Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Ислам и алкоголь: возможен ли компромисс?

Одним из определяющих маркеров-идентификаторов исламской религии в глазах немусульман является «сухой закон» – запрет на употребление пьянящих напитков для мусульман.

Однако наличие таких запретов на фоне исторической и современной реальности, свидетельствуют, что в некоторых частях исламского мира, оказавшихся в иной культурологической парадигме, проблема эта все-таки остается весьма животрепещущей. За иллюстрациями далеко ходить не надо – в мусульманских республиках Северного Кавказа (правда, после присоединения к России) возникла винодельческая промышленность, а на улицах Москвы сегодня часто можно увидеть стайки молодых довольно мигрантов из Центральной Азии, с непременной бутылкой крепкого пива «Балтика».

Это и ряд других обстоятельств прошлого и настоящего подвигли многих на мнение, что запрет алкоголя в исламе не такой уж тотальный, и эта религия вполне себе дозволяет умеренное и культурное потребление алкогольных напитков. Подтекст такого подхода понятен – те немусульмане, которые относятся к исламу, мягко говоря без симпатии, таким образом пытаются доказать, что эта религия полна противоречий и каждый ее последователь может толковать ислам по-своему и, что называется, под себя. Думается, лучшим ответом на подобные измышления будет небольшой, но подробный анализ данной проблемы.

Прежде всего, напомним аяты Священного Корана, в которых затрагивается «алкогольный» вопрос. Это аят 219 суры «аль-Баккара («Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: в них обоих – великий грех, и хотя есть польза для людей, но греха в них больше, чем пользы…»). Аят90-91 суры «аль-Маида» (О те, которые уверовали. Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может вы преуспеете… Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молтвы). Аят 4 суры «Ан-Ниса» (О те, которые уверовали. Не приближайтесь к молитве будучи пьяными, пока не будете понимать то, что произносите…»).

Итак, из чисто буквального прочтения может сложится впечатление, что прямой запрет содержится только в недопущении становиться нетрезвыми на намаз. Все остальные – это, скорее, настоятельная рекомендация. Но, если подойти с позиции не буквы, а духа ислама, то нужно заметить, что наша религия апеллирует, в первую очередь к разуму и свободной воле человеческой личности, к дарованному ему Аллахом Всевышним правом свободного выбора. Отсюда кажущееся для некоторых отсутствие того, что можно назвать «прямой запрет».

В то же время, если разумеющий мусульманин внимательно вчитается в текст этих аятов, то поймет, что они говорят о достаточно жестком выборе – либо алкоголь, либо молитва и пребывание в ней с Аллахом Всевышнем. Отсутствие всего последнего (в том числе и на почве «предпочтения» чаши намазу) фактически выводит верующего из ислама, хотя формально он продолжает в нем оставаться – ведь решать, кто мусульманин, а кто нет – исключительная прерогатива Всевышнего. А вряд ли подлинно верующему нужна религия без своей глубинной сути, это ведь тоже будет уже не религия, а скорее обрывки ритуалов, дань народной традиции.

Кроме того, надо помнить, что кораничесакое послание адресовано не только арабам Хиджаза, но всему человечеству. И вопрос о вине, возможно, встал и потому, что алкоголь сопровождал всю прежнюю историю человечества, у многих народов он был обрядовой составлющей доисламской религиозной культуры (например, у зороастрийцев Ирана), и ко моменту явления человечеству во многих странах имел место подход к опасной черте, когда употребление алкоголя уже несло в себе реальную угрозу распада личностей и общества, из которых оно состояло. Таковой была и Аравия первых десятилетий VII века. Наконец, нормы определяющиех характер исламского содержатся в Сунне, призванной применять коранические принципы к конкретным жизненным ситуациям. А здесь существует однозначный запрет алкоголя и отнесение его к категории «харам» запретное. Вот, например, достоверный хадис из «Сахих» АбуДауда: «Аллах проклял алкоголь и того, кто его пьет, и того, кто его наливает, и того, кто продает его, и того, кто его покупает, и того, кто его делает, и того, кому его делают, и того, кто его носит, и того, кому его приносят».

А вот еще два аргумента сторонников компромисса «градуса» и исламского учения. Они толкуют следующий аят Священного Корана: «Из плодов финиковой пальмы и виноградников получаете вы опьяняющий напиток и добрый удел». Воистину в этом знамение для людей размышляющих» (16:67), как косвенное перечисление позитивных свойств этих даров природы и следовательно, косвенную дозволенность употребления горячительного. Действительно, это сура мекканского, а прямой запрет на алкоголь сформировался уже после хиджры в Ясриб (Медину). Однако последняя фраза аята адресована «людям размышляющим», а простое перечисление всего того хорошего, что несут с собой финики и виноград, но это очевидно для любого феллаха из Хиджаза, и не может быть предметом для размышления. А вот если в данном контексте опьяняющий напиток и добрый удел противопоставляются друг другу как «плохое» и «хорошее», то тогда аят обретает смысл и становится «знамением для людей размышляющих».

Второй аргумент – значение сова «хамр», которым в кораническом арабском обозначается вино или другой пьянящий напиток. Сторонники «культурного пития в исламе» утверждают, что этим словом обозначается лишь продукт брожения, получаемый из фруктов, таких, как финики или виноград, в то время, как об алкоголе, как продукте перегонки перебродившего сырья на спирт, ничего не говорится, более того, само понятие алкоголь (араб – аль-кохль) означает лекарство, снадобье).

Лукавят «питухи от ислама», подменяя понятия. Лексическое значение корня основы для слова хамр – «хаммара» обозначает вовсе не фрукт, из которого сделан напиток, а нечто вроде «покрывать пеленой, туманить», а других таких напитков, кроме фруктовых вин, арабы последних лет джахилийи просто не знали. Этиловый спирт путем перегонки был получен лишь чуть более двух столетий спустя: в 840 г. персидским врачом ар-Рази. Ну, а что касается слова «алкоголь», то изначально оно обозначало сурьму, а позднее стало обозначать все субстанции, выделенные путем перегонки, в том числе и спирт. Значительная часть снадобий в средневековой арабской медицине также изготовлялось этим способом, однако для обозначения лекарств существует иное слово – «ад-даб».

И, наконец, рассмотрим еще один «железный» аргумент желающих положить в один шкафчик намазлык и хмельную бутылочку. Они ссылаются на мнение имама Абу Ханифы, который в воем труде «Большой тафсир» (Тафсир аль-Кабир) утверждает, что халяльным является слабоалкогольный напиток набиз, даже, если от него чувствуешь опьянение.

Набиз – слабоалкогольный напиток, изготовляемый из фиников, изюма, меда, пшеницы или других фруктов и зерновых, путем замачивания в воде. Процесс его приготовления может происходить как с помощью варки, так и без нее. По общему мнению исламских ученых, если набиз приготовлен без варки, то он является дозволительным до начала в жидкости процесса брожения. Если же к такой процесс пошел, то набиз переходит в категорию «харам». То же самое по мнению имамов Малика, Шафии и Ахмада ибн Ханбала относится и к сваренному набизу. А у Абу Ханифы существует одна существенная оговорка – набиз, даже сбродивший, является халяльным, если используется в лечебных целях, пусть и с определенным релаксирующим эффектом. Если же ниятом в его употреблении становится веселящий эффект, то набиз, однозначно «харам».

Несколько слов об отношении к алкоголю в джафаритском мазхабе, традиционно определяемом как «шиизм». Как уже упоминалось, в иранской духовной и бытовой культуре, на которую сильное влияние оказывал зороастризм, употребление алкоголя присутствовало и, увы, присутствует. На днях даже прошла информация о том, что в исламской республике намерены открыть более ста учреждений, подобных нашим недоброй памяти вытрезвителям. Да, образ вина в поэзии Хайяма или ринда (пьяницы) суфия, встречающийся в персидской поэзии, в том числе и в стихах покойного имама Хомейни, не только поэтическая метафора. Но это не значит, что шиитский ислам толерантно относится к употреблению алкоголя. Вот только несколько красноречивых хадисов из шиитских сборников.

«Имам Садык (Джафар ас-Садык, живший в Медине в 702-765 гг, с его именем и связано название джафаритского мазхаба-авт.) изволил сказать: «Употребляющий опьяняющие напитки приравнивается к идолопоклоннику, значит, в День Суда он воскреснет безбожником. Вино – основа всякого греха (сборник хадисов « Васаил аш-шиа»). Еще один хадис от имама Садыка: «Всевышний, пророки и праведники проклинают того, кто испил глоток опьяняющего напитка. Если выпьет столько, что опьянеет, то вера отдалится от него, и ее место займет грязная дьявольская душа. Следовательно, он не будет совершать молитву, ангелы осудят его, а Всевышний скажет ему: «Ты стал неверующим, горе тебе».

А вывод из всего этого котороткий и предельно жесткий. Невозможно ставить между словами «ислам» и «алкоголь» ставить союз «и». Возможно только «или».

islamnews.ru
 

16.06.2015