Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Торговать алкоголем возле мечети можно, решил Конституционный суд Татарстана

Решение главы исполкома, вызывавшее подозрения в коррупции, уже исправила сама местная власть, но Конституционный суд Татарстана постановил, что сошло бы и без изменения. Таков смысл провозглашенного сегодня решения КС РТ по делу о постановлении руководителя исполкома Камского Устья об определении границ территорий, на которых не допускается продажа алкоголя.

СОЙДЕТ ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Предприниматель из Камского Устья Валерий Синчугов в ноябре 2014-го обратился в КС РТ с просьбой проверить конституционность постановления главы исполкома от 29 августа 2013 года «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».

В своем заявлении он указал, что в оспариваемом нормативном акте расстояние от объектов, по соседству с которыми нельзя торговать спиртным (по федеральному законодательству, это детские, образовательные, медицинские учреждения, места массового скопления граждан…) «варьируется от 20 до 100 метров». А такой разброс в цифрах «создает дискриминационные условия для отдельных лиц» из числа владельцев торговых точек и «ограничивает конкуренцию» в пользу других предпринимателей, которые хоть и находятся с запретными объектами в более близком соседстве, но в «произвольно» проведенные местной властью границы не попали.

Все это, заявил г-н Синчугов, незаконно ограничило его право на осуществление предпринимательской деятельности.

В частности, как он объяснил «Вечерней Казани», находящийся на расстоянии примерно в 20 м от автобусной остановки магазин «Пятерочка» в запретную зону не вошел. Зато от музыкальной школы такую запретную зону исполком распространил аж на 100 метров, и в ней оказался расположенный в 56 метрах от школы магазин самого г-на Синчугова…

Это дело началось первым в истории КС РТ выездным заседанием: 22 мая оно прошло прямо в Камском Устье. Впрочем, как рассказал «ВК» Валерий Синчугов, использовать выезд на место для личного ознакомления с местами, притягивающими потребителей алкоголя, высокий суд не стал. Поэтому версия, почему залу самого КС РТ в Казани в этом случае предпочли зал Камско-Устьинского райсуда, у заявителя одна:
- В конце прошлого года сменился председатель Конституционного суда Татарстана, и я увидел в новостях, как Фарид Мухаметшин напутствовал нового председателя и высказал пожелание, чтобы этот суд проводил и выездные заседания. Вот как раз мое дело и подошло...

А сегодня на заседании КС РТ в Казани его председатель Фархат Хуснутдинов огласил постановление по делу. Смысл его сводится к тому, что местная власть, устанавливая границы территорий, где нельзя продавать алкоголь, действовала в пределах своих полномочий. А что расстояния до разных объектов разные, так это потому, что учитывали «их степень социальной значимости и тождественность»!

Так что считать, будто местная власть сознательно в одном случае расширяет, а в другом сужает границы запретной зоны, чтобы прижать одних предпринимателей и поддержать других, у КС РТ нет оснований. Во всяком случае, противоречия Конституции РТ в этой ситуации не усмотрели…

В ПУТИ ЗА БУТЫЛКОЙ ПРЕГРАДЫ НЕСУЩЕСТВЕННЫ

Впрочем, с августа 2013-го местная власть уже успела изменить злосчастное постановление дважды. В частности, в сентябре 2014-го в него были внесены еще два образовательных объекта и пояснение: «Расчет расстояния от организации и (или) объектов, от входа до входа или границ прилегающих территорий (при наличии), определить по кратчайшему пути (по прямой линии), без учета искусственных и естественных преград».

Это, объясняет Валерий Синчугов, произошло после того, как другой камско-устьинский предприниматель в райсуде сумел «отодвинуть» свою торговую точку за пределы запретной зоны:
- Ямалеев выиграл суд! Он доказал, что попасть в его магазин кратчайшим путем нельзя, на самом деле расстояние значительно больше, чем указано в постановлении - ведь надо сначала идти до пешеходного перехода. Нельзя же нарушать ПДД и переходить улицу в неположенном месте! Вот и внесли это уточнение: что расстояние все-таки определяется по прямой.

Местная власть исходила, видимо, из соображения, что когда наш человек идет за бутылкой, любые преграды, будь они естественные или искусственные, ему нипочем. Встань у него на пути хоть высокоскоростная магистраль, хоть Пик Коммунизма – пройдет и не заметит…

А в марте 2015-го (после того, как многолетнего главу Камско-Устьинского района Зуфара Гарафиева сменил на этом посту Павел Лоханов), подозрительная вариативность запретных зон была устранена вовсе. С тех пор в райцентре разрешенная для торговли алкоголем территория находится на одинаковом расстоянии и от школ, и от детсада, и от ЦРБ, и от остальных ключевых социальных объектов – за 25 метров.

- У меня вопрос решен. Новый глава разобрался, и всех поставили в одинаковое положение, - комментирует Валерий Синчугов. - Я только хотел, чтобы впредь такого не было в других районах.

По его мнению, разная и притом произвольная величина запретных зон была следствием желания прежнего главы района «вывернуть руки оппозиции, чтобы другие боялись».
- Ведь до этого я проплатил за лицензию на торговлю алкоголем, и хотя и магазин, и школа были на тех же местах, мне лицензию дали, – отмечает г-н Синчугов. – Но когда мы, оппозиция, стали заявлять о воровстве бюджетных денег, мой магазин сразу оказался слишком близко к школе!

«ПОПРОБОВАЛИ БЫ В ЧЕЧНЕ!»

В своем обращении в КС РТ Валерий Синчугов также отметил, что такие объекты, как «Центр реабилитации инвалидов и дневного пребывания пенсионеров, остановки общественного транспорта и культовые сооружения» в Камском Устье вообще не были отнесены к числу тех, по соседству с которыми нельзя продавать алкоголь.

- Сын одного из районных начальников держит бар напротив мечети, - привел он пример корреспонденту «ВК». – При этом прокуратура ссылается, что религия у нас от государства отделена... Я на том заседании в Камском Устье сказал: а вы поезжайте в Чечню или Дагестан, попробуйте там разливать возле мечети – посмотрим, что с вами будет!

Между тем недовольные таким пренебрежением чувствами верующих есть и в Камском Устье. Другой представитель районной оппозиции бывшему главе – депутат местного совета Наиль Сиразаев рассказал «ВК», что к нему «как к депутату до сих обращаются с жалобами, что возле мечети бар». Одному предпринимателю, вспоминает он, экс-глава Зуфар Гарафиев торговать спиртным у мечети запретил-таки. Но другому, выходит, можно…

Сегодня КС РТ постановил, что «центр реабилитации инвалидов и дневного пребывания пенсионеров, остановки общественного транспорта, а также культовые сооружения» не входят в перечень объектов, рядом с которыми федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» запрещает торговать спиртным.

Между тем в статье 16 этого закона в числе мест, где «не допускается розничная продажа алкогольной продукции» есть пункт: «на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения»…


evening-kazan.ru
 

23.06.2015