Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
За «чекушкой» – в алкомаркет

Алкоголь нужно продавать в отдельных специализированных магазинах – такую идею высказал главный психиатр-нарколог Минздрава Евгений Брюн. Предполагается, что после этого шага спиртное не будет соблазнять граждан, которые пришли в супермаркет за продуктами, а не выпивкой.

В Москве и регионах алкоголь, возможно, уберут с полок обычных продуктовых магазинов. Минздрав уже готов к обсуждению инициативы Евгения Брюна. Среди аргументов «за» называется эффективность создания специализированных алкомаркетов в других странах. Кроме того, если алкоголь уберут из супермаркетов и продуктовых магазинов, это снизит импульсные покупки, считают эксперты. Ведь в отдельных случаях гражданин может случайно обнаружить «чекушку» даже на кассе.

Красиво, но бесполезно?

«Для того чтобы снизить объёмы импульсных покупок, нужно убрать алкоголь в специализированные отделы, – считает Павел Шапкин, глава Центра разработки национальной алкогольной политики. –Это будет во благо и несовершеннолетним. Сейчас, проходя по супермаркету, подростки видят бутылки, у них появляется любопытство, и в итоге алкоголь хочется попробовать. В специализированных магазинах или отделах можно будет легко отслеживать возрастной ценз. Если есть сомнения в возрасте, посетитель должен будет предъявить при входе паспорт. Кроме того, сегодня после 23 часов, когда спиртное приобрести уже нельзя, у продавца в супермаркете всё равно есть физический доступ к алкоголю. Зачастую идёт давление со стороны покупателей. Правильнее было бы вообще оградить сотрудника от возможности продавать алкоголь в неурочное время. Для этого необходим специализированный отдел, который будет закрываться на ночь».

По словам Павла Шапкина, в пользу специализированных магазинов говорит и тот факт, что со следующего года в рознице будет внедряться система ЕГАИС. Это неминуемо потребует наличия особого кассового аппарата. Он будет считывать штрих-код с федеральных специальных марок и передавать эту информацию в Единую государственную автоматизированную информационную систему. По мнению эксперта, включать в эти чеки другую продукцию, в том числе продовольственные товары, незачем. Таким образом, логика внедрения ЕГАИС в розницу требует специализированных отделов или отдельно стоящих алкомаркетов.

Часть экспертов высказываются резко против идеи главного нарколога страны. Как замечает Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, этаинициатива красивая, но бесполезная. «Здесь ставятся три задачи: общее снижение алкоголизации, снижение доступности спиртного для детей и сокращение нелегальной продукции, – говорит эксперт. – Но ни одна задача этим путём не решается. Есть прекрасный опыт Швеции и Финляндии, где установлена государственная розничная торговля. Однако магазинов там очень мало, а вот баров, кафе и ресторанов на душу населения примерно в 10 раз больше, чем в России. У нас население бедное, поэтому в рестораны основная масса не ходит, и весь алкоголь покупается в магазинах. Таким образом, на Западе всё хитро замаскировано. Пьют там столько же, сколько в России. Но всё это преподносится красиво. Половина алкоголя реализуется в барах, кафе и ресторанах (у нас – только 3%)».

По подсчётам главы ЦИФРРА,в России алкоголь в 5–7 раз относительно зарплат дороже, чем на Западе. «Там на пособие по безработице можно купить 200 бутылок крепкого алкоголя. А у нас на зарплату в 10–12 тысяч – 40 бутылок водки. Поэтому не решает это ни одну проблему, кроме пиара господина Брюна», – резюмирует Вадим Дробиз.

Удар по малому бизнесу

Если в супермаркетах доля алкоголя достаточно невелика – порядка 10–15% от всей реализуемой продукции, то для магазинов шаговой доступности небольшого формата эта доля составляет от 30 до 50%. Поэтому если большие магазины могут себе позволить исключить спиртное из ассортимента, то небольшие торговые точки вскоре исчезнут. «Эта инициатива может только сократить количество тех независимых легальных торговых точек, которые ещё остались, – говорит предприниматель Роман Жигульский.– Я предполагаю, что всё больше магазинов будет закрываться. А те, кто настроен на работу, будут ориентироваться на чёрный рынок. Магазинов, которые работают неофициально, без уплаты налогов, продают алкоголь без лицензий и в любое время, сейчас возникает всё больше и больше. Если ещё немного поднажать на малый бизнес, то доля таких магазинов существенно вырастет».

Могут возникнуть сложности и с поиском свободных торговых площадей, считают эксперты. «Специализированные магазины хотят сделать отдельно стоящими, – говорит Роман Жигульский. – Но мы знаем, что Москва плотно застроена, и практически половина, а то и большее число магазинов находятся на первых этажах домов или в пристроенных к жилым домам помещениях. Люди, от которых исходят такие инициативы, должны понимать всю ответственность и то, чем это может закончиться. Сомневаюсь, что идея будет принята и реализована, но сам факт появления таких заявлений ужасно напрягает бизнес-сообщество».

Кстати

По данным Центра разработки национальной алкогольной политики,за январь–март 2015 г. в Москве было выпито 36 млн л водки (99,6% от уровня аналогичного периода прошлого года). Винодельческой продукции москвичи употребили 37 млн л, а коньяка – 4,7 млн л (в обоих случаях – 100,2% от уровня прошлого года). Потребление слабоалкогольных напитков снизилось на 10,2% до 4,9 млн л. Потребление пива, напротив, остаётся практически на прежнем уровне. За январь–март его выпили 243 млн л (99,9% от уровня прошлого года).


argumenti.ru
 

28.05.2015