Пятница, 19 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Вадим Дробиз: «Государство продолжает обманываться в отношении результативности своей антиалкогольной политики»

В какую сторону двинется развитие алкогольной отрасли, если, по мнению участников рынка, верхняя планка избыточного регулирования введением ЕГАИС, журнала учета розницы и возможным ограничением ПЭТ успешно взята? Об этом размышляет директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

— Прогнозировать следующие шаги РАР нет необходимости — план деятельности этой службы утвержден до 2018 года, и пока в этом сценарии нет никаких отклонений. Формируется Дорожная карта, за основу которой также взят этот план работы. Думаю, бизнес в ближайшем времени будет озабочен тем, чтобы справиться с последствиями уже введенных мер регулирования.

— Справедливости ради вспомним, что РАР воплощает в жизнь инициативы, которые исходят от законодательной и исполнительной власти, и начало работы этой службы напоминало Великую Французскую революцию)). За 2009-2011 гг. служба провела тотальную административную чистку алкогольного рынка (кому-то повезло в этой мясорубке остаться на рынке, половина игроков рынок покинула). И дальше те, кому повезло, могли бы работать вполне нормально, если бы не акцизная реформа 2012-2014 гг., провал которой признали весной 2014-го, заморозив акцизные ставки 2014 года на 2015-й и 2016 г. Не повторяя подробностей этой всем известной истории, отмечу, что реформа акцизов показала в том числе и огромную разницу в бизнес-процессах производства водки и пива, которая сейчас, при введении ЕГАИС, никак не учитывается. По уровню акцизов мы находимся уже в 2020 году, а по уровню жизни откатываемся все дальше назад. Потребитель попал в ножницы цен, сформированных акцизами, и собственных финансовых возможностей при прежней потребности в лекарстве от стресса — алкоголе (если не большей).

— Государство на самом высоком уровне продолжает обманываться в отношении результативности своей антиалкогольной политики. Более того, мы наблюдаем опасный тренд перекладывания ответственности за принимаемые решения в этой сфере с ведомства на ведомство, с федерального уровня — на региональный. В советское время говорили: «Государство сильно творчеством масс» — и вот уже наши регионы в массе своей, наделенные полномочиями в регулировании продаж алкоголя, вовсю пиарятся на этой теме, соревнуясь в изобретении новых форм запретов и ограничений.

— Что получит бизнес от вводимой в торговле и производстве ЕГАИС? По планам РАР, к 2018 году количество торговых точек, торгующих крепким алкоголем, сократится относительно общего числа магазинов, реализующих алкоголь, на 50%. В результате большая часть нелегальной водки уйдет в систему «подпольных» продаж: думаю, что в 2018 году крепкого легального алкоголя будет продано в легальной рознице не более 95 млн дал, а 1 млрд 200 млн дал будет реализовано (и выпито) через альтернативную розницу.

— Сейчас у нас 240 тысяч торговых точек. Примерно 40 тысяч из них — это HoReCa, в которой алкогольный бизнес ничего не зарабатывает. Из оставшихся 200 тысяч магазинов 35 тысяч — ритейл, где ни производители, ни поставщики тоже не имеют почти никакой маржи, даже продавая водку по рыночной цене. А провал эксперимента с МРЦ на водку признали уже все, в том числе и ритейл, обнародовав тот факт, что водка, которая продавалась в сегменте 220-250 рублей в прошлом году, продается теперь по 185- 250 рублей в тех же объемах, то есть ее реализация никак не выросла. Остаются 165 тысяч торговых точек традиционной розницы, где участники алкогольного рынка могут сегодня что-то заработать.

— В 2018 году, по плану РАР, из этих 240 тысяч останется с крепким алкоголем 120. Около 30 тысяч, я полагаю, удержатся в сегменте HoReCa. В оставшихся 90 тысячах ритейл будет занимать 45 тысяч (учитывая его постоянно растущую динамику). На весь остальной рынок будет приходиться 45 тысяч магазинов традиционной розницы, то есть по факту торговых точек, в которых поставщики крепкого алкоголя имеют хоть какую-то маржу, станет в 4 раза меньше. Кстати, даже вопрос с бонусами сетям вряд ли будет решен; да и сети не сидят сложа руки, а активно развивают алкогольные СТМ.

— Таким образом, принимаемые меры приведут к тому, что большая часть легальной розницы будет «обелена» и станет образцово-показательной, зато альтернативная розница вырастет колоссально. Но, видимо, в глазах законодателей эти призрачные плюсы все же перевешивают, и поэтому Совет Федерации сначала голосует за введение ЕГАИС, а лишь затем его спикер Матвиенко заявляет, что у нее есть вопросы к работе РАР.

— В целом картина складывается довольно унылая, и вот уже 15 лет я пишу, что единственный путь к деалкоголизации и изживанию суррогата на рынке — доступность качественного заводского алкоголя всем слоям населения, включая самые маргинальные. Запад, привыкший все подсчитывать и просчитывать, много лет идет по этому пути, убеждаясь, что борьба с последствиями употребления и злоупотребления суррогатного алкоголя (если, конечно, вести ее на деле, а не на словах) обходится дороже, чем борьба с теми же последствиями от качественного алкоголя. А мы уверенно идем путем запретов и ограничений и, похоже, не хотим учиться ни на чужом, ни даже на своем опыте. В Ульяновской области, где уже три года крепкий алкоголь не продается по выходным, один из самых высоких уровней отравлений в России — 2-3-е место, и минимальный объем продаж легального алкоголя; есть опыт трехлетнего запрета продаж САН в Краснодарском крае; есть уже полугодичный негативный опыт создания спецторговли в Якутии — изучайте, господа чиновники. Кстати, сам розничный бизнес активно развивает формат спецторговли уже рыночным путем, «подсиживая» продуктовые магазины. Вам скоро придется продуктовую розницу у дома спасать...

profibeer.ru
 

29.06.2015