Суббота, 20 апреля 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
«Росспиртпром» за 8,3 млрд рублей купит компания Владимира Акаева «Бизнес-Альянс»



Росимущество продало "Росспиртпром" за 8,29 млрд рублей



Спор производителя вина «Фанагория» с Краснодарской таможней рассмотрит ВС РФ



Водочные марки Finka, «Зерно» и Romanov начнет производить и дистрибутировать Ladoga



Владельцем Московской пивоваренной компании стала структура из ОАЭ




 
Вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе пока не позволяет решить прежних проблем, о которых уже несколько лет подряд говорят представители профильных бизнес-объединений

Чиновники стран-участниц ЕАЭС испытывают интеграцию на "алкогольный вопрос"

Несмотря на дружбу стран ЕАЭС на политическом уровне, между предпринимателями продолжается ожесточенная борьба. Причем экспорт алкоголя наращивают только российские бизнесмены. Казахстанское горячительное пересечь границы не может.

Меры Москвы и Минска

Вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе пока не позволяет решить прежних проблем, о которых уже несколько лет подряд говорят представители профильных бизнес-объединений. Так, президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана «КазАлко» Амиржан Калиев постоянно напоминает прессе, что в Беларуси барьеры для недопущения казахстанской алкогольной продукции установили еще в 2011 году, когда на официальном уровне приняли перечень алкогольных напитков, на которые не распространяется исключительное право государства. То есть это список товаров, которые можно свободно завозить на белорусский рынок.

Но в этом разрешенном списке представители казахстанской алкопромышленности не смогли найти ни одного производимого ими товара. В нем значатся лишь пять видов элитного шампанского из Франции, 13 видов французских и армянских коньяков выдержкой более десяти лет, семь наименований виски выдержкой не менее 12 лет, по четыре наименования рома и джина. Причина проста: белорусские предприятия, изготавливающие водку, полностью обеспечивают свой внутренний рынок и отдавать его конкурентам не собираются, а потому для поддержания широкого ассортимента на прилавках Минск и решил дать добро только на те виды горячительных напитков, которые у них не производят.

В России в качестве преграды служит обеспечительный платеж в размере 401 рубля с ежегодной индексацией на литр ввозимого горячительного напитка. Он состоит из акцизного налога, НДС и таможенной пошлины. «Грубо говоря, если мы завозим в Россию продукцию на один миллион тенге, то 3,5 миллиона «живых» денег мы должны вложить как обеспечительный платеж. Не каждое казахстанское предприятие может обеспечить эти оборотные средства, что побудит их взять кредиты под высокий процент, а в случае нереализации это приведет к банкротству наших компаний», — отметил глава «КазАлко» Амиржан Калиев.

Второй барьер, по словам главы казахстанской ассоциации, является негласным. Со дня создания в 2011 году федеральной службы по регулированию алкогольного рынка предприятиям запретили ввозить казахстанский этиловый спирт и водочную продукцию.

Но, как утверждает Амиржан Калиев, он готов привести несколько доказательств его существования. Во-первых, те соглашения, которые заключили в 2009-2010 годах по ввозу казахстанского спирта в Россию, остались неисполненными. Во-вторых, в Казахстане насчитывается около 50 оптовых фирм, импортирующих российскую водку. «Если учесть, что российский рынок в 15 раз больше казахстанского, то в России априори, при равных условиях, могло быть не менее 750 компаний, занимающихся реализацией аналогичной казахстанской продукции. Но таковых нет вообще. Здесь можно назвать лишь «Кокшетауминводы»: компания в течение двух лет создала российское юридическое лицо, там организовалась и теперь поставляет в РФ свою продукцию в небольшом объеме», — считает глава «Каз-Алко».

Третий барьер. В конце 2012 года приняли поправку в федеральный закон РФ относительно уведомления о начале оборота на территории РФ алкогольной продукции. Этот документ должен содержать дату первой поставки на территорию России алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки алкогольной продукции и быть подан в уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном правительством. Причем эти данные вносят в федеральный реестр алкогольной продукции.

И, наконец, четвертая проблема касается представленности тех редких единиц продукции, которые все же пересекли границу ЕАЭС, в супермаркетах. «В любом супермаркете Казахстана больше половины полок заняты российской водочной продукцией, и она расположена на видных местах. Найдите хоть один магазин в Москве, где на прилавках присутствует казахстанская водка. В Беларуси — то же самое», — развел руками глава ассоциации.

Ответ Астаны


После многолетних дискуссий внутри страны ответ от официальных властей Казахстана все-таки последовал. 27 мая прошлого года приняли постановление главного государственного санитарного врача РК «О внесении изменений в постановление главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 11 мая 2014 года № 7 «О запрете ввоза и реализации алкогольной продукции» от 27 мая 2014 года № 12. В соответствии с этим документом с 1 июня 2014 года вступил в силу запрет на ввоз и реализацию алкогольной продукции.

Этим постановлением запрещены ввоз и реализация алкогольной продукции, несоответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза и требованиям национального законодательства, завозимой из стран, не входящих в Таможенный союз, а также выпускаемой в обращение Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Позже запрет отложили до 1 октября 2014 года, что было объяснено тем, что субъектам предпринимательства в целях снижения административной нагрузки необходимо дать дополнительный период по приведению маркировки алкогольной продукции в соответствие с требованиями технического регламента ТС и национального законодательства Казахстана.

И если предыдущее требование было распространено на всю алкогольную продукцию (включая казахстанскую), то запрет, введенный Комитетом по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК в ноябре прошлого года, был более точечным (позже и эти сроки, уже по просьбе госорганов РФ, отодвинули до 1 января 2015 года).

Тогда по причине несоответствия требованиям пищевой безопасности ввели запрет на реализацию населению на территории РК алкогольной продукции производства Российской Федерации: водка — «Талка», «Империя», «Дикий гусь», «Зеленая марка «Ржаная», «Русский гарант качества», «Рублевка», «Посольская»; пивные напитки — Miller Genuine Draft, Hoegaarden White белое; пиво — Grolsch Premium Lager, Brahma, Pilsner Urguell, «Жигули» барное, бархатное, «Жигулевское» оригинальное, «Бад», Lowenbrau Original оригинальное.

Однако и до того, как ноябрьский запрет отодвинули до начала 2015 года, де-факто российская алкогольная продукция по-прежнему так и не исчезла с казахстанских прилавков.

По словам Амиржана Калиева, переговоры по проблемам доступа казахстанской продукции периодически ведут на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), постоянно действующего регулирующего органа Евразийского экономического союза. «ЕЭК по нашей инициативе разработано дополнительное соглашение по обороту алкогольной продукции на территории стран ЕАЭС, но российская сторона не хочет его подписывать, требуя поднятия акциза в Казахстане до их уровня. Если мы это сделаем, то средняя стоимость пол-литра казахстанской водки может повыситься до 1,5 тысячи тенге. Для сравнения, в 2013 году она стоила 320 тенге, в 2014 году — 560 тенге, а в 2015 году, с учетом 20-процентного повышения акциза, — 650 тенге», — отметил президент «КазАлко».

Повышение акцизов


Несмотря на то, что представители казахстанской алкогольной продукции утверждают, что стоимость горячительных напитков в рамках ЕАЭС не должна сводиться к единому знаменателю, в октябре 2013 года в казахстанском Кабмине утверждали, что к 2020 году Астана сравняет акциз на алкоголь со странами — партнерами по Евразийскому экономическому союзу (причем в правительстве РК подчеркивали, что на пиво, безалкогольные и слабоалкогольные напитки повышение акцизов не предусматривается).

Если в 2013 году ставка акциза на алкогольную продукцию (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала и пива) составляла 500 тенге на литр 100-процентного спирта, то с 2014 года она была увеличена вдвое — до 1000 тенге, в 2015-м — до 1200 тенге, а с 1 января 2016 года ставка будет повышена до 1600 тенге.

«Евразийский экономический союз по уровню, по принципам выше, чем Таможенный союз. Поэтому мы надеемся, что в этих условиях то соглашение, которое было подготовлено, будет подписано в течение первого полугодия 2015 года. Это позволит устранить главные барьеры, которые имеются на пути казахстанской алкогольной продукции на российский и белорусский рынки, благодаря чему мы сможем получить дополнительный импульс для развития алкогольной отрасли Казахстана. В случае открытия рынков Беларуси и России мы сможем нарастить объем производства водки в 2-2,5 раза», — сообщил Амиржан Калиев.

По его словам, с 2011 года объем произведенной в РК алкогольной продукции сократился почти на треть. Если четыре года назад в стране было зарегистрировано 52 предприятия, занимающихся изготовлением спирта, водки и ликеро-водочной продукции, то сейчас их осталось 39. Причем, по данным «КазАлко», из них реально в прошлом году работали 15-16 предприятий.

По официальной статистике, в первом полугодии прошлого года в Казахстане произвели 3,8 миллиона литров коньяка, что на 33,8 процента больше, чем в 2013 году, 15,5 миллиона литров водки, что по сравнению с прошлым годом меньше на 23,7 процента, а объем сваренного пива за шесть месяцев прошлого года увеличился на 2,8 процента и составил 247,3 миллиона литров.

Как утверждают представители «КазАлко», доля российской и белорусской продукции на внутреннем рынке Казахстана составляет сейчас 25-27 процентов. Причем за последние пять лет импорт водки из РФ вырос в пять, а ликероводочной продукции — в десять раз.

«Ак жол» (светлый путь) — казахстанской водке


Периодически за отечественную алкогольную продукцию в своих депутатских запросах заступаются народные избранники. Так, в январе 2015 года с запросом на имя премьер-министра Карима Масимова обратился депутат мажилиса парламента РК, руководитель фракции «Ак жол» в мажилисе Азат Перуашев (кроме него, подписи под запросом поставили семь депутатов).

Мажилисмен напомнил, что с 2004 года в Казахстане полностью запрещена реклама алкогольной продукции. «В условиях существовавшего на тот момент отдельного внутреннего рынка эта мера, с социальной точки зрения, была абсолютно адекватной и не вызывала возражений у общества. Но даже при этом достаточно скоро выявились негативные экономические последствия такого шага, поскольку в соседней Российской Федерации реклама алкоголя еще долго оставалась свободной и была запрещена только через два года, а реклама пива — вообще только в 2012 году, то есть через восемь (!) лет», — отметил Перуашев.

«Необходимо учитывать тот факт, что все годы независимости наше население остается активным потребителем российских СМИ. По данным всех социологических исследований, доля казахстанцев, регулярно просматривающих российские телеканалы и читающих российские СМИ, стабильно составляет от 60 до 80 процентов, а согласно исследованиям Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры — почти 90 процентов наших соотечественников погружены в российское информационное пространство. В результате, начиная с 2004 года в Казахстане устойчиво формировалась ситуация, когда отечественные потребители смотрели рекламу российского алкоголя и не имели доступа к информации об аналогичной продукции казахстанского производства», — констатировал депутат, добавив, что вскоре это отразилось на потребительских предпочтениях, а затем — и на маркетинговой политике в торговле.

Российской водке, коньяку, винам, пиву во всех супермаркетах и магазинах стали отводить наиболее заметные для покупателей места, тогда как отечественный алкоголь задвигался на задние полки и сокращался в объеме. В то же время на вопросы предпринимателей о фактической дискриминации казахстанской алкогольной продукции в торговых сетях в супермаркетах отвечали, что на рынке именно спрос диктует предложение.

«Закон экономики гласит: «Реклама — двигатель торговли», и этот закон наши виноделы познали на своем опыте, оставшись и без рекламы, и без торговли. Только в 2012 году российская сторона последовала примеру Казахстана, с которым к тому времени уже два года находилась в Таможенном союзе, и ввела полный запрет на рекламу алкоголя (включая пиво), тогда как аналогичный запрет существует в Казахстане с 2004 году», — посетовал депутат, добавив, что тут же со всех СМИ и с высоких трибун постсоветского пространства при этом «посыпались крики о засилье казахстанского алкоголя, стали вводиться другие дискриминационные меры — от ограничений на транспортировку нашей продукции по территории РФ до кампаний бойкота такой продукции».

«Несмотря на это, казахстанские виноделы, благодаря прекрасным природно-климатическим условиям и профессионализму предпринимателей, пытаются бороться за покупателя. К известным брендам с давней историей, таким как «Бахус», «Капланбек», «Дионис», добавляются новые — «Виньяк», «Арба Вайн» и другие. Некоторые из них практически поставлены на колени, но это наши предприятия, наши налоги, наши рабочие места, которым мы не только можем, но и обязаны помогать», — подчеркнул Азат Перуашев.

Между тем с 1 января 2015 года в Российской Федерации вступили в силу новые поправки в Закон «О рекламе», которые вновь разрешили СМИ и телеканалам рекламу алкоголя (пива и вина), но — только российского производства.

«Думаю, с учетом предыдущего негативного опыта нет необходимости объяснять, как это решение в самое ближайшее время отразится на казахстанском рынке, а также на позиции казахстанской продукции на едином рынке Евразийского экономического союза. Короче говоря, для нас речь идет о выживании либо утрате целой отрасли национальной экономики. Понятно, что при ретрансляции передач российских каналов на территорию РК рекламные блоки регулируются казахстанским законодательством. Но при получении сигналов по спутнику в приграничных регионах, а также при распространении на территории РК печатных изданий, выпускаемых в РФ, это требование не срабатывает. Кроме того, нововведение однозначно нарушает интересы казахстанских производителей на едином рынке ЕАЭС, и в этом смысле — и принципы равной конкуренции на российской территории», — сказал депутат, призвав премьера срочно принять меры по защите интересов отечественных производителей в сложившихся условиях.


МК-Казахстан
 

28.01.2015