Вторник, 23 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги



«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей




 
Наталья Корниенко: «Бороться с контрафактом и контрабандой алкоголя с помощью журнала учета розницы — все равно что палить из пушки по воробьям»

Какие цели преследует введение журнала учета розницы и что действительно нужно для их достижения, размышляет Наталья Корниенко, заведующая лабораторией развития налоговой системы Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара.

— Ключевой вопрос для этой инициативы — какой она даст эффект? — к сожалению, не имеет рационального ответа. Журнал учета розницы частично дублирует уже ведущийся продавцами алкогольной продукции учет и накладывает на них очень серьезное бремя в силу финансовых, временных затрат, которых он потребует. Трудоемкость и объем информации, необходимые для заполнения журнала, больше напоминают статистическую отчетность в очень детальном разрезе. Большие сомнения вызывает и качество заполнения журнала, напрямую зависящее от квалификации торгового персонала. А ни для кого не секрет, что зачастую продавцы, особенно в небольших торговых точках, не имеют не только высшего, но даже среднеспециального образования.

— Но это все производные от главного вопроса — зачем нужен этот журнал? Предположение, что ведение журнала позволит усилить контроль над контрабандой и контрафактом алкогольной продукции, которая, по оценкам отраслевых экспертов, составляет 60-70% от общего объема, не выдерживает никакой критики. Учет алкоголя в точке реализации никак не влияет на его качество, и очевидно, что продавец, который осуществляет отпуск товара, не сможет параллельно зайти на сайт РАР и проверить марку на каждой бутылке, это технически невозможно реализовать.

— Само по себе введение Росакогольрегулированием этой меры подменяет понятия и механизмы, действительно необходимые алкогольному рынку. В нынешнем правовом поле предусмотренные УК меры ответственности за реализацию немаркированной продукции недостаточно эффективно закрывают проблему, связанную с контрабандой и контрафактом на рынке. И это особенно актуально в свете того, что страны Таможенного союза ЕАЭС в своем законодательстве имеют уголовные составы по контрабанде и контрафакту и могут вести их результативное преследование. Это делает наш рынок, самый большой в ЕАЭС, самым уязвимым со всеми вытекающими отсюда последствиями — и для здоровья населения, и для бюджета государства. По сути, обязывая точки реализации алкоголя вести такой подробный учет, регулятор перекладывает соблюдение уголовного законодательства в этой части с МВД на торговое предпринимательство. Но если МВД не в состоянии эффективно проводить контроль рынка на предмет выявления контрабандной и контрафактной продукции, то пытаться сделать это с помощью ведения журнала учета — все равно что палить из пушки по воробьям.

— Оценивать последствия введения этой нормы с точки зрения наполнения бюджета бесперспективно. Кривая Лаффера, отображающая зависимость налоговых поступлений от финансовой и бюрократической нагрузки, применительно к алкогольному рынку давно ушла в пике — теневой рынок, по оценкам счетной палаты, составляет 41% , а по отраслевой статистике, повторюсь, — 60-70%, то есть максимум возможной налоговой нагрузки, как и точка невозврата, давно пройден.
 
Profibeer.ru
28.04.2015