Среда, 24 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Молдова: Пробка с рассеивателем не оправдала ожиданий

В Закон РМ №1100 "О производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции" в 2007 г. было введено понятие "пробка с рассеивателем". Бизнес сопротивлялся, но ничего поделать не смог: пришлось закупать и комплектовать этими штуковинами бутылки с продукцией.

Прошло восемь лет. Производители к этому неудобству давно привыкли. И вот подготовлен проект очередного изменения в этот закон - об отмене той пробки. С тех пор число игроков на рынке значительно сократилось, и теперь производителей больше волнуют другие вопросы.

Авторы проекта в информационной записке констатируют факт: "изначальная цель уменьшения фальсификации крепких алкогольных напитков, разлитых в стеклянную тару, не была достигнута. Более того, и фальсификаторы уже располагают дешевыми техническими средствами для использования таких пробок для контрафакта".

Председатель Ассоциации производителей крепких спиртных напитков Сергей Сырги сообщил о том, что этот проект был разработан два года назад в Министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности. В парламенте проект прошел первое чтение, а потом просто… потерялся. Летом прошлого года уже в Минэкономики подготовили новый проект изменений в закон №1100 и получили положительные заключения Минфина, Минсельхоза, Ассоциации производителей, а также от импортеров.

- Может быть, в свое время эта пробка с рассеивателем и сыграла какую-то роль в борьбе с фальсификацией крепкого алкоголя, но за эти годы ситуация на рынке изменилась, он стал более цивилизованным, - считает Сергей Сырги. - Использование этой пробки повышает стоимость продукции. Поскольку минимальная цена на бутылку (емкостью 0,5 л) крепкого алкоголя составляет 40 леев, что немало, то производители стараются оптимизировать затратную часть в ее стоимости (львиная доля приходится на акциз). Если производитель считает нужным защитить свой продукт, то он может использовать и более надежный элемент, чем расссеиватель, например типа "гуала".

Молдавские производители крепкого алкоголя начинают осваивать зарубежные рынки, где партнеры не понимают, зачем нужен рассеиватель. Заказчики в барах, например, в Турции и Майами вынуждены его извлекать, чтобы вставить дозатор. А когда импортеры заказывают для Молдовы 5 тыс. бутылок водки Absolut и просят их укомплектовать рассеивателем, на них странно смотрят, т.к. весь мир покупает продукцию под этим мега-брендом и без него.

Не могу не спросить - если отменят пробку-рассеиватель, не станет ли хуже ситуация с фальсификацией? По словам собеседника, последние четыре-пять лет стали более спокойными в этом отношении, потому что увеличилось число потребителей, которые могли покупать крепкий алкоголь в магазинах (цена продукта соответствовала уровню доходов). Кроме того, налоговые органы и МВД поняли, что "левая" водка идет не от легальных производителей (раньше их обвиняли в неучтенном производстве). При существующем законодательстве это невозможно, т.к. при покупке спирта уплачивается акциз. Нет смысла прятать произведенный объем.

Представитель одной крупной компании считает, что отмена требования комплектовать бутылку пробкой-рассеивателем, во-первых, позволит сэкономить деньги. Во-вторых, если весь мир не пользуется пробкой-дозатором, то у молдавского производителя постоянно возникают определенные проблемы – кому-то из заказчиков надо продукт с дозатором, а кому-то нет. После того, как будет сделано изменение в законе, продукция будет унифицирована. Например, при экспорте в США не нужен рассеиватель, там требуется на горлышке бутылки специальная пробка с отверстием, чтобы в него вставить дозатор (для налива по 100 г. в барах). Поэтому на предприятии сегодня используют три вида пробки для одного продукта (это дополнительные расходы).

Из-за снижения покупательной способности потребителей при сохранении достаточно высоких цен на крепкий алкоголь уменьшились объемы легального производства. Для сравнения, в 2007 г. предприятия отрасли выпускали 45 млн бутылок крепких напитков (в пересчете на крепость 40% и объем 0,5 л), в 2011 г. – 13,5 млн, в 2012 г. – 17 млн, в 2013 г. – 19 млн, в 2014 г. – около 16 млн бутылок. На этом фоне в новом году бизнес начал ощущать присутствие на рынке контрафактной водки, которая продается на базарах и в сельских магазинчиках (часто на разлив, по 100 мл).

- В проекте бюджетно-налоговой политики на 2015 г. не предполагались существенные изменения по величине акциза (в настоящее время 73 лея на 1 л а.а.), - рассказывает Сергей Сырги. – Мы понимаем, что, учитывая европейский курс, который взяла наша страна, нам нужно будет внедрить законодательную базу ЕС и в соответствии с ней повышать ставки акциза. Но хотелось бы, чтобы этот процесс был менее "болезненным" для отечественных производителей и потребителей, ведь наши предприятия на внутреннем рынке занимают эконом-сегмент. На импорт в количественном выражении приходится небольшая доля (сегменты класса "люкс" и "премиум"). Поэтому производители просят, чтобы темпы роста акциза были увязаны хотя бы с темпами роста инфляции и не опережали их, потому что у нас и так нарушен баланс между потребительским минимумом и доходным минимумом населения.

Нужно учесть и то, что потребители крепких алкогольных напитков – это трудоспособное население, половина которого находится за пределами нашей страны. То есть на лицо два фактора – отсутствие рынка потребителей, который традиционно был в Молдове, и снижение доходов населения, которое может покупать эти уже не дешевые алкогольные напитки. Поэтому темпы их производства падают.

Существующая система администрирования акциза на крепкий алкоголь удобна для государства, т.к. гарантирует то, что налог будет собран. Но она сегодня неподъемна для предприятий, т.к. они платят акциз и НДС при покупке сырья (спирта). Производитель получит их возврат после изготовления, сертификации, поставки продукции в торговлю и продажи – в лучшем случае через 45 дней. Оплачивая авансом эти налоги, бизнес кредитует государство. Например, приобретая 10 т спирта (одна машина), сразу нужно перечислить в госбюджет 750 тыс. леев акциза. Не каждое предприятие может выдержать такую финансовую нагрузку. Когда предприниматель берет кредит, чтобы заплатить налоги, это означает начало краха его бизнеса.

Мы просим Минфин пересмотреть систему администрирования акциза и НДС в нашей отрасли. В других странах оплата акциза происходит по реализации продукции. Например, в Румынии после отгрузки этого товара в торговлю до 20-го числа следующего месяца нужно заплатить акциз и НДС.

Суммируя все названные факторы, можно сказать, что многие из предприятий отрасли не выдержали конкуренции и ушли с рынка. В настоящее время из 14 в 2006 г., когда была создана наша ассоциация, осталось лишь несколько активных игроков - Renaissance-Perfect, Spicul de aur, Bojo-vin, Zernoff, Maurt, Bel-alco и Cascad. Те, кто остался, в свое время поняли, что это производство без собственной логистики не выживет. В этом бизнесе нельзя отдавать логистику в чужие руки. Если раньше магазин приезжал на базу закупаться, то теперь он требует доставки. В районах на оптовых базах просят помимо 15% комиссиона за реализацию еще 5% за продвижение твоей марки. За эти деньги можно содержать собственную структуру, которая на 80% загружена алкоголем и на 20% - сопутствующими товарами для мелких магазинов (бакалеей, хлебом). Также предприятия, которые производят крепкий алкоголь, включили в свой ассортимент и слабоалкогольные напитки, алкогольно-пивные, воду минеральную и сладкую, чтобы поддерживать основные позиции. Например, Maurt изготавливает еще и газированные вина.

Производство крепких спиртных напитков нужно сохранить, потому что они становятся нашим экспортным товаром. Сегодня молдавские водки и ракиу поставляются в Израиль, Турцию, Нигерию, Уругвай, Иран, Польшу, Чехию, Болгарию, Румынию, Испанию, Бельгию, США, Канаду, Аргентину, Казахстан и страны Балтии. В настоящее время ведутся переговоры со шведской госкомпанией по закупке алкоголя Systembolaget (в Швеции действует госмонополия).

logos.press.md
 

30.03.2015