Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Пьянство живуче, но постепенно выходит из моды

Недавно Минздрав Чувашии опубликовал официальную статистику о потреблении у нас алкоголя. Оказывается, на 1 января этого года в наркологических учреждениях республики зарегистрировано 21180 больных алкоголизмом. Показатель общей заболеваемости алкоголизмом составляет 1708 человек на 100 тысяч населения, это выше показателя 2013 года на 0,5%. Общее число больных, имеющих проблемы с потреблением алкоголя, составило 31678 человек. Из них 5403 — женщины, 303 — подростки.

Реальное число пьющих не назовет никто, но, по данным Международной организации здравоохранения, в России на каждую душу старше 15 лет приходится более 15 литров алкогольных напитков в год. Это не считая обойденных статистикой самогона и медицинских «фанфуриков», с которыми в Чувашии достаточно успешно борются последние два года.

Так уж сложилось, что отмечать любое событие пьянством — самая стойкая традиция, считает известный врач-нарколог Владимир Захаров.

Рюмка с горя, стакан с радости

Перед началом нашей беседы я услышал разговор одного из лучших в стране специалистов по лечению алкоголизма с пациентом. Молодой человек спрашивал, как ему отказываться от настойчивых предложений друзей и знакомых поучаствовать в пьяном застолье. Мол, он говорит, что не хочет пить, а ему никто не верит. «А вы не говорите, что не хотите, — ответил врач. — Все хотят. Только одни могут это желание преодолеть, другие — нет. Говорите, что вам нельзя».

— Так почему, Владимир Николаевич, люди все-таки пьют?

— Спроси у ста человек: «Почему ты пьешь?» — и каждый назовет свою причину. Но у всех этих причин один корень. Это свойство алкоголя по-особому действовать на душевное состояние. Можно управлять своим настроением с помощью физической работы, любимого занятия, отдыха, спорта, общения с природой. Однако проще всего это делать с помощью спиртного. И люди чаще всего идут по пути наименьшего сопротивления.

Кроме того, алкоголизм — болезнь социальная, в процессе жизни все мы подвергаемся определенному психическому кодированию. В мозгу складываются стереотипы: «после работы с устатку», «кончил дело — гуляй смело», «не пьешь — не уважаешь», «кто не пьет — родину продаст». Человек родился, женился, развелся, помер, что-то купил, продал, нашел, потерял… Тысячи причин. Получается, просто нет повода не выпить. Это называется психической зависимостью от алкоголя.

У нас учат пить с малолетства, ведь что такое детское шампанское? Это тот же психический код алкогольного поведения — подрастешь, будешь пить взрослое шампанское. Потом — кто придумал названия «легкие наркотики», «водка беспохмельная»? Это все ловушки, зомбирование населения на определенное поведение. Чтобы переломить это, нужно изменить всю общественную психологию, надо людей воспитывать, чтобы они вели здоровый образ жизни.

И в России, и у нас в Чувашии достаточно людей, зависимых от алкоголя. В республике, только по официальной статистике, продается около 10 литров чистого алкоголя (если считать в спирте) на душу населения. Отсюда и последствия.

— Чем отличаются пьянство, алкоголизм от так называемого умеренного потребления?

— Умеренное питие — это когда алкоголь потребляется в исключительных случаях, в небольших дозах и никогда не вмешивается в семью, в работу. Пьянство же приносит человеку несчастья, проблемы.

Пьянство пола не имеет

— Часто приходится слышать, что небольшие дозы алкоголя полезны. Как вы относитесь к таким рекомендациям?

— Отрицательно. Одному сто граммов водки в какой-то ситуации могут оказаться полезны, у другого могут начаться аллергия или запой, даже отравление.

— А как насчет легенд о полезности красного и белого вина?

— Любой алкогольный напиток отличается содержанием в нем спирта. И пьют его, потому что он содержит определенную опьяняющую дозу. Будь то пиво, выдержанное марочное вино, коньяк или даже дешевый одеколон. Уберите из красного вина спирт, и получится обычный вкусный и полезный виноградный сок.

— Правда ли, что есть какая-то генетическая предрасположенность к алкоголю?

— Да, в настоящее время принято считать, что в 10-ти процентах заболеваний алкоголизмом виновата наследственность.

— Алкоголизм почему-то чаще называют мужской болезнью. Я, например, знаю немало молодых симпатичных женщин, которые хотели бы вылечиться, но стесняются идти к наркологу, сидеть в одной очереди с «мужиками».

— Это особенности женской психики. И пьют они чаще в одиночку или в узкой компании. И попадают они к нам гораздо позднее, уже с ярко выраженными признаками алкогольной зависимости. Но у женщин сильнее развит инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода. Поэтому они лечатся всегда хорошо, и результат лечения у них лучше.

Болезнь бездельников

— Зависит ли алкоголизм от социального положения, от профессии?

— Спутники алкоголизма — праздность и безделье. Чувство постоянства, постоянной работы — это один из стимулов вести здоровый образ жизни. А от неустроенности люди ищут утешение в алкоголе. Непостоянство вызывает стрессы, а стрессы — это повод для выпивки. Пьют в основном крепкие спиртные напитки, пьют большими ударными дозами, много потребляют самогона, различных суррогатов. Если взять медицинские карточки моих пациентов, то почти в каждой написано: «Не работает». Много пьющих среди пенсионеров, процветает пьянство в сельских районах, где найти работу труднее.

Но пьют и вполне успешные люди. Появился даже такой термин — «алкоголизм деловых людей». Они пьют, потому что есть лишние деньги или потому, что многие дела без «этого» не решаются.

— Больше или меньше стали пить в последнее время?

— Об этом обычно судят по числу алкогольных психозов. По статистике, на каждые 36 пьющих развивается один алкогольный психоз. По этому показателю идет постепенное снижение. Сейчас в обществе появилась такая тенденция, что стало модно не пить, не курить, наркотики тоже начали выходить из моды. Особенно модно быть трезвым стало среди молодежи, которая потребляет в основном пиво. Из-за этого в Новочебоксарске пару лет назад даже пивной завод закрылся — прибыли упали, производство стало нерентабельным.

100 граммов и по новой

— Многие верят, что есть какая-то панацея от этой болезни. Выпил таблетку, и все в порядке.

— Есть различные достаточно эффективные методики лечения. Многие из них, кстати, основаны на умении врача словом убедить пациента отказаться от пьянства. Можно сделать самый лучший медицинский прибор, можно придумать самое хорошее лекарство, но главное — желание пациента вылечиться. Алкоголизм — это образ жизни. А образ жизни нельзя лечить лекарствами. Лекарства — только начало. Они нужны, чтобы снять ярко выраженную зависимость от алкоголя. В последующем идет адаптация к окружающей среде, человек заново учится радоваться жизни. Это уже не зависит от лекарств.

Код трезвости составляется самим пациентом, его искренним желанием вылечиться. Все, что говорят о легкости, о скоротечности лечения, — не что иное, как обычная реклама, рассчитанная на легковерных людей.

Полный курс лечения может продолжаться несколько месяцев. И его завершение не означает, что пациент полностью избавился от алкогольной зависимости. Алкоголизм — болезнь хроническая. Она хранится. Есть в медицине понятие «ремиссия» — временное выздоровление, улучшение. И это улучшение может длиться и два года, и десять лет, и всю оставшуюся жизнь. Многое зависит от самого больного. Некоторые, год не пив, решают, что уже избавились от болезни. Один раз выпили сто граммов с друзьями, другой… В результате тот путь к алкоголизму, который раньше проходили за несколько лет, проходят за месяц, надо лечиться заново.

Строгость не помешает

— А как вы относитесь к таким принимаемым властями мерам, как ужесточение ответственности за управление автомобилем в пьяном виде, вплоть до реальных сроков лишения свободы?

— Конечно, это должно помочь. Ведь в таких мерах нет ничего нового. Раньше за это сажали, и это сильно действовало на психику людей. Просто сейчас восстанавливают то, что уже было. А было много хорошего. Вспомните медицинские вытрезвители, лечебно-трудовые профилактории, товарищеские суды, статью в Уголовном кодексе за тунеядство. Где нельзя подействовать на человека уговорами, должны быть жесткие законы. Во многих странах идут по этому пути. Раньше у нас больше уделяли внимание профилактике алкоголизма, на всех предприятиях были наркологические кабинеты. Было принудительное лечение. В любом нормальном обществе, если человек выделяется из общепринятых рамок поведения, его к этому принуждают. Кто придумал фразу «пить или не пить — это личное дело». Нет, это не личное дело. Некоторые считают, что принуждать лечить от алкоголизма недемократично. Тому, кто пьет, плевать на демократию, у него дети к соседям ходят кормиться, когда он все пропивает. Это что — демократично?

Должна быть неотвратимость наказания. Вот обязали водителей пристегиваться ремнями безопасности, уступать дорогу пешеходам, возить детей в детских креслах. И все эти требования теперь выполняют. То же самое и с пьянством. В обществе должны быть определенные строгие нормы поведения. Правильно, что в Чувашии ограничили время продажи алкоголя в магазинах, во время проведения в Чебоксарах городских праздников вообще запрещают его реализацию. Спиртное не должно быть общедоступным. В то же время надо пропагандировать здоровый образ жизни, создавать для него необходимые условия. Вот посмотрите — в Чебоксарах во многих местах появились велодорожки. Это хорошее дело: когда человек регулярно занимается спортом, ему уже некогда пьянствовать.

cheb.mk.ru
 

29.07.2015