Пятница, 26 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Бизнес просит у президента защиты от творчества законодателей

На закрытой встрече с президентом представители «Деловой России» пожаловались на то, как сильно меняются законопроекты в Госдуме по сравнению с первоначальной концепцией. Сейчас подготовленные правительством и ведомствами проекты должны пройти оценку регулирующего воздействия (ОРВ, т. е. влияния на бизнес) на двух этапах: во время межведомственного согласования и при нулевом чтении в Думе. Но ко второму чтению могут вноситься поправки, которые серьезно увеличивают нагрузку на бизнес, говорит участник встречи: «Об этом бизнес рассказал Путину, и Путин нас услышал». Президент признал проблему, поясняет предприниматель.

Накануне этот же вопрос бизнес обсуждал с председателем Госдумы Алексеем Нарышкиным, рассказывают участники обеих встреч. Представитель Нарышкина отказался от комментариев, связаться с пресс-секретарем президента вчера вечером не удалось.

Проводить ОРВ перед вторым чтением уже предлагало Минэкономразвития. А открытое правительство выдвигало идею ОРВ всех законопроектов экономического характера – внесенных как правительством, так и депутатами. Госдума – независимая ветвь власти и ОРВ возможна лишь при наличии доброй воли депутатов, пояснял министр открытого правительства Михаил Абызов. «Добрая воля» депутатов есть, говорил Абызов и обещал, что в пилотном режиме ОРВ их проектов будет проводиться в 2015 г. Если же Госдума примет проект вопреки отрицательному заключению, то депутатам придется объяснить, почему проигнорировали оценку, считает Абызов.

ОРВ – тяжелая процедура для чиновников, закон может вызвать недовольство лоббистов и серьезно поменяться, объясняет федеральный чиновник. Поэтому ведомства обходят процедуру, рассказывает он: вывешивают лишь информацию о проекте без его текста или в Думу вносится сырой законопроект, а затем дорабатывается поправками. Ко второму чтению проекта, имеющего хоть какое-то отношение к проблеме, могут через депутатов прицепить все невоплощенные идеи, заключает собеседник «Ведомостей».

«Законы не то что дополняются, а перекраиваются до неузнаваемости», – поддерживает бизнес управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. ОРВ при втором чтении – компромисс, считает он: «Добавляйте свои поправки, но пусть они не появляются как черт из табакерки». Так, например, появился законопроект о сборах для бизнеса в городах федерального значения, вспоминает Пепеляев. Изначально был законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли, но при его втором чтении председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил поправки о сборах для 22 видов бизнеса. После ожесточенной критики бизнеса и отрицательной реакции правительства законопроект был радикально смягчен. «Поправки в законопроект, посвященный другим материям, внесенные в последний момент, – абсолютно новый сюжет в предельно жестком виде», – признавал замминистра финансов Сергей Шаталов. Макаров на все обвинения отвечал: законопроекты должны обсуждаться не в кабинетах у чиновников, а публично – для этого и существует Госдума. Ставки и облагаемые сборами виды деятельности предложила Москва, отмечал Макаров, депутаты же лишь вынесли их на обсуждение.

Депутаты могут внести поправки без ОРВ, ввести санкции против них трудно, поэтому возможный выход – обращаться в Конституционный суд, если закон принят с серьезным нарушением процедуры, советует Пепеляев, другой вариант – закрепить на уровне закона, что президент не должен подписывать закон при отрицательной ОРВ. Главное – ограничить неконтролируемый поток внезапных поправок, заключает Пепеляев.
 
Ведомости
28.05.2015