Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Пивным «фугасам» грозит запрет

Ближе к лету пиво, пенное и холодное, все больше завладевает умами, и не только масс. Этой весной популярный напиток стал предметом больших дебатов, да еще и на международном уровне. Руководство крупнейшей мировой пивоваренной компании Carlsberg пишет письмо премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Ему же и председателю Госдумы отправляет письма некоммерческое партнерство по развитию индустрии полиэтилентерефталата «АРПЭТ». Авторы просят не принимать поддержанный правительством проект федерального закона № 280796-6. В своей редакции во втором чтении он вводит запрет на продажу пива в полимерной потребительской таре (ПЭТ) объемом более полутора литров с 1 июля 2016 года, впоследствии — в таре емкостью более половины литра. Дума собирается вернуться к этому законопроекту в ближайшее время.

В Carlsberg уверены: ограничения резко снизят потребление продукции и оттолкнут международных инвесторов. А в «АРПЭТ» полагают, что запреты приведут к сокращению их производственных мощностей примерно на двадцать процентов.

Итак, представители отраслей, заинтересованных в сбыте пива в крупных пластиковых бутылях, высказались и смогли донести свое мнение до властных верхов. А как аргументируют свою позицию противники ПЭТ-тары?

— В странах ЕС, где развито пивоварение, доля пива, которое разливается в ПЭТ-тару, не превышает 3–4%. В Германии — 4%, в Бельгии — 3%, в Великобритании — 0,1%, в Италии — 0,08%. А в Российской Федерации этот показатель — более 60%! — сетует соавтор законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко. — А ведь согласно ряду исследований, при контакте с пивом пластик выделяет дибутилфталат, способный вызывать токсический гепатит, а при постоянном употреблении — и системное поражение внутренних органов.
Пластиковые пивные «фугасы», как их порой называют в просторечии, по полтора и более литра появились у нас сравнительно недавно. Сторонники ПЭТ-тары указывают на то, что наиболее бедные государства Европы по уровню потребления пива из пластиковой тары близки к России. Но, во-первых, почему нас все время пытаются столкнуть куда-то к малоразвитым странам? Да и пластик пластику, оказывается, рознь.

— Все производители пива имеют у себя на заводах хроматографы и в течение десяти минут в состоянии сделать анализ, чтоб убедиться, что из ПЭТ-тары выделяется дибутилфталат, — говорит председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — Это подтверждало и Росалкогольрегулирование, и Роспотребнадзор. В Европе используют ПЭТы в минимальных количествах. Но, хочу заметить, что там они трех-пятислойные, но даже в таком виде не способны полностью защитить пиво от попадания дибутилфталата. Но наши-то упаковки вообще однослойные. Игрушки с данным пластификатором из продажи изымаются. Есть уголовные дела за торговлю тапочками, которые его выделяют. В Европе в начале 2000-х годов запретили лаки с фталатами: выяснилось, что, в частности, дибутилфталат впитывается через ногти и может нарушать репродуктивную функцию. Они убрали лаки для ногтей, а у нас в России из этого пьют.

Большая часть крупных пивоваренных заводов России контролируется иностранными компаниями, которые считают, что на нашем рынке наиболее востребована дешевая продукция, уверен Павел Шапкин. А потому ориентированы на продажи максимальных объемов пива из нижнего по цене и качеству сегмента. Да, наверное, с точки зрения производителей, это резонный подход. Но является ли он верным с позиции общества?

— Дело не только во вреде веществ, выделяемых в напиток из упаковки. В больших дешевых бутылках пиво приобретается в слишком больших объемах, что стимулирует потребление и развитие зависимости, — говорит пресс-секретарь Роспотребнадзора Анна Сергеева. — Во всем мире есть практика ограничения объемов алкогольной упаковки.

— Увеличение объемов продажи пива в дешевых бутылках само по себе делает его более доступным, что не является целью любого государства, притом что основным его покупателем является молодежь, — соглашается Михаил Тарасенко.

— Они бьются за ПЭТ-тару не только потому, что она дешевая и им не важно здоровье потребителя. Из одной ПЭТ-капсулы можно выдуть любую емкость до трех литров, — говорит Павел Шапкин. — Сколько именно выдул, никто никогда не проверит, и это очень удобно для производства нелегальной продукции. Пивовары говорят, что сокращение ПЭТ-тары повлечет огромные убытки. При этом для всех других видов алкоголя предусмотрено стекло. Почему боятся производители пива, которого продают в десять раз больше, чем вина и водки вместе взятых?

Относительно угроз о том, что запрет резко снизит производство пива и ударит по производству тары, позиции собеседников схожи. Они полагают, например, что у России достаточно возможностей выпускать качественное стекло, и модернизация этой отрасли, напротив, обеспечит появление новых рабочих мест.

— У нас стоят свои стекольные заводы, которые нужно запускать, и это также рабочие места, — говорит Михаил Тарасенко. — При современном развитии Россия сможет обеспечить конкурентоспособное производство. Не будем забывать и про алюминиевые банки, которые также производятся на нашей территории. Мне кажется, что не очень резонно доверять странам, которые вводят против нас санкции, а потом начинают рассказывать нам про уменьшение инвестиций.

— Говорить, что отказ от пластика убьет наших производителей — смешно. Производство стекла существует во многих субъектах РФ. Сейчас оно как раз находится в состоянии упадка, — подчеркивает Павел Шапкин. — Запрет ПЭТ — это, наоборот, дополнительный шанс для развития отечественной стекольной продукции. Те губернаторы, которые «ведутся» на просьбы и ухищрения пивгигантов, подставляют себя и свой бюджет. И не должны бояться каких-то будущих потерь, которыми им грозят: они теряют огромные суммы сегодня и вчера уже потеряли. Люди не в будущем лишатся рабочих мест, они лишены их сегодня.

Законопроект был принят в первом чтении в июне прошлого года. Он различал пиво крепостью менее четырех «оборотов» (алкогольную продукцию «c содержанием этилового спирта четыре и менее процентов объема готовой продукции»), которое можно продавать «в полимерной потребительской таре объемом не более 500 миллилитров», и более крепкое пиво, продавать которое в ПЭТ не допускается вовсе. Сроки нововведений устанавливались уже с этого года. Сейчас они сдвигаются.

— Мы делаем это для того, чтобы дать время промышленности, которую представляет пивное лобби, — говорит Михаил Тарасенко. — Но за это время, замечу, они абсолютно ничего не сделали для того, чтоб подстроиться под новую идеологию отношения к пивной таре. Потому что были уверены, что смогут закон дезавуировать. Теперь уже для всех очевидно, что не удастся. Мы будем реалистами: за всем этим стоят рабочие места, и поэтому пойдем на то, чтобы несколько изменить сроки и создать условия для реализации той продукции, которая произведена. Не думаю, что правительство из-за письма пойдет на отзыв своего заключения на законопроект. Мы с уважением относимся к торговым партнерам, в том числе и к компании Carlsberg, но вряд ли она будет диктовать, какую линию нам осуществлять внутри России. В Государственной Думе люди, совершенно по-разному видящие развитие экономики, по-разному видящие роль государства в организации экономической политики, поддержали данный законопроект. Думаю, — заключает депутат, — это говорит о том, что он справедлив. Там прописаны этапы перехода на уменьшенные объемы пластиковой тары и постепенный запрет. Окончательная его реализация планируется до января 2017 года.

expert.ru
 

02.06.2015