Пятница, 19 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Коньячное импортозамещение с французским акцентом

Кизлярские виноделы призвали коллег объединиться в ассоциацию производителей отечественного коньяка

Кизлярский коньячный завод (ККЗ) инициировал создание отраслевой ассоциации, в задачи которой входит продвижение качественного коньяка, произведенного в России. Но говорить о российском коньяке в данном случае можно лишь условно, поскольку два других отечественных крупных предприятия, которые поддержали идею дагестанских коллег, Московский винно-коньячный завод «КиН» и калининградская компания «Альянс 1892», используют главным образом импортные коньячные спирты. Поэтому объединение трех лидеров выглядит скорее попыткой скоординировать действия по удержанию своей доли рынка на фоне падающих продаж.


Сообразили на троих

«Обращение виноделов Кизляра к коллегам вызвано объективными проблемами отрасли. Недостаток площадей виноградников, нехватка сырья для производства коньяков, снижение доверия потребителей к российской коньячной продукции — лишь часть вопросов, которые в одиночку не может решить даже крупный производитель», – прокомментировал причины создания ассоциации «Союз производителей коньяка» («Союзконьяк») директор ККЗ Евгений Дружинин.

Инициативу кизлярского завода поддержали еще два крупнейших российских производителя коньяка — Московский винно-коньячный завод «КиН» (марки «Московский», «Киновский», «Старый город» и др.) и калининградская компания «Альянс 1892» (марки «Старый Кенигсберг», «Трофейный», «Век буржуазии» и другие). На троих эти производители контролируют примерно 35% российского рынка коньяка (2,5 млн из 6,9 млн дал общего отечественного производства).

В качестве основных целей ассоциации называются создание условий для развития производства и реализации российского коньяка, расширение сырьевой базы, а также развитие национального бренда «российский коньяк».

Отдельное направление работы — совершенствование отраслевого законодательства. Необходимые лоббистские усилия в данном случае сможет обеспечить экс-сенатор от Самарской области Валерий Парфенов, который стал председателем ассоциации. В период работы в Совете Федерации он выступал сторонником госмонополии на спиртосодержащую продукцию.

Бывшие коллеги Парфенова поддержали инициативу производителей коньяка. По словам Виктора Звагельского (главы подкомитета Госдумы по государственному регулированию подакцизных товаров и рекламной деятельности и в прошлом видного представителя алкогольной отрасли) специфику производства коньяка следует учитывать при обсуждении значимых для отрасли законопроектов.

Кроме того, ассоциация могла бы принимать участие в дискуссиях по вопросам импортозамещения и поддержки российского виноградарства, которые сейчас ведутся на уровне Госдумы и правительства РФ.

О задачах, связанных с развитием виноградарства на юге России, а также импортозамещения во всех отраслях российской экономики, упомянул и заместитель главы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Владислав Заславский, отметивший, что данные моменты «нашли свое отражение и в учредительных документах нового союза».

Коньяк уходит в минус

Правда, слово «импортозамещение» в контексте трех крупнейших российских производителей коньяка пока выглядит довольно странно, поскольку продукция двух из трех предприятий, объединившихся в ассоциацию «Союзконьяк», в основе своей является как раз импортной.

В частности, именно «КиН» еще в 1997 году первым из российских производителей стал ввозить сырье для своих коньяков из Франции, и сегодня, судя по данным официального сайта предприятия, коньячные дистилляты российского происхождения используются только в производстве знаменитой марки «Московский». Из французских коньячных дистиллятов делаются и коньяки «Альянса 1892».

Что касается Кизлярского коньячного завода, то его проблемы с сырьем тоже хорошо известны. В период горбачевской антиалкогольной компании виноградники предприятия были вырублены, поэтому ККЗ приходится закупать сырье у сторонних производителей в Дагестане и близлежащих регионах.

Кстати, об этом не раз говорилось в прошлом году, когда руководство Дагестана безуспешно пыталось приватизировать предприятие, делая акцент на необходимости развития его собственной сырьевой базы. При этом утверждалось, что качество кизлярских коньяков страдает именно из-за спиртов непонятного происхождения.

В любом случае вопрос об импортозамещении сырья в российском производстве коньяка не решается быстро – для этого потребуется несколько лет. Поэтому основные причины, подвигшие крупнейших производителей к объединению в ассоциацию, следует искать скорее в той непростой рыночной ситуации, в которой они оказались.

По данным недавнего исследования Alto Consulting Group, на протяжении последних трех лет в России наблюдался спад производства коньяка. В частности, в прошлом году объем производства упал почти на 7% (до 6,924 млн дал). При этом в 2012-2015 годы средние цены производителей выросли на 21,2%, а с начала этого года рост цен составил 10,9%.

Ключевой причиной падения коньячного рынка первоначально была политика российских властей, направленная на регулярное увеличение акцизов. А в прошлом году к этому добавилось резкое сокращение покупательной способности населения в связи с началом нового экономического кризиса.

«Думаю, что к созданию Союза подтолкнула сложная ситуация в отрасли. У крупных производителей возникло понимание, что проблемы необходимо решать совместно. Долгие годы «Альянс 1892», «КиН» и «Кизляр» остро конкурировали на коньячном рынке, и еще несколько лет назад сложно было представить их за одним столом», – полагает один из ведущих экспертов российской алкогольной отрасли, директор Центра исследований федерального и алкогольного рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Дагестанский недолив

Особенно болезненно падение коньячного рынка бьет по предприятиям СКФО, на которых, по информации Alto Consulting Group, приходится 43,2% производства российского коньяка. Падение объемов производства прежде всего означает, что скудные региональные бюджеты получат меньше налогов.

Как сообщил на недавнем заседании межведомственной комиссии по алкогольному рынку Дагестана вице-премьер правительства республики Шарип Шарипов, в прошлом году из поступивших в бюджет региона 5 млрд рублей более 3,6 млрд рублей составили именно акцизы на алкогольную продукцию.

За пять месяцев этого года уменьшение поступлений акцизных сборов относительно запланированных объемов составило в Дагестане 235,8 млн рублей, или 15,7%. Заместитель министра сельского хозяйства Гайдар Шуайбов пояснил, что при формировании доходной части бюджета республики на этот год предполагалось, что с 1 января акцизы на алкоголь повысятся на 20%, но в конце прошлого года в Бюджетный кодекс были внесены изменения, и ставки акцизов остались на прежнем уровне.

Признаки кризиса на дагестанском рынке коньяка были заметны еще в прошлом году, когда ККЗ сократил производство на 9,2% (до 544 тысяч дал). А за 5 месяцев этого года, по данным дагестанского Минсельхоза, производство бутилированного коньяка в республике сократилось на 13,3%, а коньяка обработанного – на 4,7%.

Резко уменьшили объемы производства два крупных предприятия — ОАО «Дербентский коньячный комбинат» (в том числе вдвое – бутилированного коньяка) и ЗАО ВКЗ «Избербашский» (почти в два раза).

Несколько дагестанских предприятий – ЗАО «Галактика», ООО ВКЗ «Кизляр», ООО «Дербентский винно-коньячный комбинат» (ДВКК) и ООО ПМП «Урари» – с января по май вообще не производили коньячную продукцию.

В качестве причин этого в Минсельхозе Дагестана отмечают как слабую реализацию продукции, так и очередную серию проблем с контролирующими органами. В частности, ВКЗ «Кизляр» не может получить федеральные специальные марки, а у ДВКК приостановлена лицензия на производственную деятельность.

Такая ситуация у сравнительно небольших предприятий объективно играет на руку лидерам рынка, которые в период кризиса могут заметно укрепить свои позиции. К тому же есть еще один важный аспект, связанный как раз с деятельностью мелких производителей коньяка, – это качество продукции.

Как отмечает Вадим Дробиз, сегодня в сегменте коньяка не менее трети продукции на российском рынке – это «коньячные напитки» из сырья неизвестного происхождения, и преодолеть эту проблему можно только общими усилиями крупного бизнеса и власти.

Создание ассоциации «Союзконьяк» КАВПОЛИТу прокомментировал известный дагестанский экономист Маир Пашаев.

– Мне кажется, это не совсем отвечающее реалиям российского рынка и перспективам производства коньяка решение. Есть три плоскости решения проблемы – последствия вступления в ВТО, государственное регулирование рынка и маркетинг.

С вступлением России в ВТО устанавливается пятилетний переходный период для отказа от производства продукции оригинальных торговых марок, в частности, это коньяк и шампанское. Молдавия вступила в ВТО раньше России и досрочно, в течение трех лет, перешла на производство спиртных напитков, идентичных им, под собственными марками. Поэтому любые перспективы коньячного производства необходимо рассматривать вкупе с членством в ВТО и его последствиями.

По истечению установленного срока переходного периода, чтобы продолжить производство спиртных напитков под названиями «коньяк» и «шампанское», необходимо заключить лицензионное соглашение и платить собственнику торговых марок специальный налог – роялти.

А это порядка 10 евро на бутылку, практически вдвое больше средней стоимости одной бутылки напитка в настоящее время. Соответственно, стоимость лицензионной бутылки ординарного коньяка установится на уровне не менее тысячи рублей.

Нельзя забывать и то, что государство из года в год повышает акцизный налог на спирт, что также сказывается на удорожании конечного продукта. Пока низкие цены на коньячную продукцию удерживаются за счет низких закупочных цен на виноград и массового завоза дешевых импортных коньячных спиртов низкого качества.

Но это не может продолжаться долго: виноградарство у нас по причине низких закупочных цен уже деградировало как отрасль.

Бороться с завозом низкокачественных коньячных спиртов должно в первую очередь государство, хотя несколько лет назад Дербентский коньячный комбинат предпринял попытку регистрации географического адреса происхождения своей продукции. Это позволило бы идентифицировать производителей коньяка, имеющих собственные виноградники и закупающих сортовой виноград местных производителей для переработки.

Вкупе с определенными маркетинговыми усилиями это дало бы возможность упорядочить коньячный рынок, и предпринимать шаги к созданию ассоциации производителей предпочтительно было бы в этом направлении.

Но окончательное слово за государством: в России действуют более ста лицензий на розлив коньяка. Но за исключением 10-12 предприятий, остальные не имеют своих перерабатывающих виноград мощностей, как и перекура в спирты, емкостного парка выдержки спиртов.


kavpolit.com
 

10.08.2015