Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2015 N Ф08-4110/2015 по делу N А32-940/2015

Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.17. КоАП РФ за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения доказан.


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2015 г. по делу N А32-940/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791) - Комоза Э.Д. (доверенность от 30.12.2014), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Красная Поляна ЛТД" (ИНН 2311146285, ОГРН 1122311005552), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красная Поляна ЛТД" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2015 (судья Меньшикова О.И.) и "постановление" Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-940/2015, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Красная Поляна ЛТД" (далее - общество) к административной ответственности по "части 1 статьи 14.17". Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 10.03.2015, оставленным без изменения "постановлением" апелляционной инстанции от 28.04.2015, суд признал общество виновным в совершении правонарушения, предусмотренного "частью 1 статьи 14.17" Кодекса, и назначил ему наказание в виде 100 тыс. рублей штрафа. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена "частью 1 статьи 14.17" Кодекса, соблюдением управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и прекратить производство по делу об административном правонарушении. По мнению подателя жалобы, факт оборота обществом алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками имеющими признаки фальсификации, не подтвержден материалами административного дела. Бесспорные доказательства того, что обществом не приняты достаточные и необходимые меры для соблюдения требований законодательства о маркировке алкогольной продукции, в материалах дела отсутствуют. Фактически алкогольная продукция приобретена обществом у лицензируемого поставщика с необходимыми сопроводительными документами и маркировкой, не вызывающими сомнения в легальности оборота данной продукции на территории Российской Федерации. На всю продукцию общество представило все товаросопроводительные документы, перечисленные в "статье 10.2" Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В отзыве на кассационную жалобу управление просит прекратить производство по кассационной жалобе общества, полагая, что она подана на судебные акты, которые не обжалуются в порядке кассационного производства.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии от 24.12.2012 серии РА N 000038, регистрационный номер 23ЗАП0001455, сроком действия по 02.07.2017 общество осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции.
Управлением проверены товаросопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, полученные в рамках дела об административном правонарушении N 11-17/178, возбужденного в отношении общества по "части 4 статьи 15.12" Кодекса, и установлено, что с 22.08.2013 по 23.09.2014 в нарушение "пункта 1 статьи 26" Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) общество осуществляло оборот алкогольной продукции, информация о производстве и обороте которой не зафиксирована в Единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), а именно: поставило алкогольную продукцию, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, в адрес ООО "Золотая Рыбка", ООО "Конкурент", ООО "Водолей", ООО "ЕвроТорг", ООО "Шоколад", ООО "Армавирская межрайонная база", ООО "Диоп", ООО "Анчар", ПО "Староминчанка", ООО "Петровский "Горизонт", ООО "Айсберг".
По данному факту управление составило протокол от 24.12.2014 N 11-17/255 и в соответствии со "статьями 203", "204" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и "статьей 23.1" Кодекса обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по "части 1 статьи 14.17" Кодекса.
Согласно "части 1 статьи 14.17" Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по "части 1 статьи 14.17" Кодекса, которой предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно "пункту 16 статьи 2" Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие "Закона" N 171-ФЗ.
Согласно "пункту 1 статьи 26" Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных "пунктом 2.1 статьи 8" Закона N 171-ФЗ. "Подпунктом 5 пункта 2.1 статьи 8" Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что требование о передаче информации в ЕГАИС не распространяется на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз в Российскую Федерацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Аналогичное правило содержится в "пункте 7" Правил функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 (далее - Правила N 522)
Согласно "пункту 19" Правил N 522 информация, содержащаяся в ЕГАИС, предоставляется организациям, осуществляющим производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), продукции. Организациям предоставляется информация, представленная ими в ЕГАИС, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Для получения информации организация, используя технические средства, направляет в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям запрос по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Таким образом, на основании "подпункта 5 пункта 2.1 статьи 8" Закона N 171-ФЗ общество не обязано вносить сведения об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС, однако "пункт 19" Правил N 522 предусматривает право общества на получение из ЕГАИС информации об алкогольной продукции и в силу прямого запрета, установленного "пунктом 1 статьи 26" Закона N 171-ФЗ, общество обязано не допускать оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
В соответствии со "статьей 10.2" Закона N 171-ФЗ одним из обязательных документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции, является справка к товарно-транспортной накладной ("разделы А" и "Б").
Согласно "форме" указанной справки, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864, в "пункте 12 раздела А" справки указываются номер и дата подтверждения фиксации информации в ЕГАИС объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По этому номеру организация оптовой торговли алкогольной продукцией имеет возможность проверить информацию о фиксации в ЕГАИС обязательных сведений в отношении приобретаемой алкогольной продукции.
На официальном сайте Росалкогольрегулирования размещен информационный ресурс "Электронные услуги для организаций", который предназначен для подачи деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, проверки сведений, нанесенных на федеральные специальные марки и акцизные марки, номеров подтверждения фиксации документов в ЕГАИС, направления в адрес организации корреспонденции в электронном виде. "Раздел" позволяет не только проверить сведения, нанесенные на федеральные специальные марки и акцизные марки, но и проверить наличие фиксации документов в ЕГАИС (при этом электронная цифровая подпись не требуется). Для получения доступа к данной информации необходимо получить пароль в Росалкогольрегулировании, который у общества имеется.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что материалами дела (копии товарно-сопроводительных документов, протокол об административном правонарушении, распечатки с сайта Росалкогольрегулирования) подтвержден оборот обществом алкогольной продукции, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, является правильным. Суды правильно указали, что приобретая алкогольную продукцию, общество (с целью недопущения ее незаконного оборота) обязано проверить не только наличие товарно-транспортных документов, но и наличие необходимой информации о продукции в ЕГАИС. Вина общества заключается в непринятии всех необходимых и возможных мер для проверки наличия фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции производителем, указанных в справке к товарно-транспортным накладным.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена "частью 1 статьи 14.17" Кодекса, и обоснованно привлекли общество к ответственности в виде 100 тыс. рублей административного штрафа.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что вся алкогольная продукция снабжена федеральными специальными марками и акцизными марками, подтверждающими легальность оборота алкогольной продукции, информация о которых зафиксирована в ЕГАИС, указав следующее. В силу "пункта 3 статьи 12" Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в "пункте 2 статьи 12" Закона N 171-ФЗ, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС. "Пунктом 3.3 статьи 12" Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организациями-покупателями, имеющими соответствующую лицензию, осуществляется проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Согласно "абзацу 4 пункта 3" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", организация - покупатель не может быть освобождена от применения последствий оборота продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке, только лишь на том основании, что при визуальном осмотре федеральной специальной марки или акцизной марки не могли возникнуть сомнения в их подлинности.
Вывод судов о том, общество реализовывало алкогольную продукцию, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС ее производителем, а наличие сопроводительных документов на реализуемую алкогольную продукцию не является обстоятельством, позволяющим считать ее находящейся в законном обороте в случае, если в отношении этой алкогольной продукции отсутствует информация в ЕГАИС, является правильным. Правильным является и вывод о том, что само по себе наличие на алкогольной продукции федеральной специальной марки или акцизной марки не является безусловным доказательством фиксации информации о продукции в ЕГАИС.
Суды установили соблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности, а также непредставление обществом доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов ("статья 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2015 и "постановление" Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А32-940/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ЧЕРНЫХ
 

13.08.2015