Пятница, 19 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Алкорынок ушел в тень

«Пьянству и суррогатам – бой!» – решили чиновники и начали активно бороться с потреблением «левака». Меры для этого приняли радикальные: в середине прошлого года произошло значительное повышение стоимости водки. Меньше пить от этого россияне, судя по всему, не стали. Наоборот, борьба с потреблением спиртного путем роста цен привела, как заявил недавно президент Владимир Путин, к смещению спроса от легальной продукции в сторону суррогата. Как итог, продажа легальной водки в России в 2014 году снизилась на 8 процентов, производство – на рекордные 22,3 процента. Что нынче потребляют наши соотечественники и какая в целом ситуация складывается на алкогольном рынке, выяснял «ОВ».

Замкнутый круг

Проблемы в питейном секторе аналитики предсказывали еще в 2010 году. Тогда чиновники, воюя с упомянутым «леваком», начали повышать акцизы и диктовать минимальную стоимость продажи крепкого алкоголя. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

– Мы видим железобетонную связь снижения продаж со стоимостью водки на полке уже второй год подряд. Минимальная розничная цена (МРЦ) бутылки за прошлый год выросла со 170 до 220 рублей, а денег у населения больше не стало. Легальный рынок потерял 14 процентов потребителей, которые перешли на продукцию теневого сектора, – объяснил РБК руководитель Росалкогольрегулирования Игорь Чуян.

На вопрос, не считает ли он снижение показателей следствием отказа россиян от вредной привычки, эксперт ответил: «Хотелось бы в это верить, но как-то не верится». По некоторым данным, 50–75 процентов алкогольного рынка находится в тени. Из-за продажи суррогатов государственная казна ежегодно теряет от 30 до 50 млрд рублей.

Чтобы легальная водка вновь нашла своего потребителя, Росалкогольрегулирование с 1 февраля этого года снизило МРЦ до 185 рублей за 0,5 литра. Но тут уже роптать стали производители.

Что покупателю хорошо, производству убытки

Причина недовольства кроется в том, что акцизная ставка на крепкий алкоголь осталась на уровне 500 рублей за литр безводного спирта. Дескать, при таком драконовском уровне акцизов отдавать продукцию по цене 185 рублей – работать себе в убыток. Добавьте сюда НДС, наценки – вот и получается, что реальная розничная стоимость главного алкогольного напитка страны складывается на уровне 300 рублей.

По мнению топ-менеджера одного из крупных российских водочных производителей, продукция, которая стоит в магазинах менее 250 рублей за 0,5 литра, является нелегальной, то есть с нее не был уплачен акциз. Продавать водку и иметь прибыль по такой цене просто невозможно. Это явный контрафакт, утверждает эксперт РБК. О том, что основной объем нелегальной водки производится промышленным способом, зачастую на легально действующих заводах, говорили и на недавнем заседании экспертного совета при ФАС РФ. Оценивая объем производства и продаж, антимонопольщики пришли к выводу, что акцизные сборы не были уплачены с каждых двух из пяти произведенных на заводах и реализованных в магазинах бутылок.

Дальше – больше. Официальное производство водки, как прогнозируют аналитики, в этом году может снизиться еще на 15 процентов. Чтобы спасти рынок от катастрофы и засилия контрафакта, Союз производителей алкогольной продукции направил письмо Дмитрию Медведеву с просьбой вернуть акцизы на уровень 2012 года – 300–350 рублей. Этот период был последним, когда алкогольная отрасль сработала с плюсом. Снижение налогов позволит вновь легально продавать водку по приемлемой для потребителя цене в 150–170 рублей. А значит потеснить «левак». Услышит ли правительство крик производителей, покажет время. А пока этого не произошло, давайте выясним, что, кроме контрафакта, нынче употребляют наши соотечественники.

«Если б было море пива…»

Сегодня россияне в целом и орловцы в частности постепенно отказываются от крепких напитков. Объемы продаж падают не только у водки, но и у коньяка, рома, текилы и виски.

Зато ликуют пивники. Орловские розничные сети отмечают резко возросший в прошлом году спрос на пиво и пивные напитки. Нипочем им ни сложная экономическая ситуация, ни повышение акцизов с 2009-го по 2014 год аж в шесть раз – с трех до 18 рублей за литр. Популярностью пользуется не только продукция средней ценовой категории, но и премиальные бренды. На руку «пенному», особенно продаваемому на розлив, сыграло не только повышение водочных цен, но и введение временных ограничений на продажу в магазинах алкоголя с содержанием этилового спирта более пяти процентов.

– Два года назад у нас работали всего две точки продажи пива в Орле, сегодня мы открыли еще пять дополнительных и продлили их график работы до двух часов ночи, – сообщил «ОВ» представитель сети пивных. Это не единственный пример. В Орле тут и там стабильно открываются пивнушки.

О том, что продажи «пенного» поднялись на 50 процентов, заявили «ОВ» и представители одного из сетевых магазинов шаговой доступности.

В общероссийском формате спрос на пиво тоже растет, но не такими темпами. В 2014-м реализовано 1,1 млрд декалитров, что примерно на 2 процента больше, чем годом ранее. Пивных напитков продали более 600 млн декалитров (статистику ведут только с прошлого года).

Впрочем, не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Несмотря на общую позитивную статистику, некоторые компании заявляют о кризисе пивного рынка. Так, пивоваренная компания «Балтика» закрывает заводы в Красноярске и Челябинске. Причиной такого решения назвали «несбалансированное регулирование и налогообложение отрасли в России». Деятельность четырех заводов прекратила и компания «Сан ИнБев».

Их примеру скоро могут последовать и другие конкуренты. В целях контроля рынка «пенного» чиновники предлагают ввести лицензирование производства и оборота продукции, а также ее маркировку. Для этого планируют подключить пивоваров к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета алкоголя (ЕГАИС). Чем обернется пивникам лицензирование, угадать несложно. Часть заводов, не выдержав возросших затрат, уйдет с рынка либо в тень, либо окончательно и бесповоротно. Так, именно решение правительства РФ ввести систему ЕГАИС для контроля над объемом производства и оборота спирта и готового алкоголя стало предпосылкой нынешнего кризиса в этой отрасли. Но не пивом единым сыт и пьян потребитель.

Орловцы предпочитают сладкое

А еще полусладкое и сухое. Вино заняло достойное место в списке алкогольных предпочтений жителей нашего региона. По словам представителей местных магазинов, особым спросом пользуются напитки производства Чили, Аргентины и Испании. Как горячие пирожки, с прилавков расходятся грузинские вина. В списке предпочтений значатся и российские марки (например, «Фанагория»). Пригубить вина не отказываются и другие россияне. Потребление этого напитка в стране осталось примерно на уровне прошлого года.

– Удастся ли вину и дальше сохранить свои позиции, сложно сказать, – размышляет менеджер отдела по реализации алкоголя в одном из орловских ТЦ. – Из-за девальвации рубля мы ожидаем по итогам первого полугодия повышения цен на 30 процентов как на импортную, так и отечественную продукцию. Российское вино, предположительно, подорожает из-за повышения стоимости бутылочных пробок и другого сырья, закупаемого за рубежом, увеличения транспортных расходов и прочих причин.

По карману потребителей ударит и полученное Росалкогольрегулированием право устанавливать минимальные розничные цены (МРЦ) на вино и шампанское. Размер МРЦ еще не определен, но предположительно он составит порядка 110–140 рублей за вино, 170–190 рублей за игристые вина и шампанское.

– Принимая решение о введении стартовой цены на вино, слуги народа, видимо, не учли пятилетнего горького опыта контроля цен на водку. Нонсенс по-российски: с одной стороны, чиновники кричат, что повышение цен привело к росту суррогата, с другой – сами же подводят винодельческую отрасль «на эшафот», – рассуждает Татьяна Астахова, руководитель орловских бизнес-курсов.

Впрочем, вопрос сегодня стоит не только в сохранении позиций «игристого», но и удержании всего алкопромышленного сектора хотя бы на уровне нынешних показателей.

С учетом перечисленных фактов дальнейшая стагнация алкогольного рынка неминуема. Медленно и уверенно этот сектор экономики уходит в тень.

Тем временем


Орловская область, по данным Росстата, стала одной из малопьющих в ЦФО. Около семи литров в год приходится на нашего земляка. Для сравнения, в России этот показатель равен 9,3 литра. Однако учитывай статистика потребление не только официально проданного спиртного, но популярного у русского народа самогона и домашних настоек, картина, скорее всего, была бы иной.


vestnik57.ru
 

25.02.2015