Суббота, 27 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Кизлярский коньячный завод в I квартале увеличил производство в 1,6 раза



Кизлярский коньячный завод внесли в план приватизации на 2024-2026 гг.



«Лента» начала тестировать формат компактных винно-продуктовых магазинов «Вингараж»



Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе




 
Основатель и председатель совета директоров агропромышленной группы "Черкизово" Игорь Бабаев: РФ может получать от разработки "зернового шельфа" больше, чем от нефтяного

Основатель и председатель совета директоров агропромышленной группы "Черкизово" рассказал ТАСС о том, почему компания намерена развиваться как экспортер зерна, а не мяса, и зачем России необходимо в два – три раза поднять урожай зерна в стране.

- Контрсанкции показали, что мясная отрасль в России хоть и не покрывает пока полностью потребности страны, но сформировалась и стала точкой роста для всей аграрной сферы. Где видите следующую точку роста для сельского хозяйства страны и для компании - рыба, овощи, переработка, экспорт, молоко?

Сейчас многие говорят, что нужно заниматься экспортом мяса. Действительно, в связи с тем, что произошло с рублем, мы получили в стране одну из самых дешевых в мире птицу. Но нужно понимать, что наши внутренние потребности еще не полностью закрыты, да и на зарубежных рынках нас не ждут.

Возникает вопрос, а что же можно делать в области экспорта? Ответ очень простой: поставлять зерно. Этот товар признан в мире, востребован на веки вечные и Россией уже протоптана дорожка на внешние рынки. Государство очень многое сделало для того, чтобы в России был достигнут высокий уровень продовольственной безопасности.

Что бы кто ни говорил, а сейчас Россия свои потребности по основным видам продовольствия закрывает и чувствует себя намного увереннее, чем в 90-х. Тогда нам Запад мог перекрыть поставку мяса — и в стране был бы голод. Сейчас это невозможно. Россия обеспечивает себя по птице, по свинине, начался подъем молочного скотоводства, возрождаются молочные мини-фермы. А вот растениеводство пока недооценено.

Если поверхностно посмотреть, то картина благостная: мы производим в полном объеме зерно, которое необходимо для страны, и имеем определенные излишки, которые пускаем на экспорт.

Да, мы оправились от того падения, которое было в 90-е годы и вышли примерно на показатели сбора урожая, которые были в советское время: 85-100 млн тонн зерна. Однако в 1913 году Россия была номером один по экспорту зерна в мире, экспортировала свыше 10 млн тонн.

Прошло сто лет, и мы сегодня экспортируем когда 20, когда 25 млн тонн и считаем это героизмом. Сегодня Госпрограммой развития АПК на 2013 - 2020 годы поставлена цель к 2020 году выйти на 115 млн тонн зерна в год. Это не амбициозно, это не раскрывает потенциал. Сам Бог велел начать производство высококачественного зерна. И получить на этих землях не 100, а 300 млн тонн.

Россия владеет на сегодняшней день как минимум 120 млн га пашни, еще 50 млн га — это земля под парами и пастбища. Сегодня Китай имеет те же 120 млн га и получает с них 350 млн тонн зерна. Америка имеет 170 млн га, получает 500 млн тонн. В России прогноз урожая на этот год — в пределах 100 млн тонн.

- Как вы вообще оцениваете "зерновую" политику России, с учетом того, что это важный экспортный ресурс?

Россия сделала большой скачок по добыче газа, и нефти по сравнению с советским временем. Но какова стоимость увеличения производственных мощностей в "нефтянке"? Тем более сейчас, когда этот рынок перегрет и предложение опережает спрос. Возникает логичный вопрос: может, есть смысл диверсифицировать экономику?

У нас есть гигантский "зерновой шельф", он на поверхности, ждет разработки и можно с него качать огромные деньги. Мы привыкли, что бюджет формируется у нас за счет нефти и газа. А ведь может возникнуть еще одна составляющая и появится статья, которая тоже будет формировать бюджет: экспорт зерна.

Если мы сегодня экспортируем 20-25 млн тонн, это дает 4-6 млрд долларов выручки. А если бы эта экспортная составляющая сегодня была 150-200 млн тонн? Это уже серьезная цифра! Мы с опаской думаем, что будет с бюджетом, если упадет мировой спрос на нефть и газ. А зерно будет востребовано всегда!

Я помню, когда мы пришли в Липецкую область к губернатору Олегу Королеву, то бюджет региона в основном формировался за счет налоговых отчислений НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат - прим. ред.).

Сейчас существенная доля отчислений идет от предприятий аграрного сектора, где основную долю занимает Группа "Черкизово". Или Белгородская область, где бюджет во многом формировался за счет налоговых отчислений местного ГОКа. А сейчас, благодаря политике губернатора Евгения Савченко в секторе АПК, регион стал одним из аграрных лидеров России. Это пример, когда бюджет региона "слез с сырьевой иглы" и развил аграрный сектор. Если это сработало в ряде регионов, значит, это сработает и в масштабе страны.

Россия может поднять отрасль растениеводства, но для начала необходимо определить приоритетные регионы. Если будет поставлена задача реализации национального проекта по развитию экспортно-ориентированного растениеводства, уверен, Россия в течение 10 лет слезет с "нефтяной иглы".

- Но в России недостаточно инфраструктуры для увеличения экспорта зерна. Не станет это камнем преткновения для планов освоения "зернового шельфа"?

Если мы ставим цель, а ее нужно поставить, чтобы Россия поставляла на мировой рынок 150-200 млн тонн и стала сильным экспортером, нужно обязательно развивать элеваторную группу. Уже есть в стране примеры современных и экономичных элеваторов, но построены они на частные деньги. Я в свое время просил субсидии на постройку элеваторов – отказали. Птицеводство – субсидируется, свиноводство – субсидируется, а элеваторная группа нет. Мы все свои элеваторы, а это почти миллион тонн единовременного хранения, строили за свои деньги, или точнее, за рыночные, за дорогие.

В России по большей части элеваторы – это железобетонные гробы старой постройки, они физически и морально устарели, в них плохие условия для хранения зерна, которое просто может в них сгнить, но и этих мощностей недостаточно.

Было бы правильно, если бы сегодня государство строило в партнерстве с частным бизнесом мощные элеваторные емкости и при этом, в зависимости от урожайности, скупало это зерно в интервенционный фонд, а потом бы на государственной основе выпускало на экспорт. Скупите у частника и держите, а в нужный момент выводите!

Элеваторная мощность — это сегодня тоже продовольственная безопасность страны. Если развивать экспортно-ориентированное растениеводство, то крайне необходимо обеспечить условия для правильного хранения зерна, а значит обязательно нужно строить новые элеваторы. И, чтобы полностью закрыть экспортную цепочку, необходимы современные зернохранилища на морских терминалах.

- Дефицитом инфраструктуры проблемы зерновой отрасли не исчерпываются?

К сожалению, нет. Развитие экспортно-ориентированного растениеводства немыслимо без инвестиций в генетику, в качественные семена. Здесь у нас пока полная зависимость от импорта. Захотят – обрубят нам доступ к генетике и селекции. При этом в результате девальвации рубля семенные ресурсы подорожали.

Насколько я знаю, уже есть решение правительства РФ о создании селекционных семеноводческих центров, но пока только на бумаге, в то время как это надо реализовывать масштабно и быстро.

У нас часто списывают низкую урожайность на засуху. Если мы даем семенной фонд, по-русски говоря, поганый, и не ввели необходимое количество действующего вещества (удобрений), то любой вариант капризов погоды мы назовем засухой. А на нее можно списать убытки и ошибки.

Стоит напомнить, что Россия 90% производимых удобрений продает на экспорт, потому что в стране они по цене недоступны и не востребованы. В результате действующего вещества вводится в землю в разы меньше, чем за рубежом, а этот факт среди прочих является причиной низкой урожайности. Из-за недополученного урожая Россия ежегодно теряет гораздо большие суммы, чем доходы от экспорта удобрений.

- Как вы оцениваете экспортные перспективы российского зерна на 2015/16 экспортный год?

Аграрии просто нищенствуют и вполне вероятно, что урожай зерна в 2015 году будет провальным, потому что сегодня у всех просто катастрофа с оборотными ресурсами. Сегодня страна стоит перед сумасшедшей проблемой — все сидят без оборотных средств. А в стране идет посевная. Селянину остро необходимы средства на горючее, на удобрения. А мы, и это поразительно, входя в ВТО, приняли на себя обязательства не давать субсидий на ГСМ и удобрения. Решили, что Россия будет выплачивать субсидию погектарно.

Вот реальная цифра – группа "Черкизово" в довольно благополучном регионе ЦФО в 2015 году получит погектарную поддержку из расчета 75 рублей на гектар. Китай более 1000 долларов субсидирует на гектар, Европа - 500-800 евро, Америка — около 150 долларов. Сравните это — и наши 75 рублей, чуть больше доллара! При том, что в прошлом году затраты на гектар у нас были 12 тысяч рублей, в этом — уже более 18 тысяч. Когда вижу эти 75 рублей, хочется их обратно отправить со словами: "Спасибо, не надо".

- Поменялась ли ваша политика заимствований из-за роста ставок?

На сегодняшний день "Черкизово" вошло в список системообразующих предприятий в России, и мы можем использовать этот статус в случае поглощения того или иного предприятия, в этих условиях нам могут понадобиться и кредитные ресурсы и гарантии государства. Но я бы хотел заострить внимание на оборотных ресурсах, в которых нуждается практически каждый аграрий сегодня, т.к. этого остро не хватает. Именно эти кредитные ресурсы сегодня недоступны.

К примеру, в США селяне получают оборотные ресурсы не на год, как у нас, а на три, причем стоимость денег совсем другая. Если вдруг год неблагоприятный, есть возможность за следующие два года все возместить.

Понятно, почему постоянно поднимается вопрос с субсидированием и есть какое-то недоверие к аграриям. Был переходный период, когда сколько денег ни давали – все уходило в песок. Но сейчас аграрий уже другой, пришло осмысление, и на сегодняшний день, если государство хочет нам дать субсидированный кредит – зачем нужен банк? Деньги аграриям надо давать напрямую из бюджета, минуя банки. Селянин должен получать специальную безвозмездную помощь на 1 га обрабатываемых земель в достойном размере. Сейчас не хватает денег на семенной фонд, ГСМ, удобрения и так далее, а меж тем, дизельное топливо выросло в цене вдвое с 2009 года, а удобрения только за последний год подорожали на 50%.

- Вообще институт господдержки АПК часто упрекают в том, что крупные агрохолдинги оттягивают на себя основные бюджетные средства на развитие, а средним и малым хозяйствам ничего не остается. Считаете ли вы эту политику оправданной?

В условиях санкций, в которых оказалась Россия, когда привлечь деньги практически невозможно, страна опирается на собственные ресурсы. И в этой ситуации нужна абсолютно четкая программа целевой поддержки направлений, способствующих развитию аграрного сектора. К примеру, было принято решение выделить почти полмиллиарда долларов государственных денег на развитие мясного скотоводства. Нужно ли это? Да, но не сейчас.

В условиях кризиса эти деньги куда лучше было бы вложить в молочное скотоводство, где одновременно решается проблема и молока, и мяса. И потом, давайте подумаем на перспективу. Сможем ли мы тягаться по мясному скотоводству с Аргентиной или Бразилией? Не факт. А по растениеводству мы можем быть в числе мировых лидеров. Должен быть четкий приоритет – растениеводство. Значит, сюда и нужно направить средства. Что является житницей России сегодня и где самые плодородные земли? Это ЦФО и Юг России, надо на них сконцентрироваться и дать ощутимые льготы.
 
ТАСС
15.04.2015