Четверг, 9 мая 2024 г.
Сделать стартовой страницей
Новости
Публикации
Аналитика
Участники рынка
Анализ рынка
Нормативные акты, разъяснения
Судебная практика
Консультации
Проекты нормативных актов
Национальная премия за качество алкогольной продукции
Поиск
Новости компаний
Чистая прибыль NovaBev Group в первом квартале выросла в два раза



Алкогольная Сибирская Группа представила новинки в линейке бурбонов




 
Уральское шампанское делают из узбекского вина и французских дрожжей

Под Новый год есть повод вспомнить старые атрибуты этого праздника, такие как знаменитое «Советское шампанское». Это сегодня на полках магазинов можно найти игристое вино разных марок и стран-производителей и даже настоящее французское «champagne» по цене от двух-трёх тысяч рублей за бутылку. Во времена СССР было только «Советское шампанское».

Всё дело в сосуде


При классическом способе производства шампанского вторичное брожение вина происходит в бутылках. Это довольно трудоёмкий и дорогой способ производства. Но ещё в тридцатые годы прошлого века советские виноделы усовершенствовали резервуарный или иначе — акратофорный (от греческого akratophoros — сосуд для чистого вина) метод производства игристого, доведя его до совершенства. При этом способе производства шампанизация вина происходит в большом резервуаре под давлением. Так появилось «Советское шампанское». Сегодня оно может называться и по-другому — «Российское шампанское», «Князь Голицын», но технология его производства — прежняя.

Заводы по выпуску шампанского стали строить по всей стране, считалось, что везти виноматериал в центральную часть страны и на Урал дешевле, нежели готовую продукцию. С 1969 года шампанское стали производить и в тогдашнем Свердловске.

О традициях


С 1981 года на Екатеринбургском виншампанкомбинате работает начальник цеха по производству и розливу шампанского Татьяна Федотова. Она — старейший шампанист предприятия, да и всего Уральского региона. О «Советском шампанском» знает всё.

Пока по конвейерной ленте идёт вереница бутылок с шампанским, рассуждаем с Татьяной Михайловной о том, что в нашем шампанском есть нашего, уральского. Выяснилось, что виноматериалы поступили из Узбекистана и Ставрополья, бутылки — из Республики Марий Эл, корковая пробка и мюзле (проволочная уздечка для удержания пробки) — из Испании, фольга-капсула для горлышка бутылки — украинская, этикетку напечатали в Челябинске.

— А всё стальное — это наше, то есть — опыт, традиции, наши ручки. Многие из специалистов у нас ещё старой, советской закалки. Для них технология — это святое, нарушать её ни в коем случае нельзя, — говорит она.

Кое-что есть из Франции

— А как же делают шампанское по той знаменитой советской технологии? — спрашиваю свою собеседницу.

И вот мы идём в винохранилище. Когда-то оно было крупнейшим в азиатской части страны. Сегодня на многих резервуарах висит лаконичная табличка — «на консервации».

— Здесь виноматериалы обрабатываются, из них делаются купажи. До 2005 года виноматериалы поступали из Молдавии, она по климатическим условиям очень похожа на те регионы Франции, где и родилось шампанское, — рассказывала Татьяна.

Кстати, из Франции в нашем шампанском кое-что всё же есть. Это дрожжи, они особые. Из них составляют бродильную смесь в ликёрном отделении. Ликёрным оно называется потому, что в нём готовят два вида ликёра — резервуарный и экспедиционный. Резервуарный идёт на приготовление бродильной смеси, а экспедиционный уже непосредственно добавляется в шампанское. От его количества, например, зависит, будет шампанское полусладким или полусухим.

Кстати, лёгкий запах винных дрожжей ощущается зачастую и после открытия бутылки. Это не дефект напитка, просто, чтобы все дрожжи погибли и запах исчез, надо игристое выдерживать не менее ста дней, но это ведёт к удорожанию напитка. Процесс производства «Советского шампанского» и так довольно длителен: три месяца — для рядового игристого и пять месяцев для выдержанных вин вроде нашей «Екатерины».

Брют или полусладкое?

— Почему у нас шампанское чаще почти всегда полусладкое? — спрашиваю Татьяну Федотову.

— Таковы предпочтения покупателей, ничем иным это не объяснить. Хотя вкус шампанского раскрывается именно в брюте, в вине с минимальным содержанием сахара. Мы как-то раз выпустили восемь тысяч бутылок брюта, он, кстати, получился у нас великолепный, так мы его еле распродали, а сахарок, если есть огрехи, он ещё и помогает виноделам их скрасить, — призналась она.

О волшебных пузырьках

Дрожжи, сахар и вино встречаются вместе в огромных 25-кубовых ёмкостях — акратофорах; в результате брожения, которое протекает 20–25 дней, происходит выделение углекислоты, она и делает напиток игристым. Сегодня многие производители просто газируют винные напитки и выдают их за игристое вино. По вкусу разницу неспециалист даже не заметит, а вот пузырьки выдадут подмену.

— В газированных напитках углекислота бывает в свободном и растворённом виде, а в шампанском — ещё и в связанных формах, и чем дольше стоит шампанское, тем больше накапливается таких связанных форм, — говорит Татьяна Федотова.

А это значит, что благодаря естественному насыщению углекислотой, шампанское отличается долгим выделением её в виде тех самых волшебных пузырьков. Оно, как говорят в таких случаях, играет.

Кстати, именно из-за углекислоты с употреблением шампанского не стоит перебарщивать, и за праздничным столом достаточно выпить пару бокалов.


oblgazeta.ru
 

31.12.2014