Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Михаил Горбачев: Не надо было вводить трезвость, как топором по голове

Корреспондент «КП» навестил экс-президента СССР в канун 30-летия кампании по борьбе с пьянством

- Только не говори, что пришел беседовать об антиалкогольной кампании без бутылки, - проницательно улыбнулся первый и последний президент Советского Союза Михаил Горбачев.

- Обижаете, - качаю головой и вручаю фирменную бутылку водки от «Комсомолки».

- Мне врачи запрещают... - вздохнул генсек, изучая этикетку. - Да и потом, вы видите перед собой человека, который никогда не имел желания выпить.

Михаил Сергеевич посмотрел на меня значительно.

- Это хорошо или плохо? - сорвалось у меня.

- Во-о-от! - рассмеялся бывший генсек Горбачев и хлопнул меня по плечу. - Именно так, именно так…

КАК ГЕНСЕК ВИНО ВОЗНЕНАВИДЕЛ

- Михаил Сергеевич, кто на самом деле придумал антиалкогольную кампанию?
- (Улыбается.) Вы, я вижу, до сих пор в шоковом удивлении, да? Неужели Горбачев, думаете, такой дурак, чтобы с этого начинать реформы. А он взял да начал. Так?

- Ну я не знаю… - Теряюсь.
- Тут надо понять одно (бывший генсек задумывается и долго молчит). Поймите, в годы, предшествующие началу этой кампании, в народе был настоящий загул. Люди еще Брежневу писали горькие письма: «Кругом пьянство - дети не знают вечно пьяных, пропадающих где-то родителей, а родители не помнят детей». Сплошь разводы.
Степень разгула чувствовалась повсюду. Раиса Максимовна - преподаватель философии в сельхозинституте, рассказывала мне, как после работы коллеги договаривались: чья сегодня очередь бежать за вином. Ее чаще просили, чтобы зашла в магазин и колбасы купила, закуски.

- И так каждый вечер?!
- Не каждый, но часто очень. Она мне говорила: слушай, что-то ненормальное происходит! Что-то надо делать. Народ гибнет!

- У вас в роду не было пьющих?
- Оба деда трезвенники. Выпить могли, но не занимались этим регулярно. И за отцом-фронтовиком не водилось этой страсти. Хотя фронтовики, привыкшие к наркомовским ста граммам, как-то устроили мне проверку (улыбается). Когда я первый год работал на комбайне помощником, они решили обмыть окончание уборки урожая. Налили в алюминиевые кружки. А главное, что налили! Спирт! Пей, говорят.

- Неразбавленный?
- Ужас! Я хватил и ошалел. Они хохочут. В том числе и отец. Отцу, прошедшему всю войну (два ордена Красной Звезды и медаль «За отвагу») тогда не было и сорока. После этого меня не тянуло уже никогда выпить.

«НАШ РУССКИЙ НАРОД НЕ МОЖЕТ БЕЗ ВОДКИ»

- Получается, вы были инициатором кампании?
- Нет.

- А кто?
- К тому времени ЦК уже шесть лет занимался планированием антиалкогольных мер. Началось еще при Брежневе… Честно говоря, Леонида Ильича принудили согласиться с этой идеей.

- Брежнев был против?
- Против. И поэтому с кампанией тянули. Пришлось уговаривать Леонида Ильича.
Помню, Громыко (министр иностранных дел СССР) рассказывал: «Едем из охотничьего хозяйства «Завидово», я говорю: слушай, Леонид (они были на ты), что-то надо делать. Ужас же! Вся страна пьет. Брежнев молчит. Едем (за рулем сам Леонид Ильич - он любил машины). И вдруг генеральный говорит: «Знаешь что, Андрей, наш русский народ не может без водки».
Но постепенно и его подготовили.

- То есть к вашему приходу к власти программа была готова.
- Конечно. И Андропов ей занимался, и Черненко. Когда все было готово, сделали анализ, написали письмо в 200 самых крупных трудовых коллективов. И получили потрясающий отклик. Антиалкогольные меры поддержали даже пьяницы. Они же не знали, что будет дальше. Хотя были и другие отклики: «Там, наверху, свою долю выпили, а с народом - черт с ним?!»
Были и просьбы ввести сухой закон. Мы это, помню, бурно обсуждали на Политбюро.

- И в СССР могли запретить алкоголь вообще?
- Были такие мнения. Но победило понимание, что с обществом входить в конфликт нельзя.

- Но в итоге вошли. Гигантские очереди у винных магазинов, вырубленные виноградники. Потери бюджета только в 1986 году - 12 миллиардов рублей. О вас, Михаил Сергеевич, и антиалкогольной кампании слагали анекдоты.
- Знаю. Да, не надо было торговлю закрывать и провоцировать самогоноварение. Надо было все делать постепенно. Не топором по голове.

- Это была ваша ошибка?
- Безусловно. Хотя… Лигачев был главным идеологом проведения кампании. Он так и не сумел осознать ошибки.

- А Лигачев был единственным куратором программы?
- Нет, вести дело было поручено еще Соломенцеву.

- Они ее и провалили?
- (Уклончиво.) Да, были очевидные провалы - бюджетные дыры, очереди. Но был и положительный момент - снижение смертности, детей стало больше рождаться. Во время антиалкогольной кампании умерло на 1,6 миллиона человек меньше, чем в предыдущие годы. Резко сократилось число несчастных случаев на производстве, на дорогах.

- Когда вы заметили, что что-то идет не так?
- Почти сразу. Я, когда ездил по стране, заметил: меня везде женщины поддерживали, а вот мужики наоборот. Ясна была картина.

- И это заставило вас свернуть кампанию?
- Да, вот все это и заставило. Недовольство. Николай Иванович (Рыжков - председатель Совета министров СССР, отвечавший за бюджет) слезы лил - какие деньги теряем.

ТАКАЯ БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ - ОШИБКА

- Кстати, Михаил Сергеевич, вы санкционировали вырубку виноградников, о которых так много говорили в народе?
- (Хмурится.) Я таких указаний, естественно, не давал. Наоборот, речь шла только о том, что пищевого винограда не хватало. Все уходило на вино.

- Как повлияла эта кампания на сами реформы? Может, не будь ее, перестройка пошла бы успешно?
- Такие выводы никто не делал. Но считаю, что антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы. И бороться надо непрерывно, постоянно. Думаю, и сейчас надо бороться с алкоголизмом. Если мы забросим это, будет еще хуже.
Кстати, знаете, сколько было изъято самогонных аппаратов во время антиалкогольной кампании? Около 300 тысяч. А сейчас?

- Сейчас они продаются на каждом углу.
- (Грустно.) Вот именно…

СПРАВКА «КП»

Из истории сухого закона

7 мая 1985 года было принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», 17 мая оно было опубликовано в газете «Правда» и остальных центральных изданиях.
Большинство заведений, торговавших спиртным, были закрыты. В остальных продавать алкоголь можно было только с 14.00 до 19.00. За распитие спиртного на работе и в общественных местах грозили штрафы и исключение из партии. Комсомольские свадьбы стали безалкогольными. Повсеместно начали вырубать виноградники. С 1985 по 1990 год только в России их площади сократились с 200 до 168 тыс. га, в том числе были уничтожены некоторые уникальные коллекционные сорта винограда.
Официально антиалкогольная кампания закончилась 24 июля 1990 года - именно тогда Совет министров СССР отменил все ограничения на продажу алкоголя.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Итоги антиалкогольной кампании 1985 - 1987 годов

- В 2,5 раза снизились среднедушевые продажи спиртного.
- На 500 тысяч младенцев выросла рождаемость (ослабленных детей появилось на свет на 8% меньше).
- На 2,6 года увеличилась ожидаемая продолжительность жизни мужчин и достигла максимального значения за всю историю России.
- Сокращение смертности составило 919,9 тысячи у мужчин и 463,6 тысячи у женщин.
- На 16 млрд. рублей сократился ежегодный розничный товарооборот в СССР.
- Убытки для казны составили более 20 миллиардов рублей.
 
Комсомольская правда
15.05.2015