Суббота, 20 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей



Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ




 
Правозащитник обнаружил провокацию. Генпрокурору сообщили о контрольных закупках

Ульяновский правозащитник Игорь Корнилов направил в Генпрокуратуру сообщение о грубейшем нарушении законодательства и прав ребенка при контрольных закупках алкоголя с привлечением несовершеннолетних, проводимых реготделением «Молодой гвардии „Единой России“». На прошлой неделе из-за этого было приостановлено действие лицензий на право торговли алкоголем у нескольких ульяновский ритейлеров. Правозащитник заявляет, что и сам метод провокационных закупок противоречит законодательству. В полиции считают, что действовали правильно, отреагировав на заявление молодогвардейцев.

В понедельник руководитель межрегионального правозащитного объединения «Правовой фонд» (Ульяновск) Игорь Корнилов направил генпрокурору России Юрию Чайке обращение, в котором просит «дать правовую оценку скандальной ситуации в Ульяновске с запретом на продажу алкоголя» ряду торговых сетей Ульяновска.

Напомним, действие лицензий на продажу алкоголя у торговых сетей «Магнит» и «Гулливер» было приостановлено на месяц 23 апреля решением регионального минсельхоза на основании поступивших из УМВД протоколов об административных нарушениях по фактам продажи алкоголя несовершеннолетним лицам. Позднее лицензии были по тем же причинам приостановлены у сетей «Лента», «Пятерочка +», «Перекресток». Протоколы были составлены по заявлениям реготделения «Молодой гвардии „Единой России“» (МГЕР), активисты которого в рамках общероссийской акции «Агент» проводили с помощью несовершеннолетнего молодого человека закупку алкоголя и в указанных магазинах не получили отказа. Оспаривать решения торговые сети не стали, хотя, как пояснил „Ъ“ руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов, «никто компании не представил фактов незаконной продажи алкоголя». Сеть «Магнит» нарушения устранила, и действие ее лицензии в пятницу уже было возобновлено, в понедельник возобновлено действие лицензии и для сети «Гулливер», во вторник — для «Перекрестка». По словам регионального вице-премьера Александра Чепухина, то же самое будет сделано и для остальных сетей, «если они доложат о принятых мерах», однако «при повторном нарушении лицензия будет просто отобрана». Между тем действиями полиции и минсельхоза заинтересовалась антимонопольная служба, начавшая свою проверку с целью выяснения, почему проверке подверглись не все торговые сети, торгующие алкоголем, а только избранные.

Однако господин Корнилов обратил внимание генпрокурора не столько на это обстоятельство, сколько на факт вовлечения в контрольную закупку ребенка. Он указал, что «вовлечение несовершеннолетних в различные „рейды“ само по себе вызывает негативную реакцию, так как представляет реальную опасность для несовершеннолетних, и выходит за рамки закона „Об основных гарантиях прав ребенка“». Правозащитник утверждает, что «вовлечение несовершеннолетних в проведение оперативно-розыскных мероприятий прямо запрещено законом». Он также указал, что контрольная закупка является провокационной, а «провокация преступлений сама по себе предосудительна и не влечет за собой „преступный умысел“ виновного поддавшегося на уговоры», к тому же, «в судебно-следственной практике все виды провокаций относятся к превышению должностных полномочий». «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение подобных преступлений также наказуемо и при определенных признаках может быть отнесено к тяжким преступлениям», — подчеркивает господин Корнилов.

Правозащитник просит генпрокурора «при наличии достаточных оснований передать собранные в ходе проверки документы в СКР для возбуждения уголовного дела в отношении виновных лиц», а также «привлечь сотрудников полиции к надлежащей ответственности, вплоть до уголовной». Как он пояснил „Ъ“, «самое ужасное в том, что эти молодогвардейцы, не неся никакой ответственности, сознательно толкают ребенка на риск, поскольку завтра этого ребенка кто-то может поймать на улице, чтобы отомстить». По его мнению, без решения суда и региональный минсельхоз не имел права приостанавливать лицензию, «и суды в других регионах в подобных ситуациях нередко отказываются признавать наличие административного нарушения». Господин Корнилов также направил обращение и на имя президента РФ Владимира Путина, указав, что подобные акции проводятся МГЕР во всероссийском масштабе, и аппарат уполномоченного по правам ребенка должен на это отреагировать.

Лидер реготделения МГЕР Сергей Гулькин пояснил „Ъ“, что «здесь юридически все было сделано как положено, и с родителей ребенка была даже взята расписка о том, что они не против его участия в акции». Однако Игорь Корнилов настаивает, что «несовершеннолетние граждане не могут привлекаться к подобным акциям даже с согласия родителей».

В УМВД „Ъ“ заявили, что «иначе почти невозможно выявить подобные нарушения», представители ведомства считают, что «это было проявлением гражданской позиции молодежи», и полиция «обязана была принять заявления молодогвардейцев и отреагировать на них».

Региональный уполномоченный по правам ребенка Людмила Хижняк пояснила „Ъ“, что сможет дать правовую оценку событиям «только после ознакомления с обстоятельствами дела». Комментарии специалистов аппарата уполномоченного при президенте РФ получить не удалось, несмотря на заблаговременный запрос „Ъ“.

Почетный адвокат РФ Людмила Мороз заметила, что «заявление о преступлении должностных лиц — это несколько перебор», в то же время юрист подтвердила, что нередко суды подобные провокационные действия признают незаконными. «Насчет этого позиция Европейского суда более конкретная: нельзя провокациями выявлять незаконные действия. Но я думаю, и у нас, если дело дойдет до нормального суда, могут прекратить производство по делу в связи с тем, что все это было организовано ненадлежащим образом, с нарушением закона», — пояснила адвокат.


Коммерсантъ (Самара)
 

29.04.2015