем, слабо. Госвинокуры потому и не любят напрягаться, что знают: зависящее от их доходов государство всегда окажет им коллекторские или маркетинговые услуги бесплатно.

Другие околоалкогольные вопросы, поднятые президентом, оказались не менее острыми: падение экспорта (при мощностях, вдвое превышающих потребности внутреннего рынка), вал контрафакта из России, шокирующие задолженности торговли перед производителями, накопившиеся складские запасы. Погашение долгов до 1 сентября проконтролирует КГБ, а разгрузку складов и перемещение их содержимого на прилавки велено осуществить до 15 сентября.

КГК выступил с инициативой пересмотреть минимальный ассортимент отечественного алкоголя в рознице и отрегулировать «недопустимо высокие торговые наценки» в общепите. Накануне Совмин разродился постановлением N702, регулирующим ценовые и бонусные аспекты алкогольного сбыта, а Минторг 21 августа обещал приструнить ритейлеров, допускающих просроченную задолженность перед поставщиками отечественных товаров.

БИТВА ЗА ШКВАРКУ


19 августа, за день до совещания, Белстат опубликовал данные по ВВП за январь-июль, наглядно демонстрирующие, как снижается градус экономической активности в целом. Кому сейчас легко, если даже ЛВЗ вынуждены привлекать для выбивания долгов и организации сбыта высший административный аппарат государства?

По предварительным расчетам статведомства, ВВП за 7 месяцев т.г. составил в текущих ценах Br482,9 трлн., снизившись по сравнению с январем-июлем 2014г. на 4%, с учетом сглаживания Минсельхозпродом сроков начала уборки зерновых - на 3,5%. На фоне упавшего на 3,5-4% ВВП предсказуемо выглядят и другие показатели.

Справка «БелГазеты». За январь-июль 2015г. в сопоставлении с январем-июлем 2014г. ВВП составил 96%, выпуск промпродукции - 92,8%, выпуск сельхозпродукции - 88,5%, ввод в эксплуатацию жилья - 104,4%, розничный товарооборот - 101%, инвестиции в основной капитал - 85,4%. Объем внешней торговли товарами и услугами достиг 74,1%, производительность труда по ВВП - 98,1%, реальные располагаемые денежные доходы - 95,1%, запасы готовой продукции к среднемесячному объему производства - 73,7%.

Драйвером падения остается ситуация в промсекторе, участвующем в формировании ВВП примерно на четверть, и строительстве, обычно покрывающем еще 10-12%. Ни один из секторов экономики РБ не смог обеспечить валовую добавленную стоимость (ВДС) вровень с аналогичным периодом 2014г., не говоря о превышении. И если АПК в силу специфики отрасли в июле подпортил статистику под воздействием факторов сезонности и урожайности (89,2% ВДС к январю-июлю 2014г.), а производство и распределение электроэнергии, газа и воды (99,2%) или торговля (99,7%), несмотря на резко негативную динамику продаж непродовольственных товаров, балансировали на грани прошлогодних показателей, то в других секторах ситуация представляется менее вдохновляющей.

Горнодобывающая промышленность напродуцировала 92,1% ВДС от показателей аналогичного периода 2014г., обрабатывающая - 92,9%, строительство - 91,5%, транспорт и связь - 95%. Белорусская экономика прочно ушла в минус. Целиком, всем народнохозяйственным комплексом, как это приятно говорить у чиновников.

Точка остановки роста ВВП - прошлый август. Согласно официальным данным, за 2014г. этот показатель составил 1,6% вместо запланированных 3,3%.

В проекте прогноза социально-экономического развития РБ на 2016г. указано, что ВВП в будущем году прибавит 1,1%. В этом году правительство надеялось на 0,5-0,7% роста, международные финансовые институты ждали падения (1-1,5% по версии ЕБРР), бизнес-аналитики - в лучшем случае столбняка у нулевой отметки (Raiffeisen Research). Но жизнь, как в известном анекдоте, оказалась жестче.

КОГДА ОНО ПАДАЕТ


В последние десятилетия именно рост ВВП был ключевым презентационно-отчетным показателем белорусской (и не только) экономической модели: смотрите, с каким задором и напором мы скачем вперед.

Ростом ВВП клялись, аргументировали, козыряли в спорах. Где-то к 2012-14гг. чиновники все-таки пришли к консенсусу о том, что ни рост любой ценой, ни привязка этого роста к его же прогнозным показателям не могут быть ни догмой, ни целью, однако переход к падению это нисколько не сгладило.

Собственно, по динамике роста ВВП можно писать новейшую историю Беларуси.

Справка «БелГазеты». По данным Белстата, максимальных значений рост ВВП в % к предыдущему году достиг в тучные «нулевые»: 105,8% в 2000г., 104,7% в 2001г., 105% в 2002г., 107% в 2003г., пиковые 111,4% в 2004г., 109,4% в 2005г., 110% в 2006г., 108,6% в 2007г., 110,2% в 2008г. Мировой финансовый кризис отразился на экономике РБ статистически ничтожным и потому сомнительным ростом ВВП в 2009г. - 100,2%. Далее снова обозначился позитивный тренд (2010г. - 107,7%, 105,5% - 2011г.), но ненадолго - в 2012г. показатель составил 101,7%, в 2013г. - 101%, в 2014г. - 101,6%.

Про корректность оценки состояния экономики исключительно по темпу роста ВВП много сказано и написано. Опять же, в кризисные времена статистические ведомства любят ловчить, чтобы информация выглядела более оптимистично. Если одно и то же яблоко субъект А продал субъекту В, а затем, за те же деньги, субъект В снова продал субъекту А, американская статистика учтет эту сделку дважды. В 2014г. много смеха вызвало решение ЕС добавить в ВВП данные по таким секторам экономики, как секс-индустрия и наркоторговля. В РФ не меньше иронизировали над идеей Росстата включать в расчет ВВП арендную плату, каковую владельцы недвижимости платили бы себе любимым, если бы снимали дом или квартиру у самих себя.

При всем комизме речь идет о международной гармонизации методики расчета ВВП, призванной учесть любую коммерческую деятельность - от продажи друг другу яблок или экономии на съемной квартире до визита в бордель или к наркодилеру. В этом смысле ВВП важен как общий градус экономической активности в обществе. Ближайшие годы, судя по всему, нам предстоит прожить в условиях снижения градуса, т.е. спада этой активности. Станет ли чарка от белорусских ЛВЗ адекватной заменой американским яблокам, российским кв. м или европейскому чаду кутежа, нам предстоит выяснить экспериментально.


belgazeta.by
 

26.08.2015