Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Законодательное собрание отказалось согласовывать ликвидацию государственного предприятия Красноярского края «Оптовый алкогольный центр»

Сможет ли Красноярский край отстоять алкогольную «независимость»?

Законодательное собрание отказалось согласовывать ликвидацию государственного предприятия Красноярского края «Оптовый алкогольный центр». Эта организация, просуществовавшая почти 20 лет, многими воспринимается как рудимент эпохи 1990-х годов, другие же считают, что именно ОАЦ был последним бастионом на пути в регион дешевой, но контрафактной продукции. Так ли это на самом деле и что будет дальше, разбирались журналисты 1-LINE.

Сначала отменили, потом проголосовали


ГП КК «ОАЦ» был создан в 1997 году с целью усиления контроля за производством и оборотом алкоголя. Предприятие было призвано ограничить доступ на рынок края контрафактной продукции. Водка, поступающая в край, из других регионов неконтролируемым потоком была не только сомнительного качества, но и дешевой, что мешало развитию собственного производства.

Вопрос о закрытии ОАЦ на рассмотрение в парламент внес министр промышленности, энергетики и торговли Анатолий Цыкалов. Он пояснил:

«Сегодня из-за того, что в законодательстве прописаны жесткие рамки для юридических лиц, изготавливающих и реализующих спиртосодержащую продукцию, и ужесточены требования для получения лицензии и условия договоров поставки с заводами-производителями алкоголя, надобность в контрольных функциях предприятия "Оптовый алкогольный центр" отпала».

Однако народные избранники усомнились в правильности решения ликвидировать ОАЦ, и в результате голосования «за» выступили лишь семеро парламентариев. 18 депутатов решили, что закрывать структуру не стоит.

Но вот уже как два месяца ГП КК «ОАЦ» не осуществляет своей деятельности: в апреле этого года министерство преступило к разработке мер по ликвидации предприятия.

Кто кого содержит


На состоявшейся сессии не осталась без внимания НП «Енисейская алкогольная ассоциация». Впрочем, это было неизбежно, поскольку проверкой алкоголя ОАЦ и НП занимались совместно. Ассоциация была создана после ликвидации акцизных складов с целью усиления контроля за алкогольным рынком края. Как заявил на сессии министр Анатолий Цыкалов, оптово-алкогольный центр содержал Ассоциацию, что, по его мнению, также является поводом к его ликвидации. Директор некоммерческого партнерства Валерий Анохин, в свою очередь, в беседе с 1-LINE пояснил, что по факту ОАЦ после изменения федерального законодательства продолжило существование лишь благодаря созданию Ассоциации.

В 2005 году 16 компаний, в том числе заводы, которые ранее работали в регионе (Красноярский водочный завод, «Минал», Канский ликеро-водочный завод, «Шушенская марка»), учредили НП, в дальнейшем число участников которого увеличилось до 40-48. ГП КК «ОАЦ» располагало собственной лабораторией, в которую сама же Ассоциация вложила порядка 7 миллионов рублей, оснастив всем необходимым. Права по проверке продукции, производимой и ввозимой в край, принадлежали ОАЦ: на предприятие была зарегистрирована система сертификации «Енисейская гарантия качества». За каждую бутылку, прошедшую проверку, ОАЦ получал на первом этапе 85 копеек, только 5 из которых перечислялись на содержание Ассоциации. Такая система, при которой ОАЦ продолжало работать за счет средств участников рынка, функционировала в крае почти 10 лет.

За период с 2006 по 2014 годы Ассоциация израсходовала более 50 миллионов рублей на социально-политические мероприятия. В их числе создание лаборатории для Управления по борьбе с наркотиками, покупка для них автотранспорта, поддержка спортивных мероприятий, «Дельфийские игры», дома для олигофренов. При этом имели место прецеденты, когда на заработанные средства оказывалась поддержка местным производителям алкогольной продукции. Так, Ассоциация покрыла задолженность по зарплате в объеме более 27 миллионов рублей сотрудникам ликероводочного завода «Минал», ранее принадлежавшего ОАО «Росспиртпром» и им обанкроченного.

Восстановлению не подлежит

К слову о банкротстве краевых предприятий. Напомним, что не работают сегодня, собственно, «Минал», Канский ликеро-водочный завод и «Шушенская марка». На период, когда все они действовали, местный производитель занимал 38% рынка. Сокращение доли местной продукции до менее чем 10% также говорит о необходимости особого контроля в крае. Однако в ноябре прошлого года вопрос о возрождении предприятий поднимался особо. Была организована встреча министра Цыкалова с представителями Енисейской ассоциации, обсуждались меры по запуску остановившихся заводов и начала выпуска продукции.

Спустя почти год некоторые шаги сделаны, но скорый запуск предприятий пока стоит под вопросом. В настоящее время решается судьба «Шушенской марки». В прошлом месяце имущество обанкротившегося предприятия приобрело правительство Красноярского края через региональное госпредприятие «Бюро товарных экспертиз». Актив продавался через конкурс. В ходе торгов цена завода снизилась почти в три раза – с 139,1 млн до 44,2 млн рублей.

«Для запуска, понятно, привлекут какого-нибудь партнера с частными инвестициями, но вот бренды «Шушенской марки», которые оцениваются дороже, чем сам завод, не выкуплены. Сегодня они принадлежат Сбербанку, Альфабанку и Росбанку, - рассказывает Валерий Анохин. - И как планируется запускать предприятие, не выкупив и не производя бренды «Шушенское», «Диксон» и прочие, я не представляю. Что будут производить? Кто будет выкупать все-таки эти бренды за 160 миллионов? А может быть, будут производить совсем другую продукцию, но это тоже очень сложная ситуация».

В 2013 году прекратил существование «Минал», купленный после банкротства «Росспиртпрома» вкупе с Канским ликеро-водочным заводом «Байкалфармом» под руководством Михаила Матханова.

«В 2013 году "Минал" произвел 579 тысяч декалитров (это очень приличный объем) и распределил его в основном на рынке Красноярского края, но, не заплатив ни рубля акцизов, вдруг прекратил свое существование. Все деньги они перевели в центральный офис в Бурятию и сказали: "Мы закрываемся". Для нас это был шок. Мы предполагали что, такие действия ведутся, но тем не менее... По Канскому с Матхановым мы встречались, предлагали открыть предприятие для розлива хотя бы вина, поскольку у нас наблюдался на рынке дефицит. Он отказался. Управляющий офис у них сейчас находится в Кабардино-Балкарии, а завод стоит. Впоследствии он готов был открывать его и вел переговоры с нынешним министром Анатолием Цыкаловым о предоставлении гарантий края на 450 миллионов рублей, но только долг завода на сегодня составляет 185 миллионов. Краю нужен был какой-то залог. Матханов предложил в качестве залога готовую продукцию, но даже не начал ничего выпускать. Естественно, руководство края правильно поступило, что не пошло на предоставление гарантий. Сейчас, что будет происходить, не знаю. Буквально несколькими днями назад приехала такая же управляющая структура из Кабардино-Балкарии и опечатала предприятие. Есть ли у них деньги на его открытие, я не знаю», - рассказал о ситуации Валерий Анохин.

Единственное предприятие, которое на сегодня обеспечивает приток акцизных платежей в краевой бюджет, – Красноярский водочный завод. Напомним, в связи с недавним закрытием «Балтики-Пикры» в Красноярске, край не дополучает 2,6 млрд рублей.

Специалисты же уверены, задача восстановления производства местной алкогольной продукции не может быть решена после разрушения существующей системы добровольной сертификации, поскольку этот процесс повлечет рост числа участников рынка.

Менять нельзя помиловать


Возвращаясь к теме сертификации, стоит отметить, что обсуждался на состоявшейся сессии вопрос и о том, какого же самим предпринимателям платить за проверки? Но как рассказывают оптовики, сохранить систему добровольной сертификации в крае необходимо. Марка же, хоть и накладывает определенные издержки, но является далеко не решающим фактором при формировании стоимости, а зачастую расходы на наклейку даже не включаются в конечную цену продукта, поскольку со знаком гарантии качества продажи в любом случае высокие.

«Потребитель уверен в качестве, когда берет оклеенную продукцию, - поясняют оптовики. - По марке на бутылке он мог определить, какая фирма и когда привезла данный продукт, а в случае несоответствия качества, быстро предъявить претензию».

Если Енисейской марки качества не останется, на краевом рынке произойдет пертурбация, заявляют региональные поставщики и подтверждают вышеупомянутую теорию роста числа участников рынка.

«Компании, у которых нет оборотных средств, просто сдуются, рабочие места пропадут, и все потому, что в регион придут другие игроки, - поясняет руководитель одной из красноярских оптово-алкогольных компаний. - Появится много фальсификата, его количество увеличится в разы».

«Мы крупная компания, у нас официальное трудоустройство, "белая" заработная плата, мы платим налоги. Зачем нам нужно, чтобы заходил фальсификат? Ассоциация же контролирует ввоз. А так на прилавки попадет алкоголь тех же марок, но не соответствующего качества, при этом по стоимости ниже, чем у конкурентов», - отмечают в другой красноярской фирме.

Фальсификат – не единственное, чего опасаются местные предприниматели. Еще одна угроза – отказ от сотрудничества крупнейших федеральных сетей.

«Как только марку отменят, федеральные сети, сами имеющие оптовые лицензии, начнут алкоголь брать напрямую, в обход местных операторов. Это увеличит их рыночную силу и ограничит количество местной продукции на полках. Мы не будем знать количество и качество завозимой алкогольной продукции, природу спирта, из которой она приготовлена. Проблема давления сетей в последнее время и без того усиливается», - поясняют участники рынка.

Поддержка краевой власти в данном вопросе необходима.

«Оптовому звену нужна помощь министерства в продвижении алкогольной продукции в федеральные и краевые сети, как это было ранее. Если же без такой поддержки у оптовиков уйдут сети, они окажутся в очень сложной ситуации и будут вынуждены перейти на более дешевую водку, либо контрафакт. Особенно в сложном положении окажутся краевые заводы, которые производят качественную водку, но которая будет неконкурентноспособной из-за стоимости, так как краевые производители полностью оплачивают акциз в 100 рублей, стоимость спирта и прочее», - дополняет Валерий Анохин.

Время еще есть: за два месяца продукция, оклеенная знаком «Гарантия качества», полностью не ушла. Но, как подчеркивает Анохин, необходимо поторопиться. По словам депутат Законодательного собрания Владислава Зырянова, огромное количество контрафактной продукции прибывает в регионы страны из южных республик.

«Говорить о том, что в Российской Федерации эта проблема решена, по меньшей мере наивно», - заявил депутат.

А новость о ликвидации барьера в крае быстро облетит поставщиков.

Держать марку


Выход из сложившейся ситуации участники краевого рынка все же видят. Если на то будет дано добро, Енисейской алкогольной ассоциации в соучредительстве с оптовиками, давно зарекомендовавших себя, предстоит зарегистрировать новое юридическое лицо, на которое с ОАЦ будет переоформлена система добровольной сертификации «Енисейская гарантия качества».

Всего остаться в числе соучредителей Енисейской алкогольной ассоциации готовы 16 предпринимателей, контролирующих на сегодня 85% рынка региона. В их числе и Красноярский водочный завод. Однако все они понимают, что сохранение системы в том виде, в каком она существовала прежде, невозможно. Несмотря на несогласие депутатов с инициативой по ликвидации ОАЦ, говорить о его восстановлении не приходится. За два месяца действующая лаборатория была разгромлена, коллектив о решении уведомлен, и на предприятии не трудится.

В случае же регистрации нового юрлица, проверка качества продукции, ввозимой в край будет осуществляться на базе лаборатории ФБУ «Красноярский центр стандартизации, метрологии и испытаний» (Красноярский ЦСМ). Это позволит снизить себестоимость так называемой местной акцизной марки: уйдут затраты на содержание ОАЦ, и большая часть средств будет пополнять местный бюджет.

В настоящий момент от руководства Енисейской алкогольной ассоциации направлено письмо в адрес краевых депутатов, готовых разобраться в сложившейся ситуации, а в Законодательном собрании заявили о готовности еще раз обсудить вопрос на ближайшей сессии и «наконец понять, кто теперь будет защищать здоровье потребителя и почему все-таки прежняя схема стала неугодной».


1line.info
 

22.06.2015