Пятница, 29 марта 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Генпрокуратура потребовала изъять «Кубань-Вино» в собственность государства



ЗАО «Новокубанское», выпускающее коньяки, увеличило убыток вопреки росту выручки



В январе-феврале "Алкогольная группа Кристалл" увеличила выручку на 39%



"Дербентская винодельческая компания" в 2023г увеличила чистую прибыль на 2,3%, выручку - на 16,7%



Суд продлил конкурсное производство на Валуйском ЛВЗ еще на три месяца



Новым генеральным директором АО «Амбер Пермалко» назначен Андрей Семериков



"Дербентский коньячный комбинат" в 2023 году удвоил чистую прибыль




 
Новый гендиректор «Татспиртпрома»: «40 рублей с каждой бутылки водки идут в бюджет Татарстана»

НОВЫЙ ГЛАВА «ТАТСПИРТПРОМА» — О ТОМ, СКОЛЬКО РЕСПУБЛИКА ТЕРЯЕТ ИЗ-ЗА СЕРОГО РЫНКА АЛКОГОЛЯ И НЕЗАГРУЖЕННЫХ ЛИНИЙ РОЗЛИВА

«Никогда не буду призывать людей пить алкоголь, но если человек этого хочет, то лучше, если это будет продукция производителя, которому он доверяет», — считает новый гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, зачем привлек в свою команду совладельца кондитерской империи «Акульчев», когда откроется новый спиртзавод в Усадах, в создание которого инвестировано 2,5 млрд. рублей, и почему флагманский «Арыш Мае» надо включить в туристические маршруты.


ОБНОВЛЕНИЕ: ПРОВЕРЕННЫЕ КАДРЫ И СТРАТЕГ ИЗ МОСКВЫ

— Ирек Заудатович, новый руководитель, как правило, приводит с собой и новую команду. Насколько можно понять, «Татспиртпром» не стал исключением...


— Да, новые назначения уже состоялись. Первым заместителем назначен Ринэль Нуретдинов, ранее работавший заместителем генерального директора по коммерческим вопросам. Для развития продаж пригласили партнера Сергея Акульчева — Ришата Шайхулова (владеет 20% кондитерской ООО «Акульчев» — прим. авт.), он без долгих уговоров согласился возглавить торговый дом «Татспиртпрома» «Алкоторг» (с 2010 года им руководила Фирдавес Кашина — прим. авт.), а это 365 человек, и дистрибуцию в целом. Подчеркну: «Торговый дом Акульчев» — компания российского масштаба, в которой знают, как входить в сети. Упреждая ваш вопрос, отмечу: для того чтобы руководить продажами в «Татспиртпроме», вовсе не обязательно быть специалистом в водочном производстве — важно профессионально знать законы рынка. Наша команда возлагает на Ришата большие надежды. Еще одно очень весомое приобретение: заместителем по стратегии приглашен московский специалист Александр Астахов, за плечами которого многолетний опыт работы в алкогольных компаниях: это Черниговский завод алкогольной продукции, дмитровский завод «ОСТ-Алко», «Настоящая алкогольная компания», «Органик Водка Групп», где он занимался работой по созданию, выводу на рынок и продвижению новых торговых марок. Александр будет помогать нам в определении направления развития, организации бизнес-процессов и в построении коммуникации с товаропроводящими звеньями.

Помимо этого, в компании введена новая должность — заместитель генерального директора по планированию и производству. На нее я пригласил Ришата Хасанова — человека, который по жизни идет со мной. В свое время мы вместе работали в «Татмедиа»: он возглавлял «Идель-Пресс» и показал блестящие результаты, фактически поднял издательство на новую высоту. Какие перед Ришатом поставлены задачи? Сейчас стоимость денег очень большая, и мы должны через поставщиков пытаться увеличивать рассрочку и понижать цены, при этом соблюдая все контрактные обязательства. То же касается и планирования производства, и, соответственно, планирования продаж... На должность советника приглашен Фарит Загидуллин — бывший заместитель прокурора Татарстана.

Некоторые изменения коснулись и филиалов. На казанский ликеро-водочный завод — флагман компании, выпускающий в год более трех миллионов декалитров продукции, назначен Никита Мингалев — человек, с большим опытом работы в нашей компании (Мингалев сменил на директорском посту Насифуллу Тимерова, руководившего заводом с 2010 года — прим. авт.).

— Есть ли у вас видение развития компании? Какова ваша программа?

— Мы провели анализ ситуации, по результатам которого будет разработана стратегия. Но о ближайших планах можно сказать уже сейчас. Первое: увеличение татарстанского рынка путем искоренения «серого» сегмента. Второе: увеличение нашей доли на рынке России в целом. Третье: развитие направления внешнеэкономической деятельности компании — экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья. Четвертое: недозагруженные мощности наших заводов мы намерены загрузить контрактным разливантом.

«ЧЕСТНАЯ» ВОДКА

— О борьбе с серым рынком говорят не первый год. Вот и на прошедшей коллегии Госалкогольинспекции премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков заявил, что каждая третья бутылка водки в республике — «левая». Как в такой ситуации можно прогнозировать рост продаж легального продукта?

— Да, ситуация непростая. Есть официальные игроки, не буду их называть, которые пользуются серыми схемами. Они выводят на рынок продукт по цене, которой в принципе не может быть, если ты платишь все налоги. Как вы знаете, с 1 февраля 2015 года Росалкогольрегулирование установило новую минимальную розничную цену на крепкий алкоголь, и впервые в истории ее планка была понижена. Это было сделано в том числе и для борьбы с теневым сектором алкогольного рынка. А так как акцизы не понизились, то на полку легко встают те, кто, как я уже говорил, пользуются серыми схемами. И эти игроки могут отнять достаточно большой рынок. Я уже не говорю о рынке нелегального алкоголя. Ну, не может стоимость водки быть ниже установленной государством минимальной розничной цены! Конечно, во время кризиса будет спад, но спад будет зависеть от того, насколько открыт и доступен для производителей и потребителей серый рынок.

— И насколько сегодня открыт серый рынок?

— За последние три года рынок легального алкоголя в Татарстане, также как и в целом по Российской Федерации, имел общую тенденцию к снижению. В настоящее время уровень нелегального оборота алкогольной продукции по республике составляет примерно 30 процентов, а в целом по России доходит до 50 процентов. Например, в Татарстане в 2014 году было реализовано 25,3 миллиона литров водки производства «Татспиртпрома», тогда как в 2011-м объем реализации превышал 38 миллионов литров. За 3 года в республике продано на треть меньше водки местного производства, однако уровень потребления за указанный период оставался приблизительно таким же. Очевидно, разница в объемах официальных продаж покрыта нелегальным алкоголем, это значит, что в 2014-м бюджет республики недополучил более миллиарда рублей акцизных отчислений. В прошлом году правоохранительными органами республики из нелегального оборота было изъято 300 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции, в январе-феврале 2015-го — уже 25 тысяч... В целом вопрос борьбы с нелегальным алкоголем касается всех легальных производителей. Недавно была встреча с генеральным директором одного из крупнейших российских холдингов алкогольной продукции «Синергия» Александром Мечетиным и с владельцем холдинга «Русский Стандарт» Рустамом Тарико. Пусть мы и конкуренты, но у нас одна проблема, и для ее решения мы намерены объединить усилия, готовим соответствующее обращение в Государственную думу.

— То есть вы считаете, что легальный алкоголь не представляет такой опасности? И как определить его качество?


— Качество гарантируют только бренд, производитель и ретейлер. Ни один уважающий себя магазин, не говоря уже о торговой сети, не будет торговать суррогатом, иначе потеряет и репутацию, которую, как известно, не купишь, и лицензию на продажу алкоголя, а значит, и весь бизнес. Приобретая алкогольную продукцию известных марок в крупном, известном магазине, вы получите товар, который прошел обязательную многоэтапную проверку. А броская наклейка на бутылке и низкая цена — далеко не показатель качества продукта. Никогда не буду призывать людей пить алкоголь, но если человек все-таки употребляет, то лучше, если это будет продукция производителя, которому он доверяет, и куплена она в соответствующем магазине. «Татспиртпром», могу чем угодно поклясться, делает честный, качественный продукт... Что касается первой части вашего вопроса: заметьте, ведь фактическое потребление водки в Татарстане не уменьшилось, просто часть объема занял серый алкоголь, употребление которого и приводит к отравлениям и смертям. Это медицинский факт.



ПАТРИОТИЗМ ПО-МИННАХМЕТОВСКИ

— Первые три задачи, о которых вы говорили, понятны и даже очевидны. Вопрос по контрактному розливу: что это за направление и почему вы намерены на нем акцентироваться?

— Мощности «Татспиртпрома» позволяют разливать более 11 миллионов дал в год. Потребление водки в республике — 3 миллиона дал, в России мы продаем 1,2 миллиона дал (по итогам 2014 года). А разливанта, или контрактного розлива, — 4 миллиона дал, то есть столько же, сколько «Татспиртпром» производит собственных брендов. Чем для нас выгоден контрактный розлив? Хотя он и не приносит большой выгоды, но снижает наши издержки. Вот представьте: у вас огромное офисное здание, и заполнено оно арендаторами или нет, вам все равно придется платить за отопление всего здания. Но если к вам придет арендатор, даже пусть и за полцены стоимости аренды, вы на эту часть свои расходы покроете. Для нас контрактный розлив — аналогичный пример.

— Каков расклад по экономике контрактного розлива?


— 1 миллион декалитров — это 20 миллионов бутылок водки, что означает поступление в бюджет республики 800 миллионов рублей с акциза. Мы в данном случае выступаем как технополис, предоставляя свои мощности для розлива продукции. И с каждой бутылки водки, произведенной или разлитой в республике, 40 рублей идут в бюджет Татарстана. Это огромные деньги: только за 2014 год мы перечислили в татарстанский бюджет акцизов на 6,05 миллиарда рублей, а в бюджеты всех уровней — 15,1 миллиарда. План на 2015 год по перечислению акцизов в бюджет республики — примерно 6,27 миллиарда рублей, а в бюджеты всех уровней — 15,67 миллиарда. Порядка половины от этих сумм образовано за счет контрактного розлива. Вот люди понять не могут, почему мы защищаем рынок республики. Представьте, водка была разлита, скажем, в Пензе, продалась здесь, а республика ничего от ее продажи не получила. Другое дело, если та же водка была разлита в Татарстане, причем неважно, продалась она здесь или в любом другом городе страны, республика свой акциз в 40 рублей с бутылки все равно получит. Причем состав продукта одинаков, независимо от того, где произведен бренд. В этом и есть наш интерес, именно поэтому мы защищаем рынок республики. Вот и весь патриотизм.

Словом, руководством республики мне была поставлена задача увеличить наше присутствие на российском рынке. Тогда же пришла идея привлекать на розлив российские бренды. Недавно на выставке «Продэкспо» в Москве, в которой участвовала наша компания, половину стенда мы оставили для демонстрации продукции, половину — под предложение своих мощностей под названием «Технопарк ТСП» с лозунгом «Есть идея — разливайся!» То есть если у вас есть классный продукт, хорошее название, отличная бутылка и вы уверены, что этот продукт пойдет, пожалуйста, приходите к нам, разливайтесь. Платите маленькую «копеечку» за розлив и выходите своим брендом на Россию. А «Татспиртпром» в результате выиграет от снижения своих издержек — раз. При этом получит, пусть и небольшую, но прибыль — два. И, главное, у нашего учредителя, то есть у республики, остается акциз — три. Но повторюсь, задача номер один — загрузка мощностей производством собственной продукции. А контрактный розлив в будущем будем уменьшать.

— Какие компании и с какими объемами готовы работать по этому направлению?

— Группа «Синергия» подтвердила контракт на миллион декалитров, это 20 миллионов пол-литровых бутылок. Для сравнения: в прошлом году мы произвели для них всего 4 тысячи декалитров. У «Синергии» — два флагмана: «Беленькая» и «Государев заказ»... Компания «Руст Россия» («Русский алкоголь») подтвердила заказ почти на 2 миллиона дал. Еще 2 миллиона декалитров планируется произвести по заказу компании «Торговый дом «Водочный холдинг».

НОВОЕ ВИНО И СТАРЫЙ «АРЫШ МАЕ»

— Понятно, что один из главных пунктов новой стратегии — продвижение хорошо зарекомендовавших себя татарстанских брендов за пределами республики. А новые бренды появятся?

— Возможно. Мы проанализировали «портфель» наших топовых брендов. На базе проведенного анализа будем готовить изменения.

— Мы все время говорим о водке, но ведь «Татспиртпром» выпускал и неплохие вина...

— Мы можем выпускать прекрасное шампанское. Можем разливать, приобретая качественные коньячный и винный материалы, хорошие коньяки и вина. Что же касается производства вин... Винзавод в «Татспиртпроме» — это, что называется, чемодан без ручки. Почему? Он загружен всего на 30 процентов. А при такой загрузке постоянные расходы на одну единицу продукта получаются просто сумасшедшими! Сейчас готовим отдельную программу для винзавода, чтобы загрузить его как минимум на 80 - 90 процентов.

— Какая судьба ждет фирменные магазины «Арыш мае»?

— Лет 10 назад формат наших магазинов был в тренде, но сейчас он сильно устарел. Но фирменные магазины, а их у нас 262 по всей республике, крайне эффективны для защиты рынка, хотя бы потому, что в них вы не найдете подделок, качеству продукта можно доверять на 100 процентов. Мы готовим отдельный проект для их дальнейшего развития с полной сменой формата. В Казани будет открыт минимум один флагманский магазин «Татспиртпрома», он станет «лицом» компании. Попросим включить его в туристические маршруты, чтобы наши гости могли ознакомиться со всей линейкой нашей продукции, продегустировать ее и, конечно же, приобрести. Так во всем мире: из туристических, деловых поездок люди везут напитки той страны, в которой они побывали. Магазины такого формата планируется открыть и в других крупных городах республики: в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске.

— В Усадах строится новый спиртзавод. Каковы инвестиции, когда планируете открытие?

— Если все пойдет по плану, надеемся к концу апреля его запустить. Объем инвестиций — 2,5 миллиарда рублей. Это будет лучший завод в России и в Европе. Он создается по европейским меркам, предусмотрены самые современные технологии. Уверяю вас, он будет производить очень качественный спирт, лучший спирт в России и в Европе. Неслучайно им заинтересовался Рустам Тарико. Мы уже заключили рамочное соглашение с «Русским алкоголем» на продажу излишков спирта. Хотя, признаюсь, для нас лучший вариант — самим увеличить производство водки. И увеличить розлив под нашим брендом. Почему на заводе «Кристалл» разливаться было в два раза дороже, чем на других заводах? Потому что это бренд! И если вы хотите, чтобы на вашей бутылке было написано «Разлита на заводе «Кристалл», — платите. Мы же намерены развивать свои бренды через призму Татарстана с его репутацией передового региона. И стремимся к тому, чтобы надпись на продукции «Татспиртпрома» была не меньшим брендом, чем сама республика.


business-gazeta.ru
 

26.03.2015