Среда, 8 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Владелец компании Перша приватна броварня рассказал НВ, как строил свой бизнес

Собственник компании Перша приватна броварня в модном киевском ресторане рассказывает, как строил свой бизнес, который за десятилетие превратился из маленького семейного предприятия в одного из крупнейших производителей пива в стране.

Узнать главу компании Перша приватна броварня (ППБ) Андрея Мацолу среди посетителей киевского ресторана Шоти, где мы договорились пообедать, легко. Уже несколько лет он сам является лицом рекламной кампании ППБ, одного из крупнейших производителей пива страны — в ролике бизнесмен предлагает попробовать свой продукт, сваренный “для людей, как для себя”.

— Вас, наверное, люди на улице узнают? — в шутку спрашиваю я.

— Бывает. Но обычно не помнят, кто я такой. Думают, что депутат, и начинают жаловаться на жизнь,— с улыбкой отвечает Мацола, присаживаясь за стол.

В Шоти он иногда обедает с семьей. “Грузинская кухня здоровая и сбалансированная. А повара тут не экономят на свежих продуктах и готовят все по‑честному”,— объясняет 38‑летний пивовар, углубляясь в меню.

В обеденное время в ресторане по‑домашнему вкусно пахнет хлебом и теплой глиняной печью. Добротная деревянная мебель усиливает впечатление загородного дома. И только дресс-код большинства посетителей напоминает, что вы находитесь в деловом центре столицы. Если коротко, то Шоти — это заведение о статусной простоте. Кухня здесь грузинская и простая, а перфекционизм персонала и дизайнеров — почти британский.

Полистав меню, вначале мой собеседник рекомендует взять каре ягненка, но жара за окном заставляет нас выбрать блюда полегче. Мы заказываем закуски, хачапури по‑мегрельски и суп харчо, отдав предпочтение не пиву, а воде и фирменному лимонаду из свежего базилика.

— Только принесите Моршинскую, не нужно этих Evian,— просит пивовар.— Еще за воду в евро платить!

Мацола начал заниматься бизнесом в 90‑е. На Жигулях-“пятерке” он вместе с братом развозил крепкий алкоголь по магазинам Львова. Семейный бизнес стал набирать обороты, и однажды компания стала официальным дистрибутором пивной компании BBH (сейчас Carlsberg) в регионе. А спустя еще несколько лет братья решили основать собственное производство.

— Из дистрибуции есть два пути — либо в ритейл, либо в производство. Мы выбрали второе,— констатирует бизнесмен.

За десять лет существования ППБ выросла из небольшого семейного бизнеса в четвертого по объему производителя пива в стране, пропуская вперед тройку лидеров — САН ИнБев Украина (доля рынка в I полугодии в денежном выражении — 32,72 %), Carlsberg Ukraine (26,26 %) и Оболонь (17,03%). По словам Мацолы, если в 2014 году рыночная доля ППБ, известной такими марками, как Stare Misto, Жигули, Галицкая корона, Oettinger, составляла 7,51 %, то уже сейчас она увеличилась до 9,69%.

“Мацола крут тем, что умудряется продавать локальное пиво в больших объемах и достаточно дорого”,— характеризует успех ППБ Петр Чернышов, бывший топ-менеджер пивоваренной компании Carlsberg, а ныне глава мобильного оператора Киевстар. С ним сложно не согласиться: компания Мацолы сделала ставку на производство нескольких своих фирменных сортов пива. Вначале поставляла их в рестораны Львова и уже потом продавала небольшими партиями в рознице, экспериментируя с объемом бутылки, дизайном и вкусом.

“Тогда мы не думали о национальных объемах. Просто варили пиво, которое купит местный потребитель”,— вспоминает пивовар.

В 2008 году на растущую локальную компанию обратил внимание Европейский банк реконструкции и развития. ППБ получила первый серьезный кредит, смогла увеличить выпуск пива и долго сохранять независимость на рынке. Мацола утверждает, что кредит помог ему соблюсти личный жизненный принцип — никому не платить взяток. В 90‑х это правило стоило ему нескольких сожженных машин, но не выбило почву из‑под ног.

— В украинском бизнесе, как в боксе: нужно научиться держать удар,— поясняет пивовар.

Он действительно боксер. Тренируется с детства, правда, год назад был вынужден завязать с этим видом спорта. “Бывает, пропустишь удар, а на следующий день приходишь на собрание акционеров с распухшим лицом,— с улыбкой рассказывает он.— Ну кто тебе с таким лицом будет доверять?”

Три года назад ППБ стала частью международного холдинга Oasis-CIS, который специализируется на производстве пива и соков. Сделка наделала много шума — ППБ начала разливать немецкое пиво Oettinger и российское — Жигули. А значит, перестала быть производителем исключительно локального продукта. Причем если в 2011 компания производила 0,5 млн гектолитров пива, то в 2014 этот показатель удалось увеличить более чем второе.

Впрочем, пивовар уверен, что украинцы любят покупать пиво именно украинских сортов, и за последний год эта тенденция только усилилась. К тому же после объединения с Oasis-CIS прирост произведенного в ППБ пива за счет лицензионных иностранных брендов (Жигули, Oettinger и других) составил 0,25–0,3 млн гектолитров, а наибольшие увеличение дало как раз пиво, созданное в украинской компании.

“Спустя 23 года мы наконец‑то осознали, что нам нужно свое государство,— говорит он.— С украинским пивом такое осознание приходит гораздо быстрее”.

На вопрос, не собирается ли его компания в обозримом будущем слиться с каким‑то крупным мировым производителем, к примеру с концерном Heineken, Мацола отвечает однозначно:

— Приобретали украинские пивоваренные компании в 2005–2006 годах, тогда рынок был хаотичен, и мелкие игроки не знали своих перспектив. Сейчас рынок более цивилизованный, любой, кто хочет приобрести компании, смотрит на их стоимость и прибыль. Но если компания с прибылью, дает доход, пережила несколько кризисов, то зачем кому‑то себя продавать?

Доедая салат, Мацола откровенничает, что искусству вести бизнес нигде не учился, доверяет опыту, интуиции и духовным ориентирам. А еще советуется с акционерами ППБ — Карлом Либлом, главой немецкой пивоваренной компании Oettinger, и Дэвидом Хендерсоном-Стюартом, финансовым директором холдинга. “Как правило, они поддерживают мои решения, а значит, пока интуиция меня не подводит”.

Вообще думает и говорит Мацола как прагматичный бизнесмен. Что не мешает ему на протяжении долгих лет быть прихожанином и крупным меценатом Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Он дружен с главой церкви Филаретом, а в житейских и профессиональных вопросах часто обращается к нему за советом. “Владыка мне иногда говорит — вы такой крупный бизнесмен, многое себе позволить можете. И тут я понимаю, что зарвался и лезу, куда не нужно”.

— Мы часто ищем причины своих неудач вовне. Но пока человек не поймет собственного внутреннего мира, не определится со своей системой ценностей, у нас всегда будет плохая власть и куча виновных вокруг,— продолжает пивовар.

Собственный духовный поиск Мацола в ближайшее время намерен обобщить. В конце июня бизнесмен совместно с УПЦ КП презентует сборник лучших цитат и духовных советов, помогающих принимать ценностные решения людям, занятым в сфере бизнеса.

— Это не фанатизм,— объясняет он, поймав мою слегка ироничную улыбку,— в разговорах со своими коллегами и партнерами по бизнесу я заметил духовный голод и запрос на такое знание. Потому отбирал из прочитанного только то, что помогает в жизни и работе мне самому,— коротко, по делу и понятным языком.

Рассчитавшись за обед, мы выходим из ресторана, не прерывая беседы. Нам по пути, и Мацола предлагает меня подвезти. Уже в салоне автомобиля его слова находят реальное подтверждение — пивовар увлеченно показывает помеченные карандашом книги о православии и на несколько минут из бизнесмена полностью превращается в просветителя.

nv.ua
 

15.06.2015