История самогонки в Беларуси: в ВКЛ за долгую пьянку пороли бизуном, а в СССР плакаты против алкоголя сочинял Бородулин
В Минске открылась выставка, посвященная традиционной самодельной белорусской «гарэлцы»
«САМОГОН» - НЕ НАШЕ СЛОВО
Летучая, горючая, прозрачная - так романтично описывают продукт самогоноварения в Беларуси организаторы выставки. В самый несерьезный день в году, 1 апреля, в Музее истории белорусского кино открыли выставку того, как в разные периоды истории нашей страны самогон варили, пили и боролись с ним. Мы, конечно, мимо такой экспозиции пройти не могли.
- Вообще-то, слово «самогон» не употреблялось нашими предками. Наше слово - «гарэлка», - просветил нас куратор выставки Егор Сурский. - Под самогоном понимали продукт, который готовили для себя в обход правил, установленных государством по его изготовлению. Сам термин возник позже.
Основная часть экспонатов - самогонные аппараты и плакаты, агитирующие на борьбу с пьянством. Экспонаты имеют богатую историю. Некоторые привезли из музейного комплекса в Дудутках. Например, самодельный самогонный аппарат, который сделан из двух чугунных горшков, поставленных друг на друга с донцами, смотрящими в разные стороны. По описанию такими пользовались еще в ХVIII веке.
Еще раньше, когда не было чугунных горшков, самогон варили в глиняных. По словам историков, это, вероятно, самый древний аналог устройства.
Впрочем, фантазии белорусскому народу было не занимать в разные времена. Например, бражник для самогоноварения делали из стиральной машины, обычную бытовую скороварку приспосабливали под аппарат…
…или встраивали электрический привод в алюминиевый бидон для молока.
- Самогоноварение появилось на наших землях еще в ХV веке, пришло к нам из Европы, - объясняет Егор Сурский. - Считается, что спирт впервые научились получать на Ближнем Востоке в IХ - X веках. В тех климатических условиях воду было пить небезопасно, поэтому любой продукт брожения на основе винограда или других культур был более надежным средством для утоления жажды. Спирт же изначально использовался в качестве лекарства. В наших широтах в основу его производства ложились пшеница или рожь, а с ХIХ века - картофель.
Производство алкоголя с давних пор контролировало государство. В Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, например, накладывался налог на винокурни и других производителей медовухи или пива.
Крестьянам разрешалось гнать «гарэлку» для личных потребностей на Рождество и Пасху, к обряду крещения и свадьбе. Наши предки гуляли всей деревней, и не один день! В Берёзовском повете, например, мещанам и крестьянам разрешалось праздновать свадьбу не более трех дней. Если гулянья затягивались, накладывались штрафные санкции, вплоть до наказания бизуном.
ПЛАКАТЫ ОТ ДЯДЬКИ РЫГОРА
Вторая часть выставки расскажет посетителям о том, как с алкоголем боролись. В 60 - 70-е годы издавалось множество агитматериалов, которые должны были призвать белоруса отказаться от пагубной привычки.
К некоторым плакатам приложил свою руку и белорусский классик Рыгор Бородулин, сочинив к ним четверостишия в жанре гражданской лирики.
«У хулігана й бракароба -
Адна вядомая хвароба:
Бо часцяком з ухмылкай хітрай
Іх водзіць подручку поўлітра!»
- В произведениях Рыгора Ивановича часто затрагивается «застольная» тема в шутливом ключе, - отмечает куратор выставки. - В целом в то время пропаганда пыталась высмеять этот порок. Вспомните хотя бы фильм «Самогонщики». Позже к проблеме начали относиться с большей серьезностью. Людям через плакаты объясняли, что алкоголь может не только сорвать планы и график производства, но и лишить семьи и здоровья...
ИЗ ЗАПАДНОЙ БЕЛАРУСИ «ГАРЭЛКУ» ПРОДАВАЛИ В ВОСТОЧНУЮ
Часто самогон становился для белорусов твердой валютой. Во время Первой мировой войны, например. После объединения Беларуси в 1939 году жители Западной могли из-под полы расплачиваться самогоном за услуги или какие-то товары с соотечественниками из Восточной. Из-за колхозной системы на востоке у крестьян не было достаточно сырья для его производства. Иногда самогоном даже давали взятки.
Сегодня «гарэлка» является частью нематериального культурного наследия Беларуси, как и национальная кухня. В некоторых музейных комплексах, крупных агроусадьбах возрождают старинные рецепты и предлагают ее отведать постояльцам.
КСТАТИ
В музее всех гостей ждут интересные факты о самогоноварении в формате видеогидов. Их два: о роли алкоголя в мировой и белорусской культуре расскажет доктор философии Ирина Дубенецкая, а об истории развития промысла в XVI - XVIII столетиях и его роли в системе хозяйствования наших предков поведает доктор исторических наук Валентин Голубев.
Самое заманчивое - дегустацию собственно продукта - в Музее истории белорусского кино отложили до Ночи музеев 16 - 17 мая.
kp.by
02.04.2015