Суббота, 27 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Производители «гаражных» (фермерских) вин выйдут из подполья на большой рынок

Новый закон защитит права виноделов, которые делают вино из выращенного своими руками винограда, а не привозят за тридевять земель. Полки в винных магазинах преобразятся полностью: исчезнет дешевое пойло, зато появятся десятки и сотни новых брендов на любой вкус.

Когда вино становится ядом


К концу нынешнего года виноделы Юга России планируют перейти на новые правила производства и реализации алкоголя. Напомним, что в декабре 2014 года Госдума приняла поправки к федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Его предложил депутат от Москвы Виктор Звагельский.

Суть нового закона в следующем. Теперь вся винодельческая продукция в России будет разделена на три категории. Первая – это вина (в том числе игристые, или шампанское) с защищенным наименованием места происхождения, вторая – вина с защищенным географическим указанием и третья – столовые, игристые, ликерные вина и коньяки, произведенные из неклассифицированных виноматериалов.

Чтобы получить лицензию на производство вин, попадающих в две первые категории, нужно предоставить в Росалкогольрегулирование подтверждение того, что у винодельни есть приспособленные склады. Смысл этого требования понятен: чтобы лицензию на «географическое» вино не получили переработчики, которые на самом деле завозят виноматериалы неизвестно откуда. Более того, если сусло несвежее, то оно консервируется, а затем сбраживается разными химикалиями – например, серой. Превращаясь, по сути, в яд!

Федеральная специальная марка на производство вин, попадающих в две первые категории, также выдается по жестким условиям. Для этого виноделы обязаны представлять в Росалкогольрегулирование помимо основных документов также декларацию об объемах выращенного в пределах конкретного региона винограда (она подтверждается профильной саморегулируемой организацией виноделов). Только после этого винодельня и может получить специальную марку.

Виноградникам нужна защита

Законопроект, по задумке его автора Виктора Звагельского, должен укрепить права виноградарей – то есть тех, кто выращивает виноград внутри России, а не завозит из-за рубежа. Приводит депутат такие расчеты: сегодня в России выращиванием винограда занимается около 280 специализированных фермерских хозяйств, из которых 61 имеет мощности по первичной переработке винограда. В то же время в аналогичной по площади Австрии с куда более суровым климатом таких винодельческих хозяйств около 20 тысяч.

Упирал Звагельский, защищая свой законопроект на заседании Госдумы, посвященном развитию Крыма, где площадь виноградных насаждений составляет порядка 32 тысяч гектаров, а собственные доходы республиканского бюджета от виноградарства – почти четверть.

В целом же площадь виноградников в России составила, по данным Росстата, к началу нынешнего года 86,5 тысяч гектаров: даже с учетом Крыма это не дотягивает до показателей РСФСР, где в 1990 году было почт 150 тысяч гектаров посадок винограда. Впрочем, и значительно увеличилась продуктивность: в прошлом году в стране было собрано, по данным Росстата, почти 529 тысяч тонн винограда при средней урожайности 61 ц/га (в 1990 году был 41 ц/га).

«Закон защищает мелких производителей отечественного вина, которые производят вино из собственного винограда, создаёт условия для развития виноградарства и виноделия для крестьянско-фермерских хозяйств», – поддерживает коллегу депутат от Пензенской области Игорь Руденский.

А нацелен закон прежде всего на терруарные винодельни, имеющие от 1 до 10 гектаров виноградников – там, где производится вино, ныне получившее модное название «гаражное». Делают его с любовью и теплотой. Но, увы, качественный, натуральный продукт проигрывает дешевому пойлу, которое разливают из завозных и консервированных серой виноматериалов.

Сам Виктор Звагельский констатирует, что наиболее благотворно его законопроект повлияет именно на регионы Южного и Северо-Кавказского округов. И приводит такие цифры: на каждый гектар виноградников необходимо примерно одно новое рабочее место, а в бюджеты он может дать до 12 млн. рублей налогов. Понятно, что для дотационных республик, где велика безработица, – это экономическая панацея.

Терруар против дешевизны

Национальный союз виноградарей и виноделов уже утвердил семь защищенных географических указаний для будущих вин: это «Кубань» (Краснодарский край), «Долина Дона» (Ростовская область), «Ставрополь» (Ставропольский край), «Дагестан» (Республика Дагестан), «Долина Терека» (Республика Кабардино-Балкария), «Нижняя Волга» (Астраханская и Волгоградская области) и «Крым» (Республика Крым).

Производить вина с географическим указанием, правда, начнут не ранее конца нынешнего года: предстоит подготовить новые декларации, а также сформировать реестра виноградников. Руководитель управления по виноградарству и виноделию Краснодарского края Олег Толмачев считает, что этой работой должен заниматься не федеральный орган (Росалкогольрегулирование имеет управления в каждом федеральном округе), а региональные власти. Правда, это потребует новых изменений федерального закона.

Зато игра стоит счет. Понимают это и в Госдуме, которая согласилась ввести серьезные административные поблажки для производителей вин с защищенными географическим указанием либо местом происхождения: их оборудование не нужно оснащать счетчиками алкоголя, подключенными к Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Просто будут выдавать спецмарки – напомним, на основе заключения саморегулируемой организации.

Кстати, так принято во всех винодельческих странах, где не государство, а именно виноделы коллегиально контролируют качество вин категории AOC. «Во Франции не существует такого административного органа, как Росалкогольрегулирование, а качество вина контролируется Национальным институтом наименований по происхождению (INAO). Но организация не смеет вмешиваться в производство, она может лишь дать рекомендацию, что-то посоветовать, не более», – рассказывает председатель совета директоров винзавода «Прасковейский» Борис Пахунов.

«Прасковейский» недавно купил винодельни в Болгарии и Франции, где сейчас и производят вино, а затем завозится оно в Россию. Пока так выгоднее. Хотя, возможно, новый закон и позволит окончательно вытеснить с рынка низкосортные вина непонятного происхождения, которые демпингуют цены даже на терруарные, высококачественные вина.


yug.svpressa.ru
 

22.04.2015