Пятница, 19 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ



«Дочка» группы «Ашан» продала свои активы в России



Бренды завода «КиН» планирует выпускать тольяттинский завод «Росинка Дистиллери»



"Абрау-Дюрсо" предупредила о росте цен на продукцию до 35% с мая




 
Теневой рынок алкоголя и запреты ПЭТ

Повышение налогов, акцизов, а также введение запретительных мер на алкогольном рынке приведет к дальнейшему падению объемов легального производства и росту контрафактного. Об этом говорили участники прошедшей недавно X Всероссийской конференции по проблемам алкогольного рынка «АлкоКонгресс».

В частности, заместитель руководителя Росалкогольрегулирования (РАР) Владислав Спирин рассказал, что в правительстве с декабря прошлого года проходит обсуждение плана мероприятий по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке.

В свою очередь, глава профильного подкомитета Госдумы Виктор Звагельский отметил, что сегодня «каждый пятый магазин, торгующий водкой, находится вне правового поля». Он считает, что РАР «работает достаточно эффективно, но только в сфере легального оборота алкоголя», рынок которого составляет не более 40%. По словам депутата, в число мер, предпринимаемых государством для сокращения доли контрафакта, должно входить снижение акцизов и минимальных розничных цен. Звагельский также считает Федеральный закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устаревшим и рассказал о планах правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка «кардинально» его изменить.

Но, несмотря на имеющиеся недостатки в законе, его стремятся дополнить еще рядом весьма спорных поправок, касающихся ограничений объемов ПЭТ-упаковки для розлива пива. Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении в июне прошлого года, подразумевал введение запрета на продажу пива крепостью свыше 6% в ПЭТ-таре объемом более 2 л с 1 января 2015 года и с содержанием спирта свыше 4% в пластике емкостью более 0,5 л с 1 января 2016 года. Основной аргумент авторов проекта: пивоваренная продукция в ПЭТ больших объемов более доступна для потребителя, а значит, способствует росту алкоголизации общества. Кроме того, парламентарии не уверены в безопасности пластиковой упаковки, считая, что в напиток при неправильном хранении попадают вредные вещества, содержащиеся в ПЭТ.

Однако безвредность пластика многократно доказана, о чем говорит хотя бы тот факт, что он широко применяется в пищевой промышленности, в том числе для розлива безалкогольных напитков. При этом предлагаемые ограничительные меры касаются исключительно пивного рынка, что наводит на мысль о дискредитации конкретного продукта или определенной группы упаковки. В Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП) прямо указывают на «водочное лобби» и в том, что закон до сих пор не принят, видят заслугу «думских экспертов и экологов, подтвердивших безопасность ПЭТ-упаковки и тот факт, что производство пластиковой тары более экологичное по сравнению со стеклянной».

ОЗПП также поддержало принятое в декабре 2014 года решение правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка не распространять запрет на ПЭТ-тару для производства слабоалкогольных напитков на упаковку 1,5 л и меньше. В связи с этим непонятно беспокойство одного из авторов законопроекта о запрете ПЭТ, депутата Раисы Кармазиной, которая в начале февраля обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Ольге Голодец с просьбой ускорить рассмотрение поправок для дальнейшего их принятия. Тем более пивовары в начале 2014 года, не дожидаясь официального запрета, пошли на самоограничения, отказавшись от выпуска продукции в ПЭТ-бутылках объемом 2,5 л и 2 л – для напитков крепостью свыше 6%. Они объяснили, что с пониманием относятся к усилиям государства по борьбе с алкоголизацией населения и сами развивают культуру потребления пива.

Правда, до сих пор зависимость роста злоупотребления алкоголем от количества продаваемого пива, а также от размеров упаковки, не доказана. К тому же, согласно последним данным статистики, запретительные меры пока не возымели должного эффекта. Наоборот, к примеру, в Саратовской области за первые 10 месяцев прошлого года от алкогольного отравления умерли 420 человек, что на 12% больше, чем в 2013 году. В 76% случаев пострадавшие употребляли этиловый спирт, а в 15% – суррогаты.

Эксперты констатируют, что видимые ограничительные меры приводят только к росту теневого рынка алкоголя, в то время как были призваны изменить структуру потребления в сторону слабоалкогольных напитков. И принятие закона о запрете ПЭТ, во-первых, вряд ли улучшит ситуацию, а во-вторых, будет иметь серьезные экономические последствия как минимум для двух отраслей – производства ПЭТ-тары и пивоваренной, являющейся для многих регионов одним из крупнейших налогоплательщиков.
 
Независимая Газета
18.02.2015