Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Россия может запретить импортные виноматериалы

Минсельхоз хочет помочь аграриям, которые выращивают российский виноград

Россия, возможно, серьезно повысит таможенные пошлины на ввоз к нам зарубежных виноматериалов. Или запретит его вообще. Об этом заявил в телеэфире министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Импортные виноматериалы — это фактически вино, которое уже тут у нас разливается по бутылкам. И поступает в продажу под марками российских винзаводов.

По словам главы Минсельхоза, такие заводы, которые «являются в общем-то цехами по розливу вина», оказываются в несравнимо более выигрышном положении, чем те, кто пытается выпускать реально отечественное вино.

- Когда фермер начинает закладывать завод, срок окупаемости 15 лет. Проще завезти цистерну или пароход из ЮАР, сразу 100 или 1000 тонн, - утверждает Ткачев. - Ну какая это конкуренция. Конечно, экономика будет лучше у того, кто воспользовался другим виноматериалом, разлил и продает его под брендом российским.

Есть и другая сторона вопроса. Как говорят эксперты, такой способ решения вопроса — за счет импортного сырья — сейчас неминуемо приведет к его подорожанию, из-за падения рубля. Для потребителей выгоднее вино из своего, отечественного винограда.

Увы, пока мы все еще расплачиваемся за последствия «сухого закона», когда значительная часть российских виноградников была вырублена, включая элитные и достаточно редкие сорта винограда. Для обеспечения наших винзаводов своим, отечественным, сырьем площадь виноградников надо расширить, по оценкам специалистов, примерно в четыре раза.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ


Вадим Дробиз, директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя: "Мы и в 2020-м будем абсолютно импортозависимы, и в 2025-м тоже"
В интервью корреспонденту "Радио КП" Вадим Иосифович высказал свое мнение о возможном импортозамещении вина:

- Давайте начнем с того, что, похоже, наша страна не самая винопьющая. Или я ошибаюсь?

- Нет, наша страна не самая винопроизводящая, к сожалению. Да мы вообще во всем упали за последние 30 лет, скажем так, капиталистических реформ, в производстве. Дело в том, что у нас сегодня, даже если взять вместе с Крымом, в три раза меньше виноградников, чем было в советский период в России и Крыму. Поэтому мы себя обеспечить не можем.

Что имел в виду господин Ткачев, нуждается, я думаю, в каких-то пояснениях и переводе. Скорее всего, он имел в виду запрет как продолжение санкций с нашей стороны в отношении тех стран, которые ввели санкции в нашу сторону. Скорее всего, стран дальнего зарубежья - Франции, Италии, Испании и т.д. В этом случае виноматериал пойдет в Россию из Аргентины, Чили, Австралии, ЮАР и т.д. – абсолютно везде его перепроизводство. Если говорить более широко - задача правильная и перспективная. Переходить надо на свой виноматериал, на российский виноград и российский виноматериал. Кстати, у нас сегодня виноград делится на две категории – столовый, который мы едим, и технический, из которого делают вино, коньяк и т.д. Вот столового винограда у нас сегодня 90% импортного и только 10 своего. Вот хоть выжми, из этого объема больше не получишь пока.

Что касается технического винограда. Могу привести такой пример. Виноматериал идет на производство вина, вина игристого и шампанского, винных напитков и коньяка и бренди. Если все это перевести в виноматериал, то в прошлом году мы выпили примерно 1 млрд. 600 млн. литров. А вместе с Крымом произвели виноматериала в России из собственного винограда - 350 млн. литров. То есть мы на 25% обеспечиваем себя своим. Убери импортную составляющую, из чего мы будем делать российское вино, непонятно.

Программы есть - до 2020 года в 1,5 раза увеличить посадки виноградников. Мы сегодня абсолютно импортозависимая по виноматериалу и вину страна, к сожалению. И ничего сделать за ближайшие 5 лет в этом отношении не удастся. Чтобы в 2020 году получить вино из нового винограда, нужно сегодня посадить эту лозу, 5 лет надо. Поэтому мы и в 2020-м будем абсолютно импортозависимы, и в 2025-м тоже. И вот, может быть, после 2025-го какой-то качественный рывок произойдет. Сегодня, увы, на посадки виноградников денег нет ни у бизнеса, ни у государства.

- Вадим Иосифович, давайте вспомним, что еще в июне крымские виноделы обратились к руководству страны с просьбой ввести запрет на ввод в РФ вина из стран Европы. Как вы считаете, это был призыв, что называется, на популистской волне?

- Здесь дело не только в популизме. Есть определенный патриотизм. Но на самом деле что может сегодня Крым, по большому счету? Да ничего. Дело в том, что сегодня Крым производит 10% российского вина из того, что мы производим, пусть даже из своего винограда. Но виноградников-то нет должного количества и объема. Есть некоторый объем вина, которое производит Крым. Это 10% российского производства. По игристым шампанским - 5%. Увеличить-то не из чего. Значит, придется в Крым завозить импортный виноматериал и из него производить крымские вина, что ли? Это не решает проблему сегодня. Вот сотрясать воздух такими заявлениями, как господин Ткачев, я думаю, неправильно. Есть программа. Ребята, вы сделайте. Исходя из программы… У нас сегодня 90 тысяч гектаров виноградников, из них примерно тысяч 50 - плодоносящих. Собираются по программе Минсельхоза к 2020 году иметь 140 тысяч гектаров. Надо высадить еще 50 в России и в Крыму. Так давайте по 10 тысяч гектар в год и сажать. Но в этом году, может быть, 1,5 тысячи гектаров высадят и все.

Винодел из Севастополя Павел Швец: "Я думаю, что инициатива по поводу запрета на ввоз импортного виноматериала преждевременна"
- Насколько, как вам кажется, сейчас виноделы готовы заполнить прилавки винных магазинов своей продукцией (я имею в виду, конечно, российского производства), без использования импортных виноматериалов?

- Виноделам, конечно же, удобно. Если запрет введется, то и на нашу продукцию будет больший спрос, мы сможем продавать ее дороже. Это идея с точки зрения производителя вина. Но с точки зрения человека, который пьет вино и как-то думает о том, что пьет население в нашей стране, я думаю, что инициатива по поводу запрета на ввоз импортного виноматериала преждевременна. Дело в том, что во всем мире существует регулирование немножко иное. У нас ведь самое главное – это передергивание с торговыми марками. Самое главное, чтобы потребитель идентифицировал эту продукцию как сделанную из отечественного винограда, отечественную. А на самом деле она сделана из виноматериала чужого.

Так вот, в 171-м законе появились недавно такие понятия, как ВЗГУ (вино с защищенным географическим указанием), ВЗМП (вино с защищенным наименованием места происхождения). И вина в России делятся на три класса: столовое, ВЗГУ, ВЗМП. Так вот, самое главное, что столовое вино, которое во всем мире делается из виноматериала покупного, - на этой продукции нельзя писать никакого наименования, никакой торговой марки, которая напрямую либо косвенно может заставить человека идентифицировать его как созданное в каком-то регионе. Если вы купили виноматериал, хотя бы литр виноматериала, вся ваша продукция должна называться, к примеру, «Шепот монаха», «Мечта грешницы» и т.д., но без привязки к региону. Такая продукция в мире есть, она стоит недорого, и она должна производиться, конечно, в Российской Федерации. Но навести порядок в ВЗГУ, ВЗМП, сделать так, чтобы винодельческое сообщество распоряжалось исключительным правом на присвоение ВЗМП, чтобы отделить столовое вино от того, что сделано в Российской Федерации из российского винограда, вот это первостепенная задача.

Но дело в том, что у Росалкогольрегулирования, у сообщества виноделов, которое очень разношерстно, по этому вопросу очень разные мнения. И мы никак не можем договориться. Вроде бы все правы, но здесь нужна воля, скажем так, высшего руководства страны, для того чтобы навести порядок в этом вопросе.

- Павел, но мы же с вами ходим в одни магазины, мы видим, что в итоге вина разбиваются по стране происхождения. Идя к полке магазина, вы выбираете ту или иную страну происхождения вина, которое хотите купить. Вот такие суррогатные вина где вообще должны стоять?

- Они тоже должны продаваться в магазинах.

- Я понимаю. А куда их поставить, в российское вино или в ЮАР, допустим, если это виноматериал из ЮАР?

- Это должно быть столовое вино.

- То есть отдельно?

- В Европе такие вина тоже есть, во всем мире, это нормально. Оно относится к низшей категории качества – столовое вино. И самое главное, повторяю, на этикетке этого вина не должно быть ни намека на то, что это вино имеет какую-то зональность российскую. Это не может быть «Крымский бриз», это просто столовое вино, без рода, без племени.

- Павел, скажите, кто должен спасти виноделие в России – государственные или частные винодельни?

- Естественно, частные. Все, что государственное, за 70 лет советской власти разве непонятно, что государственные колхозы не работают?
 
Комсомольская правда
26.08.2015