Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
«Если ты делаешь качественное вино, то глупо бояться конкуренции»

Российские производители качественного вина о возможном запрете импорта вин из Евросоюза

Генеральный директор «Массандры» Янина Павленко от имени крымских виноделов предложила запретить импорт в Россию вин из Европы. Инициативу поддержал глава Республики Крым Сергей Аксенов – как идущую на пользу Крыму и российскому виноделию в целом. При детальном рассмотрении оказывается, что тотальный запрет не выгоден никому – ни производителям, ни потребителям, ни государству.
Руководители и владельцы российских винных хозяйств, производящих качественное вино, объясняют, почему запреты должны быть избирательными и очень осторожными.

Андрей Григорьев, генеральный директор винодельни Alma Valley (Крым, пос. Вилино)
Один из лидеров качественного виноделия в Крыму. Годовое производство составляет около 700 000 бутылок. Хозяйство располагает виноградниками общ площадью 140 гектаров и современным винзаводом мощностью 3 млн бутылок.


Европа – исторический и современный лидер виноделия и винной культуры. Российский винный рынок стал таким, какой он есть – открытым в том числе для продвижения отечественных вин – во многом благодаря тому, что начинал с поставок французского, итальянского, испанского вина. На европейском вине он вырос и продолжает расти. При всех успехах стран Нового Света, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии – Европа с точки зрения винной культуры, искусства возделывания лозы и технологий изготовления вина, разнообразия вкусов и винного маркетинга занимает доминирующее место, и все у нее учатся. Если мы даже на короткое время отгородимся от Европы, то многое потеряем в культурном, технологическом и маркетинговом плане. Не с кем будет конкурировать, а значит не у кого будет учиться.
Второй момент. Европейские вина составляют значительную часть портфеля российских винных дистрибуторов. Благодаря им дистрибуторы нарастили мускулы, создали серьезные сбытовые структуры и сейчас обращают внимание на российские вина. Конечно, они это делают не в убыток себе, но очень часто на грани рентабельности, работая на перспективу и понимая, что у них есть возможность за счет импорта, в котором Европа 50% — 70%, развивать новые направления. Если будет введен запрет на европейский импорт, то, боюсь, не менее трети, а то и половина винных дистрибуторов обанкротится либо перейдет на иной, менее качественный уровень ведения бизнеса. У них не будет возможности инвестировать свои компетенции в продвижение российских вин.
Да, нужно создавать стимулы для собственного производства, как сейчас делает правительство, вводя программы поддержки инвестирования в виноградарство. Однако пока что в России, включая Крым, нет стольких виноградников и такого количества своего вина, чтобы в сопоставимых объемах заместить импорт. Знаменитое «Абрау-Дюрсо» более половины своих вин делает из импортных виноматериалов. Это достойная продукция, но не российская в полном смысле слова. Виноделие – это не куроводство, не свиноводство. От посадки лозы до получения первого товарного вина проходит минимум семь-восемь лет. Хозяйство Alma Valley создано российскими инвесторами с нуля в 2006 году. Только в июле-августе мы представим на российском рынке наши вина, произведенные из урожая 2013 года. Проектная мощность винзавода – 2,5-3 млн бутылок в год, но пока объем производства находится на уровне 700 000 — 800 000 бутылок, потому что наши виноградники еще молодые.
Как следствие, что мы будем иметь в результате запрета? В лучшем случае мы заменим европейские вина не российскими, а достаточно ординарными винами из стран Нового Света. А, скорее всего, подтолкнем потребителей, для которых вино в последнее время становится умеренной альтернативой всяким суррогатам и крепкому алкоголю, обратно в сторону водки и низкокачественной алкогольной продукции. Запрет перечеркнет усилия властей, которые они последние несколько лет прилагают для повышения культуры и снижения негативных последствий потребления алкогольной продукции.
Наконец совсем уж потребительский момент – в номенклатуре европейских вин есть много позиций, которые просто незаменимы. Чем можно заменить, к примеру, кьянти или французское шампанское? Ничем. Понятно, что есть крымский «Новый свет». Я к нему замечательно отношусь, но есть случаи, когда можно выпить демократичное игристое от «Нового света», а есть – когда логичнее откупорить французское шампанское (кстати, в силу российских исторических традиций).
Нас виноделов радует, что в последние годы на высшем политическом уровне заложен устойчивый тренд на поддержку нашего сектора и развитие культуры потребления вина. Я в принципе против тотальных запретов. Если ты делаешь качественное вино, то глупо бояться конкуренции. Я не хочу, чтобы российские потребители, покупая российские вина, говорили – «ну вот, нет французского, приходится покупать крымское». Я уверен, что вина лучших российских производителей способны достойно конкурировать с европейцами без лишней помощи.
Если уж поддерживать российское виноделие, то лучше установить налоговые и какие-то другие ограничения на импорт виноградного вакуум-сусла, балковых виноматериалов, из которых делают очень многие российские (в кавычках) вина. Давайте сделаем бизнес по розливу иностранных виноматериалов менее рентабельным, чем по выращиванию винограда и производству из него крымского, краснодарского, ростовского вина. В этом направлении и нужно просить у государства поддержки.

Павел Титов, председатель совета директоров ПАО «Абрау-Дюрсо»

«Абрау-Дюрсо» — один из крупнейших российских производителей игристых вин, в 2014 году выпустили 27,3 млн бутылок шампанского. По данным исследовательской компании Nielsen, «Абрау-Дюрсо» — крупнейшая по выручке среди российских винных компаний (выручка в 2014 году $139,1 млн).


«Если речь идет о полном эмбарго для европейских вин, то это слишком амбициозная для отечественного рыка вина инициатива. Мы за добросовестную конкуренцию. Если список будет сужен до запрета на полусладкие вина из сульфитированного сусла, то мы это поддерживает, потому что конкурировать с такими недопродуктами очень сложно».

Михаил Николаев, владелец Семейного предприятия «Николаев & сыновья», винодельческого хозяйства «Лефкадия».

Лефкадия – винодельческое хозяйство, основанное Михаилом Николаевым (№157 в списке Forbes-2015) в 2006 году на территории Крымского района в Краснодарском крае. Производит вина под торговыми марками «Лефкадия» и «Ликурия». На территории виноградника, занимающего более 80 га, возделывают 23 вида винограда: Шардоне, Совиньон Блан, Русан, Вионье, Рислинг, Мерло, Шираз, Гренаш, Пино Нуар, Пти Верди и другие.

«На первый взгляд может показаться, что запрет на ввоз иностранных вин может стать драйвером развития российского рынка виноделия. Но давайте посмотрим на ситуацию глубже: в настоящее время лишь 10% производителей вина используют отечественное сырье, а площади освоенных виноградников составляют около 100 тыс га, то есть почти на порядок меньше, чем в Европе и США. Да, запрет стимулирует потребительский спрос, который из-за роста цен на импортные вина уже постепенно смещается в сторону российского вина. Но готов ли рынок к этому спросу? Мы наблюдаем возросшую инвестиционную активность в отрасли и тенденцию к консолидации рынка, однако нужно учитывать, что инвестиционный цикл в винном производстве занимает около 3-5 лет, и в моменте индустрия просто не способна справиться с теми объемами импортозамещения, которые потребуются в случае приостановки импорта зарубежной алкогольной продукции.
«Лефкадия» — уже состоявшийся проект, но подготовка инфраструктуры производства заняла у нас несколько лет, и это при том, что нам повезло приобрести действительно качественный земельный участок для выращивания виноградников: в России не так много готовых к употреблению земель с подходящей почвой, на их освоение потребуется несколько лет и многомиллионные инвестиции.
На мой взгляд, как таковой запрет в случае его принятия не должен оставаться полумерой: он сработает в том случае, если государство параллельно разработает и реализует комплексную программу поддержки отечественного виноделия: лишь в этом случае можно будет говорить не о запрете импорта как таковом, а об эффективных мерах стимулирования российского рынка.
Есть здесь еще один аспект. Поскольку в краткосрочной перспективе российские производители не смогут в полном объеме удовлетворить спрос потребителей импортного вина, в случае запрета можно ожидать переориентации спроса в сегмент крепких спиртных напитков, в первую очередь – водочной продукции. Для поддержания здорового образа жизни в целом и борьбы с алкоголизмом в частности логично стимулировать употребление качественного вина, как российского, так и зарубежного».

Маргарита Павлова, «Виноградники Гай-Кодзора»

«Виноградники Гай-Кодзора» выращивает виноград на 70 га в Краснодарском крае. Самые знаменитые марки вин – Roussanne и Viognier

«Мы поддерживаем запрет на ввоз дешевых некачественных вин. В основном такие вина продаются в упаковках тетрапак».


forbes.ru
 

26.06.2015