Четверг, 25 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
Истина в бутылке...

В Пэт-бутылке

Ситуация с законопроектом об ограничении объема пластиковой тары для пива до 0,5 литра вызвала большой резонанс. В июне прошлого года Госдума в первом чтении единогласно приняла этот закон. И дальнейшее его продвижение было бы ничем не примечательным, если бы не «помогла заграница». Причем уж совсем явно и беззастенчиво.

Через неделю после голосования в Госдуму и Правительство РФ поступило коллективное письмо от послов Бельгии, Голландии и Дании. В этом скромном и почтительном документе европейские дипломаты объясняют недальновидному российскому руководству, что этот закон может стать катастрофой для российской пивоваренной промышленности. И это вызывает озабоченность у представляемых ими «крупных инвесторов в Российскую Федерацию» (которым, к слову, принадлежит более 80% российского пивпрома). В итоге законопроект был отправлен в правительство для выработки заключения по внесенным парламентариями поправкам, да там и «завис». И «висит» уже восьмой месяц.

В конце прошлого месяца один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Раиса Кармазина, написала письмо премьеру Дмитрию Медведеву и его заму Ольге Голодец. В нем она выразила подозрение, что «законопроект вновь «блокируется» пивным «лобби». Закон-то нужный. Молодежь, и не только, пьет все больше и безогляднее. А пиво в ПЭТ-таре, особенно крупной, доступнее, и при этом, как выяснили российские эксперты, вреднее. Однако европейские послы уверяют, что «мнения видных международных экспертов, а также высокопоставленных сотрудников российского правительства» (!) подтверждают, что «не имеется соображений касательно здоровья и безопасности, оправдывающих такие ограничения».

Возымеет ли письмо депутата такое же действие, как и письмо послов? Или, по давней российской традиции, в сторону свято чтимых иностранных инвесторов будет сделан очередной реверанс в государственном масштабе? Когда будет второе чтение, и не окажется ли закон «выхолощенным», как этого со всеми основаниями опасается Раиса Кармазина и другие авторы законопроекта? Это покажет время. Будем надеяться, что ближайшее. А сейчас нас интересует техническая сторона дела. Точнее — химическая, а заодно и медицинская.

Может, не так уж и лукавят послы? Действительно ли есть повод для ограничений? Спросим, на всякий случай, ученых. Причем не пылких гуманитариев, а строгих естественников, которые точно знают, что такое пластик, этиловый спирт, дибутилфталат и с чем все это едят. И следует ли.

Вот отчет Института биохимической физики РАН от 23 января 2013 года. «Исследование процессов перехода фталатов из ПЭТ-упаковки в пиво». Из него узнаем: ПЭТ — это полиэтилентерефталат. Из него делаются все пластиковые бутылки для пива. При контакте с этанолом, содержащимся в пиве, он выделяет, помимо прочего, дибутилфталат, т.е. дибутиловый эфир фталевой кислоты — вещество, хорошо растворимое в органических растворителях (к которым относится и этиловый спирт). Это химическое соединение, полностью запрещенное (вне зависимости от концентрации) для ряда наименований упаковки согласно Техническому регламенту Таможенного союза. Потому что при попадании в организм человека дибутилфталат может наносить вред его здоровью, в частности — эндокринной и нервной системе, может быть одной из причин онкологических заболеваний и токсического гепатита. Применение дибутилфталата запрещено либо ограничено рядом европейских и американских законов, такими как директивы ЕС 76/768/ЕЕС, 92/59/ЕЕС и акт CPSIA 2008.

Пиво в ПЭТ исследовали и другие организации — «Ростест-Москва», Лаборатория клинической экотоксикологии Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Лаборатории «Алба-тест»... Во всех случаях выявлено содержание дибутилфталата, причем исследования доказывают, что токсичные вещества перешли в него непосредственно из пластиковой упаковки. Отмечено значительное повышение концентрации при хранении в ПЭТ-таре уже за 11 дней. Длительное хранение и воздействие повышенных температур может вызывать увеличение степени диффузии фталатов в пиво.

Сегодня более 60% пива, производимого и потребляемого в России, выпускается в больших ПЭТ-бутылях объемом до нескольких литров — уже вошедших в повседневный обиход россиян «баллонах», «баклагах», «огнетушителях» и т.д. Это выгодно: производители получают больше прибыли, а потребители — больше пива за свои деньги. Ведь чем больше, тем лучше, верно?

Нет, не верно. Даже в случае с идеально чистым и безупречно качественным пивом. Очевидно, что для понимания этого должен произойти крупный перелом сознания, а на смену элементарной психологии потребления — прийти ясное понимание собственных здоровых интересов, чему накопление ядовитых веществ в организмах и прилагающихся к ним мозгах явно не способствует.

Национальная программа по снижению к 2020 году потребления алкоголя всех видов на 55% (более, чем вдвое!), утвержденная правительством в 2009 году, — в перспективе тяжелый удар по производителям этого самого алкоголя. Но в их руках миллиарды, за их спиной — мощный «административный ресурс». И программа явно буксует. Прямо как законопроект о ПЭТ-таре. А непосредственные потребители пива в пластике голосуют — и будут голосовать — за рост доходов пивных корпораций собственными кошельками, здоровьем и благополучием.
 
Московский комсомолец
13.02.2015