Пятница, 19 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей



Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Скандинавия: упорствующая монополия

Доминирующие в международной экономической сфере принципы свободной торговли зачастую ведут к ослаблению национальных монополий. В европейских странах этот процесс стал особенно интенсивным по итогам формирования Европейской экономической зоны в середине 1990-х гг. Это, в частности, привело к тому, что в большинстве стран-участниц были упразднены винные монополии, которые были частью государственной политики по поддержанию общественного здоровья и социального благополучия. Исключение составили скандинавские страны, которые упорно сопротивлялись давлению в этой области.

Работа по итогам исследования (Швеция – Исландия) винных рынков в странах Северной Европы, опубликованная в 2008 г., рассматривает процесс противостояния между странами, стремящимися сохранить монополию на продажу алкоголя, и политикой Европейской экономической зоны, которая не очень дружелюбна к монополиям.

Все страны Северной Европы, за исключением Дании (но при этом включая Фарерские острова) придерживаются одной и той же политики относительно торговли алкоголем, которая, как замечают авторы исследования, «преследует две несколько противоречивые цели – продавать, но не продвигать продажи». Если прежде основным ее вопросом было «продавать или не продавать», то начиная с конца 1990-х гг. акцент переместился на вопрос о том, как продавать, а стратегия, направленная на ограничение потребления, преобразовалась в стратегию оптимизации процесса торговли. Торговые точки стали размещаться в удобных местах, появились магазины самообслуживания, позволяющие покупателям подолгу изучать ассортимент и советоваться с компетентными консультантами. Появились даже курсы дегустации алкоголя и люксовые магазины.

Этот процесс отчасти происходит под влиянием установленной в Европе винной политики, а также преобладающих в международном пространстве принципов свободной торговли, на которые экономики северных стран вынуждены так или иначе реагировать. В этом пункте экономические закономерности вступают в противоречие с политическим курсом, направленным на поддержание здоровья населения, в частности на сокращение потребления спиртного, на что обычно и бывает направлена винная монополия. В результате политическая сторона идет на уступки, то есть начинает фокусировать внимание на ограничении доступа к спиртному определенных групп населения (прежде всего, несовершеннолетних), но не общества в целом.

Собственно, соглашения, принятые при создании Европейской экономической зоны, привели к устранению винных монополий во всех странах-участницах за исключением Северной Европы. Однако даже при формальном сохранении монополий другие правила – в первую очередь, тот момент, что смягчились ограничения на ввоз алкоголя из-за рубежа частными лицами, - ведет к сокращению их рыночной доли. Впрочем, например, в Норвегии идет аналогичный процесс, несмотря на то, что она находится вне зоны и может устанавливать свои ограничения на ввоз.

Из-за растущего давления некоторые страны (прежде всего, Швеция и Норвегия) сосредоточились на том, чтобы сохранить монополию и адаптировать ее к меняющейся ситуации. С другой стороны, в Финляндии основные силы были брошены не столько на сохранение системы монополии, сколько на обеспечение выживания государственной компании-монополиста Alko. Шведская Systembolaget, в свою очередь, наиболее деятельно выступала в качестве политического игрока, поддерживающего ограничительную стратегию, что только прибавило ей популярности как с точки зрения общественности, так и в глазах политиков. Вообще Швеция и Норвегия выступают главными идейными поборниками винной монополии, причем Швеция также стремится легитимизировать этот курс на международном уровне.

Монополии в Исландии и на Фарерских островах выстроены несколько иначе, что связано со структурными различиями. В Швеции винная политика находится в ведении министерства здравоохранения и социального обеспечения, в Норвегии – в ведении министерства социального обеспечения. В Исландии этим занимается министерство финансов, а на Фарерских островах – министерство промышленности. В двух последних случаях задачи министерств напрямую связаны с увеличением государственных доходов, что сказывается и на винной политике, которая, таким образом, в меньшей мере направлена на повышение уровня общественного здоровья и ограничение потребления. Кроме того, оба рынка настолько малы, что на международном уровне их политика большого раздражения не вызывает. Таким образом, они больше подвержены внутреннему давлению со стороны собственных граждан, нежели внешнему со стороны торговых партнеров. Кроме того, сказывается географическое положение, которое в меньшей степени располагает к частному импорту спиртного и к контрабандной деятельности.

Исследования о развитии винного рынка в северных европейских странах публикуются регулярно, и в их проведении деятельное участие принимают собственно компании-монополисты. В 2014 г. такой обзор рынка опубликовала финская компания Alko, которая входит в альянс северных монополистов, объединившихся под лозунгом социальной ответственности. Отчасти цель этих исследований и отчетов в том, чтобы легитимизировать винные монополии и показать механизм их действия.

Как сообщает этот обзор, в настоящий момент во всех северных европейских странах, кроме Дании, торговать алкоголем на вынос могут только государственные магазины. Что касается Дании, то монополия на розничную торговлю есть на относящихся к королевству Фарерских островах. Степень монополии на розничную торговлю может быть разной. В Исландии монополией на торговлю алкогольной и табачной продукцией обладает государственная компания ATVR, но ее права распространяются только на напитки с содержанием более 2,25% алкоголя от общего объема. В Норвегии монополия действует на напитки начиная с 4,7% алкоголя на объем. Все, что содержит меньше алкоголя, может продаваться в любом продовольственном магазине.

Такой же лимит установлен и в Финляндии, но там есть два исключения. Во-первых, финские фермеры-виноделы имеют право продавать на вынос свои ягодные вина с содержанием алкоголя до 13% на объем. То же касается производителей традиционного финского пива сахти. В Швеции дифференцировано: монополия распространяется на алкогольные напитки, содержащие более 2,25% алкоголя на объем, за исключением пива, для которого граница допустимого для негосударственной торговли содержания алкоголя приходится на 3,5%.



Разница между размерами рыночной доли, считают авторы отчета, в значительной степени обусловлена тем, что в Норвегии и Финляндии нет монополии на торговлю пивом средней крепости, и его можно покупать не только в специальных магазинах. При этом в соотношении с общим потреблением алкоголя рыночная доля Systembolaget составляет 63%,Vinmonopolet – 38% и Alko – 33% - за счет того, что туристы ввозят нерегистрируемую алкогольную продукцию из-за рубежа. В случае с ATVR и Rúsdrekkasølu доля составляет около 70%.

В связи с винной монополией в оценке положения дел на рынке алкоголя важным параметром считается число торговых точек в стране в соотношении с численностью населения. Больше всего винных магазинов на душу населения в Исландии и на Фарерских островах. За ними следуют: Финляндия, Норвегия и Швеция. Помимо магазинов, в некоторых странах есть пункты заказа (тоже принадлежащие монополии), где можно заказать алкоголь с доставкой, и вебсайты, на которых тоже можно разместить заказ.

На объемы потребления также влияет продолжительность работы винных магазинов. В Финляндии они открыты 64 часа в неделю, в Исландии – максимум 57 часов, в среднем 43 часа в неделю; в Швеции – 55 (максимум; большинство – 50). В Норвегии винные магазины работают 46 часов в неделю, на Фарерских островах – 29,5 часов. При этом во всех странах Северной Европы магазины винной монополии закрыты по воскресеньям.


polit.ru
 

18.02.2015