Четверг, 28 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Владелец корпорации OLYMP: Водочного лобби в Украине никогда не было

В интервью владелец корпорации OLYMP Павел Климец рассказал о своем видении водочного рынка и о том, как работают донецкие и крымские активы компании

Павел Климец - личность известная как среди депутатов и чиновников, так и в бизнес-кругах. Он дважды избирался депутатом парламента - V и VI созывов. В 2013 году Климец успел побывать чиновником - несколько месяцев он работал первым заместителем главы правления Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ).
Основной бизнес Климца - компания "Олимп", занимающаяся производством и продажей алкогольных напитков. Последние полгода Климец лично управляет компанией, занимая должность генерального директора. Его предшественница Юлия Самойлова, возглавлявшая компанию более 10 лет, ныне руководит Бахчисарайским заводом в Крыму.


В эксклюзивном интервью ЛІГАБізнесІнформ Климец рассказал о том, как работают активы компании в аннексированном Крыму и на Донбассе, почему работать на водочном рынке становится все сложнее и почему его уже не тянет в большую политику.

- Павел Анатольевич, вы известны в первую очередь как бизнесмен, занимающийся водочным бизнесом. Как, на ваш взгляд, изменились условия игры на этом рынке? Какие основные тренды вы могли бы выделить?
- Если говорить о негативе в отрасли, то это в первую очередь касается повышения цен на продукцию. Это плохо как с точки зрения производителя, так и потребителя. Когда люди не могут купить, или могут, но меньше, чем вчера, это сильно влияет на рынок. За последние годы рынок сильно обвалился.

- На сколько?

- Я думаю, процентов на 45 в минус мы точно сыграли. Факторы, которые на это повлияли, общеизвестны: неоднократный рост цен, доступная серая водка и самогон. Только за последний год за счет потери территории - Крыма и части Донецкой и Луганской областей - падение составило около 20%.

- Ни для кого не секрет, что официальная статистика весьма далека от реальной картины рынка, несмотря на то, что из года в год погрешность в данных примерно одинаковая…

- Опираться на теневой рынок тоже неправильно. Но, по моим оценкам, доля серого продукта - это процентов 20-25. Однако, по большому счету, еще раз говорю: рынок садится в целом.

- Украинцы стали меньше пить водку?

- Как это ни парадоксально звучит - да. Хотя не исключено, что те объемы, которые не куплены с полки, наверстаны за счет другого рынка, в частности, самогона. К сожалению, никакой ответственности за его производство не предусмотрено.

О ТЕНЕВОМ РЫНКЕ ВОДКИ
- Вы были единственным представителем алкогольной отрасли, который негативно отзывался о введении электронной акцизной марки. Не изменилось ли ваше мнение сейчас?

- По-моему, об электронной марке уже забыли. Очень сложно, дорого и ненужно.

- А как же контролировать нелегальный продукт?

- Понимаете, если администрирование оборота ведется непрофессионально и нет эффективных механизмов борьбы, то сама марка - электронная она или бумажная - бесполезна.

- А в чем неэффективность управления отраслью?

- У нас, по большому счету, сама система регулирования посредством взимания акцизного налога достаточно понятна, проста и довольно эффективна. Вопрос в сером рынке. Его источник - государственные спиртзаводы и импорт нелегального алкоголя. По известным причинам до конца уладить этот вопрос никто не смог, а может быть, никогда и не сможет.

- Нынешний и.о. главы Укрспирта Роман Иванюк говорит, что теневой рынок сократился в два раза - с 40% в конце прошлого года до 20% сейчас, а нелегальные потоки с предприятий госконцерна и ГП якобы тоже остановлены.

- С Иванюком я лично не знаком. Возможно, это хороший менеджер, но вопрос в том, что если в магазинах у нас продается водка дешевле 39,9 грн, то нелегальный спирт есть.

- Недавно в Кабмин передан проект постановления о повышении минимальной розничной цены на водку. До какого уровня, на ваш взгляд, можно повышать цену, чтобы не было критичного снижения спроса?

- Сразу оговорюсь, что МРЦ эффективна только с условием контроля самогоноварения и серого рынка. Конечно, эта цифра должна быть оправданна с точки зрения покупательной способности. Словом, чем ниже, тем лучше и для производителя, и для потребителя (17 июня Кабмин увеличил минимальную цену бутылки водки до 49,9 грн за 0,5 л).
- А как же маржа?

- Мы сейчас говорим не о моем личном бизнесе, а о рынке. А аксиома для любого рынка - чем больше производишь, тем выше маржа, такой себе эффект масштаба.

- Какова сейчас себестоимость производства водки?

- Это приличная цифра, половину которой составляет акцизный сбор (14 грн), далее - стоимость комплектующих, производственные расходы. А цену на полке поднять невозможно из-за низкой покупательной способности населения. Поэтому маржа, поверьте, минимальная.

- Если говорить об условиях ведения бизнеса, стало ли работать при новой власти легче?

- Да, мы меняемся, но, как говорится, в дороге кормить не обещали. Мы пока на пути к переменам, и поэтому, надо признаться, никаких особых изменений в бизнесе моей компании, да и других, я думаю, тоже, не произошло.

- В плане реформы отрасли вам как крупному игроку рынка чего не хватает сейчас?

- Если для полного счастья, то… Честно говоря, я уже изрядно устал быть носителем идеи приватизации Укрспирта: слишком много времени этому посвятил. Хотелось бы, чтобы это, наконец, произошло. Об этом можно еще годами дискутировать. Но нет другого варианта. Нужно приватизировать и поставить жирную точку.

- В перспективе допускаете, что какие-то объекты купите для нужд OLYMP?

- Вопрос цены. Все зависит от предложения.

- А как вы оцениваете ситуацию вокруг ГПЗКУ, с деятельностью которой знакомы не понаслышке? Компания до сих пор формально без руководителя, стоит ли ее приватизировать?
- Притом что я вообще не сторонник госсобственности, при грамотном управлении и контроле эта структура могла бы быть очень полезна и государству, и гражданам.

О КРЫМСКИХ И ДОНЕЦКИХ АКТИВАХ
- Что сейчас с крымским заводом?

- Помните сцену из фильма "Бриллиантовая рука" Леонида Гайдая "Не виноватая я, он сам пришел"? Вот у нас примерно такой же случай с Крымом. Сегодня Крымский винно-коньячный завод "Бахчисарай" мы передали в управление инвестиционному банку с долей российского капитала. Название его хотел бы пока сохранить в тайне.

- Расскажите, как работают сейчас те производства, которые вы летом прошлого года перевезли на материк. Зимой вы говорили, что потеряли в объемах 20%. Удалось ли наверстать?

- Да, вино и коньяк мы уже год как разливаем на украинских мощностях - вино на высокотехнологичном Одессавинпроме, коньяк на одном из старейших коньячных заводов Украины - Таврии. За пять месяцев 2015-го компании удалось превысить объемы продаж вина аналогичного периода прошлого года на 47% и практически выйти на показатели 2013-го - разница всего 6%. И это без учета восточного региона. Ситуация с коньяком сложнее. В продажах мы потеряли больше 50%, и здесь я бы говорил, скорее, о внешних факторах - сужении рынка и существенном подорожании этого напитка.

- А что по водке?

- За последние пять лет в компании качественно перестроили портфель, выведя ряд марок в среднем и верхнем сегментах. Это позволило удерживать долю рынка на уровне 12-14%. Сейчас доля снизилась до 8%, но это без Донецкой и Луганской областей, в которых у нас традиционно были сильные позиции.

- В компании довольно активно проведены кадровые ротации. Вы привлекли нового коммерческого и маркетинг-директора. При этом управление компанией сейчас в ваших руках. Какие планы на ближайшее будущее?

- Мы планируем масштабное обновление брендов, которое стартовало уже с вин. Сейчас о результатах рано говорить, хотя вина продаются хорошо. В водочном портфеле также грядут изменения - выводится из портфеля Плакучая Ива. К осени обновим весь портфель.

- Новых выпусков не планируете?

- Это дорого, к тому же старые обязательства пока не дают этого сделать. Да и девальвация не на руку: если раньше бутылка водки, условно говоря, стоила доллар, то сегодня - 30 центов. Хотя нам немного легче в том плане, что в Харьковской области имеем собственный технопарк. ЛВЗ PRIME - один из трех заводов, которые входят в технопарк Малиновка. Еще там работает колпачковый завод KGS@Co и Малиновский стекольный завод.

- А что с вашими донецкими активами?

- Мы донецким заводом ЛИК не управляем, власти "ДНР" курируют его сами. Знаю, что на заводе производится продукция. Там раньше разливались марки местного значения, что сейчас - не знаю.

- А если говорить об экспорте, как успехи на этом поприще? Ранее вы планировали освоить африканские рынки…

- Экспорт не самая сильная сторона компании. К сожалению. Во-первых, потому, что у нас спирт дорогой. Наши "жемчужины" украинского спиртоделия все, как я шучу, 1917 года постройки. И поэтому на них хорошей себестоимости сделать нельзя априори. Для экспорта даже пара центов имеет значение. Продвигать дорогой товар за рубежом очень сложно - высокая конкуренция. Мы отгружаем в большое количество стран, но понемножку.

- А с Россией торгуете?

- Вообще никаких торговых отношений не поддерживаем.

- А если говорить о водочном лобби в парламенте (когда вы были депутатом, этот термин употреблялся довольно часто), сейчас такое явление имеет место?

- Я бы сказал, что лобби водочного никогда и не было. Можно бегать, кричать громко, но не факт, что это поможет. И если говорить, например, о повышении акцизов, то это политическое решение и с рядовыми депутатами особо не обсуждается.


biz.liga.net
 

18.06.2015