Среда, 8 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Подробности фальсификации конкурса на должность главы Укрспирта

Текст написан конкурентами в борьбе за это прибыльное предприятие. Поэтому в нем, естественно, ничего не говорится о преступной деятельности некоторых кандидатов. В то же время, информации о преступной деятельности конкурентов и сговоре с ними правительства вполне точна.

ГП «Укрспирт» регулярно фигурировал в коррупционных скандалах. При Януковиче он был «подконтрольным» скандальноизвестному депутату Иванющенко (он же Юра Енакиевский), который, по словам экс-директора предприятия Михаила Лабутина, только от махинаций со списанным спиртом в 2012 году нанёс ущерба госказне на 3,5 млрд гривен (http://antikor.com.ua/articles/22244-direktor_ukrspirta_labutin_obvinil_ljudej_jatsenjuka_v_popytke_rejderstva). В своем заявлении он также сказал, что после Революции Достоинства люди, которые наживались на махинациях, не изменились: «те, кто все организовывал, по странному стечению обстоятельств – это депутаты Яценюка». Тому же Лабутину, который руководил предприятием с мая по декабрь 2014, было предъявлено подозрение в финансовых махинациях на сумму, превышающую 200 млн гривен.

После ухода министра АПК Швайки со своего поста в конце 2014-го, в секторе началась не только серьезная кадровая чистка, но и был подписан Указ о проведении честных и прозрачных конкурсов на должности руководителей госпредприятий (http://minagro.gov.ua/uk/node/15525). В частности – на должность главы ГП «Укрспирт», вокруг которой начались плестись интриги со стороны тех, кто не заинтересован в проведении честной и открытой процедуры. Так, поначалу спешки с проведением не было. Поторопиться же попросил Яценюк, поскольку важная отрасль не может долго оставаться без толкового руководителя.

Право выбора претендентов было делегировано конкурсной комиссии, куда вошли три чиновника из министерства и пять представителей аудиторских, рекрутинговых и консалтинговых компаний с мировым именем: Deloitte, Pedersen & Partners, Школа HRM, Jansen Capital Management. Последние как раз-таки предполагали, что на них будет оказано давление, и что Украина не готова к такому уровню прозрачности, потому участвовать в подобном процессе согласились не сразу. Вообще, это был прецендент – до сих пор в стране не проводились подобные процедуры: настолько прозрачно и с привлечением международных специалистов.

После объявления о проведении конкурсного отбора на официальном веб-сайте Минагрополитики, Правительственном портале, публикации в ряде СМИ и публичном заявлении министром АПК Алексея Павленко во время брифинга в пресс-центре Правительства (www.radiosvoboda.org/content/article/26818589.html), 29 января была проведена тематическая пресс-конференция Ярослава Краснопольського при участии других членов комиссии, где присутствовали журналисты центральных украинских и ряда зарубежных СМИ (https://www.youtube.com/watch?v=eMkUUbILEp0).

Как того и требует процедура, 23 февраля было обнародовано напоминание об окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе на официальном сайте Минагрополитики. Его также разместил ряд СМИ, которые позже широко проанонсировали информацию о финальном заседании конкурсной комиссии и объявлении результатов. Информация о ходе конкурсного отбора и заседания конкурсной комиссии была опубликована до финального заседания. То есть, все необходимые формальности были учтены и сделаны.

Задача была поставлена более чем четко: необходимо было среди множества присланны заявок отобрать от двух до пяти реальных претендентов и подать их на рассмотрение Номинационного комитета (процедура и положение о комитете было прописано Кабмином).

Конкурс стартовал

После обьявления о начале конкурса и первых поступивших заявок, первый замминистра АПК Ярослав Краснопольский заявил, что недоволен качеством конкурсантов, потому что среди претендентов практически не было лиц с необходимым управлеческим опытом и пониманием того, что предстоит делать.

Всю процедуру конкурса записывали на видео: защита каждого из кандидатов и обсуждения каждого из членов комиссии. В результате остановились на кандидатурах Анатолия Далибожика и Нины Гаркавой. Как заявляли после сами члены комиссии, они хотели бы отобрать пять человек, но выбирать попросту было не из кого. Необходимое количество голосов больше никто из претендентов не набрал.

Как стало известно из достоверных источников, такие результаты возмутили прежде всего первых лиц государства (есть мнение, что в этом процессе задействован интерес Бориса Ложкина, который сейчас занимает должность «серого кардинала» – главы Администрации Президента. Или же Андрея Иванчука – народного депутата и ближайшего соратника Премьера Яценюка, ранее тесно связанного с Юрием «Енакиевским» Иванющенко, который был в начале года уличен в коррупционном скандале с серым экспортом спирта в Молдову http://www.pravda.com.ua/rus/news/2015/02/13/7058475/). Ведь в финалисты не попал человек, которого они хотели там видеть. После этого началось откровенное давление: на членов комисии стали выходить различные люди с настоятельными «рекомендациями» добавить к выбраным двум кандидатурам «того, кого нужно».

Но комиссия отказалась пересматривать решение даже после разговора с министром АПК Павленко, который также предложил увеличить количество номинантов.

Уже на следующий день под стенами МинАПК был собран митинг из представителей львовских спиртзаводов, которые, как известно, подконтрольны членам партии «Свобода» и других проплаченных «протестующих», для создания большей массовки. Интересно, что плакаты, транспаранты и другую атрибутику митингующим выдавали в офисе того самого «Укрспирта». Об этом позже рассказывали сотрудники предприятия.

По странному стечению обстоятельств, в этот период СМИ сильно активизировались по теме Укрспирта, митинга под министерством и проводимого конкурса в целом. Информация была негативной, носила явно выраженный заказной характер и была направлена против самого конкурса, процедуры его проведения, членов комиссии, МинАПК, и даже лично против министра Павленко.

Очевидно, что эта грязная кампания была проплачена покровителями кандидатуры человека, который должен был выйти в финал, но не прошел.

Итог этой заказухи: члены комиссии отказались участвовать в дальнейших процедурах, а также воздерживались от любых комментариев по поводу такого своего решения.

Эта ситуация крайне возмутила депутатов, в частности, от фракции объединения «Самопомич». Поскольку это был достаточно сильный имиджевый удар не только по кандидатуре Алексея Павленко, который является представителем этой политсилы, но и по самой фракции. На фоне быстрорастущего рейтинга объединения, подобные заказные PR-войны им точно были не интересны.

По словам Нины Гаркавой – одного из фигурантов этого, уже ставшего громким разбирательства, в должности главы «Укрспирта» попросту хотят поставить его нынешнего и.о. Романа Иванюка, поскольку он «просто марионетка, которая сделает и исполнит все требования своих «хозяев».

Под «хозяевами» очевидно следует трактовать людей близких к нынешней власти. Поскольку Иванюк был руководивший департаментом инвестиционного банкинга компании “Конкорд Капитал” инвестбанкира Игоря Мазепы – нынешнего члена набсовета «Укрэксимбанка», близкого к Президенту Порошенко (http://www.dsnews.ua/economics/komu-dostanetsya-ukrspirt–20012015080500). Их целью (как и целью нынешнего Премьер-министра и его окружения) является приватизация государственного монополиста спиртового рынка для дальнейшего взятия под контроль своими компаниями «Укрспирта» с его пакетом активов (более 70 спиртзаводов), которые оценивают не менее, чем в 300 миллионов долларов (http://www.epravda.com.ua/rus/news/2015/05/21/543355/). Именно потому в своем заявлении летом 2014-го Арсений Яценюк говорил о коррупции на госпредприятии, как о главном аргументе необходимости его приватизации (http://podrobnosti.ua/984184-jatsenjuk-hochet-privatizirovat-ukrspirt.html). Одним из главных аргументов проведения приватизации является убыточность (за прошлый год в несколько сот миллионов гривен) и коррупция на предприятии. Однако, по словам генерального директора компании «Техинсервис» (крупнейшего производителя биоэтанола в Украине) Игоря Щуцкого, «Укрспирт» убыточным быть не может, следуя его структуре ведения бизнеса. Поскольку цена спирта всегда формировалась и формируется монополистом с учетом прибыли и поправки на сезонные колебания цен на сырье и энергоносители. Более детально с расчетами можно озакомиться в недавней публикации (http://gazeta.zn.ua/business/kak-sdelat-ukrspirt-pribylnym-predpriyatiem-_.html) Игоря Щуцкого для «Зеркала недели».

Этот и множество других комментариев участников рынка, а также уход команды взяточников из «Свободы» от руководствующих должностей в минАПК (http://argumentua.com/stati/ukrspirt-kto-v-teme-i-kto-v-dole) и заведении на них и их подельников уголовных дел (http://glavcom.ua/articles/29100.html), привели к тому, что Премьер-министр изменил свою риторику. Ведь проведения честного и прозрачного конкурса – это первый шаг к искоренению коррупции в «Укрспирте», а значит и будущей прозрачности и многомиллионным поступлениям в госбюджет.

Без суда и следствия

После определения двух кадидатур на замещение вакантной должности директора госпредприятия спиртовой и ликеро-водочной промышленности, за несколько дней до окончания срока принятия решения и их представления на рассмотрение Номинационного Комитета, в процесс вмешался Арсений Яценюк. На заседании кабмина, в его публичной части, премьер во всеуслышание, «вывел всех на чистую воду», объявив, что в конкурсе победили люди, у которых на двоих десять уголовных дел: «По результатам конкурса выбрали двух “кристально чистых” людей – у одного 4 криминальных дела, у другого – 6. Я знаю позицию министра. Значит, безотлагательно, аннулировать любые попытки. Чем быстрее мы примем закон о приватизации и освободим государственное имущество от коррупционеров, которые сидят на этом государственном имуществе, тем лучше. Потому предварительные результаты необходимо аннулировать. Разобраться, как эти люди попали в Номинационный комитет, переназначить Номинационный комитет и безотлагательно принять решение по его новому руководству».

После этого Яценюк распорядился создать следственную комиссию, а Министерству аграрной политики и продовольствия поручил приостановить конкурс, который сам же и инициировал.

Возглавила комиссию национальная государственная служба, и в состав ее вошли представители того же кабмина. Члены комисии распрашивали подробно всех участников процесса, смотрели видео проведения конкурса, защиты всех кандидатов, писали запросы в МВД и даже СБУ. В то же время победители конкурса предоставили справки о несудимостях (которые впоследсвии подтвердили и в МВД).

Шок и трепет следственной комиссии

Проведение проверки подходило к концу – из МВД и СБУ пришли ответы на все запросы. И теперь перед глазами проверяющих лежали все необходимые справки, в том числе и те, которые свидетельсвтвовали об отсутствии уголовных дел против финалистов конкурса. Никаких судимостей, о которых Яценюку рассказали «надежные источники», нет и не было в помине.

Но что делать теперь? С одной стороны у проверяющих не было никаких доказательств нарушения процедуры проведения конкурса. С другой – явно были четкие указания со стороны премьера – во что бы то ни стало признать результаты недействительными и сорвать честный и прозрачный конкурс.

В итоге решили «пойти другим путем»: в решении следственной комиссии предъявили невнятные и беспочвенные обвинения министру АПК в том, что конкурс плохой, так как большинство мест в конкурсной комиссии было отдано не чиновникам, а экспертам. К слову, экспертам с признанной на международном уровне репутацией, и которые в свое время участвовали при подборке кандидатур самого правительства.

Также в документе говорилось о том, что таким образом Министр ограничил собственное право – право выбора кандидатуры на должность директора ГП «Укрспирт». Что тоже нелогично, ведь проводя конкурс, министр напротив демонстрировал принцип публичности, о котором так любят говорить в высших эшелонах власти. Особенно европейцам.

В итоге, ознакомившись с заключениями следственной комиссии, члены конкурсной комиссии заявили, что документ не меняет их решения, и что они предложат на рассмотрение Номинационного комитета все те же две кандидатуры: Анатолия Далибожика и Нину Гаркавую.

Нина Гаркавая дала свой комментарий по поводу интриг вокруг конкурса: «Никакого официального решения Кабинета Министров я не видела. Сомневаюсь, что кто-то другой его видел. Он (Премьер-министр – авт.) просто озвучил вслух необходимость создания следственной комиссии, сам конкурс при этом не был отменен, поскольку нет такого документа, который бы его отменял. Я даже не могу подать в суд елементарно для защиты своей чести – у меня нет документов, которые бы стали основанием для такого иска… Будет ли Яценюк теперь себя как-то оправдывать, после того как заварил эту кашу? Думаю, отмолчится. Но имидж страны он сейчас подорвал. Европейцам на встречах он говорит одно, а по факту в Кабмине принимаются решения такие же, как и раньше, при предыдущей власти».

Парадоксально: позади потерянны два месяца, проведено множество бесполезных дополнительных процедур, имидж кандидатов изрядно пострадал, а по факту продвижений никаких. Их и быть-то не могло ведь все обвинения против прошедших в финал людей выдуманные и искусственные. И заятеян весь этот карнавал только из-за того, что в финале не оказалось «нужного человека».

(Мы обратились с просьбой в МинАПК, чтобы получить копию акта проверки, но она находится под грифом ДСП (для служебного пользования – авт.)

Как после этого найти логичные обьяснения для европейцев, почему реформы в нашей стране не проводятся? Более того – их тормозит тот, кто о них больше всех говорит, и по долгу своей службы должен их внедрять и проводить. Второй человек в государстве, который объявил себя большим реформатором, хотя последние годы был одним из болтиков нашей бюрократической машины. И европейцы, на примере «Укрспирта», видят торможение реальных реформ со стороны верхушки власти, и нежелание отхода от старых коррупционных схем. В Правительстве, стенах Верховной Рады и Аппарате Президента совершают ту же ошибку, что и их предшественники. Популярное сейчас выражение «Не за то Майдан стоял» в данном случае будет очень уместным. Верхушке и депутатам также не стоит забывать, что украинцы достаточно быстро организовываются и выходят десятками и сотнями тысяч на главные площади своих городов. Они так делали в 2004, 2013 и могут сделать и в ближайшее время, если на высшем уровне будет продолжаться такой беспредел.


hrabro.com
 

27.05.2015