Среда, 24 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Создатель винодельни «Ведерниковъ» Валерий Тройчук запустил новый проект в Анапе



Дебиторскую задолженность Мариинского спиртзавода выставили на торги




 
На российском рынке появились системы компьютерной безопасности, которые позволяют по клавиатурному почерку вычислить тех, кто выпивает на работе

Одна бутылка пива крепостью в 4,5% увеличивает время реакции человека, сидящего за компьютером, на 3-5%, а количество опечаток — на 3-7%. К таким выводам пришли создатели программного комплекса «Стахановец» (автоматически регистрирует все действия сотрудников за компьютером), дополнившие его новым изобретением — модулем анализа клавиатурного почерка.

«Клавиатурный почерк — функция биометрическая, поскольку манера работы с клавиатурой у каждого пользователя уникальна, — поясняет Андрей Игнатов, гендиректор компании “Стахановец”. — Разрабатывая эту программу, мы рассчитывали, что она будет работать в двух направлениях. Во-первых, как элемент системы информационной безопасности: клавиатурный почерк позволяет идентифицировать пользователя по набранному тексту. С его помощью можно узнавать, получал ли кто-то неавторизованный доступ к стратегической информации. А во-вторых, по тому, как человек стучит по клавишам, можно судить о его эмоционально-психологическом состоянии — не испытывает ли он стресс, страх, панику и нет ли в числе сотрудников тех, кто переживает нынешнее кризисное время, снимая стресс при помощи алкоголя». На клавиатурный почерк влияет даже усталость, предупреждают разработчики.

В конце декабря система работала в тестовом режиме: новую технологию испытали на себе 200 пользователей из 10 дружественных проекту компаний. Активно продавать продукт «Стахановец» начал уже после новогодних праздников. «Если в декабре среднее количество лицензий на один контракт (программа лицензируется по количеству компьютеров, на которые нужно установить контроль) составляло 35, то в январе — 75», — рассказывает Игнатов. По его словам, среди клиентов есть торговые организации, всевозможные агентства, сырьевые компании (нефтяные, угольные) и даже научно-производственные объединения.

Если в компании ранее был установлен продукт версий 5.0 или 5.1, то обновление до версии 5.2, которая содержит модуль клавиатурного почерка, бесплатное, поясняет Игнатов. За обновление более ранних версий уже нужно заплатить — 20 и 40% от текущей стоимости лицензии (1800 руб.) в зависимости от того, когда компания ее покупала.

130 литров на эксперимент

«Лично я трижды фиксировал свой почерк, — смеется Михаил Яхимович, сооснователь “Стахановца”. — В первом случае это была буквально одна бутылка пива — я выпил и сразу взялся набирать текст. В двух других подход был более серьезным — три бутылки пива и 250 г коньяка. Выпиваю я редко, поэтому эксперимент дался мне непросто. К счастью, это было время праздников, что в целом существенно упростило исследование: желающих участвовать в тесте оказалось много. При исследовании во всех группах было выпито около 130 л в пивном эквиваленте, а возможно, и больше».

Разработчики и те, кто мужественно согласился опробовать модуль на себе, хотели понять, при каких дозах выпитого наблюдается явное изменение почерка. Оказалось, что даже бутылка пива приводит к изменениям: время реакции увеличивается так же, как при значительной усталости.

Не слежка, а мониторинг

«Работодатель часто доверяет сотруднику большие и очень важные ресурсы организации, — рассуждает Яхимович. — Человек может распорядиться ими бездумно, находясь в неадекватном состоянии, и тем самым нанести компании непоправимый ущерб. Мы не раз сталкивались с ситуациями, когда серьезные инциденты случались по вине людей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. Например, был случай, когда менеджер отправил ключевому клиенту грубое письмо, что в результате привело к миллионным убыткам. Бывает также, что работники вредят, будучи кем-то запуганными. Но тут сложнее идентифицировать состояние».

«Система может быть полезна в организациях, где работа сотрудников связана с важной информацией, — считает Марк Беленький, директор по развитию ClickSoftware в России и СНГ. — Но она должна использоваться в качестве профилактического мониторинга состояния сотрудников, а не как инструмент постоянного контроля».

«Если не выстроить правильные коммуникации с сотрудниками, такого рода программы могут вызвать негативные настроения в коллективе», — предупреждает Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter.

«Мы начали использовать новую версию “Стахановца” с конца декабря. Она у нас установлена на 35 компьютерах, это все сотрудники компании, за исключением трех руководителей, — рассказывает топ-менеджер одной компании, специализирующейся на информационной безопасности. — За месяц мы получили от системы два предупреждения. В первом случае двое сотрудников, видимо, еще не до конца отошли от празднования Нового года. А во втором мы обнаружили, что одна из сотрудниц бухгалтерии приезжает в офис очень уставшая. В конце года было много работы по закрытию, женщина не успела хорошо отдохнуть и иногда допускает ошибки. При этом никаких дисциплинарных мер мы не принимали: в случае с алкоголем сделали скидку на традиции, а бухгалтера стараемся пораньше отпускать домой».

Стресс или радость

«Невозможно со 100%-ной точностью зарегистрировать то или иное состояние сотрудника, — считает Мария Макарушкина, коуч, партнер компании “Экопси консалтинг”. — Например, после важной деловой встречи человек обычно расслабляется: его внимание рассеивается, и он может начать допускать ошибки при наборе текста. То же происходит и в ожидании переговоров. Другой момент — некоторые состояния могут быть вызваны самыми разными факторами, как негативными, так и положительными. Эмоциональное возбуждение может возникнуть как по причине наметившихся в компании сокращений, так и в случае повышения зарплаты. Некоторые состояния вообще близки друг другу — например, усталость и стресс».

«Конкретизация психоэмоциональных состояний — дело времени, — убежден Яхимович. — Сейчас мы определяем, какие отклонения от нормы могут быть зафиксированы в принципе, а потом начнем проводить исследования для улучшения оценок и повышения точности. Любой желающий может принять участие».
 
Ведомости
04.02.2015